Фрикционная муфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<11,767428

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт . свид-ву (22) Заявлено 07. 12. 78 (21) 2693254/25-27 с присоединением заявки М— (23) Приоритет

Опубликовано 300980. Бюллетень М9 36

Дата опубликования описания 05. 10. 80 (51)М К 3

Р 16 D 25/06 3

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 825..54(088.8) (72) Авторы изобретения

A. Н. Нарбут, В. Ф. Шапко, В. Е. Шевалье и А. И. Архипов

Павлодарский индустриальный институт и Московский автомобильно-дорожный институт (т1) Заявители (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна фрикционная муфта, содержащая два пакета фрикционных дисков, гидропривод и распределитель (11 .

Недостаток ее — жесткость включения.

Наиболее близкой к изобретению, пстехнической сущности и достигаемому результату является фрикционная муфта, содержащая смонтированные на валу две полумуфты с гидроцилиндрами управления, рабочие полости которых соединены с источником давления через 15 периферийный распределитель и дополнительный клапан с подпружиненным по оси золотником j2) .

Недостатком такого устройства является низкая надежность и срок служ- 20 бы.

Целью изобретения является повыше« ние надежности и срока службы..

Поставленная цель достигается тем, что в корпусе:дополнительного клапана25 выполнен дроссельный канал, соединяющий полость одной из полумуфт с нагиетательной магистралью и перекрываемый золотником дополнительного клапана. 30

На фиг. 1 показана фрикционная муфта, общий вид; на фиг. 2 — разрез по периферийному распределителю и дополнительному клапану в положении включения первой полумуфты; на фиг.3то же, в положении включения второй полумуфты; на фиг. 4 — то же, при сдвинутом золотнике дополнительного клапана.

Корпус 1 фрикционной муфты закреплен на валу 2. С корпусом с помощью шлиц соединены диски 3 и 4 первой и второй полумуфт, между ведущими дисками 3 и 4 расположены ведомые диски

5 и 6, соединенные с помощью шлиц со своими ступицами. Первая полумуфта включается при подводе масла под давлением в полость 7, вторая — при подводе масла в полость 8.

Масло под давлением подводится к полостям 7 и 8 через периферийные распределитЕли 9 и канал 10 в корпуса

1 и валу 2.

Периферийный распределитель имеет золотник 11 с тремя поясками 12-14, и корпус, в котором выполнены каналы

15-17 для соединения с первой полу.муфтой, для подвода жидкости и для соединения со второй полумуфтой. 767428

Дополнительный клапан задержки выключения первой полумуфты имеет золотник с поясками 18 и 19, установленный s отверстии корпуса 9, который имеет каналы 20-23 для слива, для. соединения с первой полумуфтой, для соединения с подводом масла и для соединения со второй полумуфтой соответственно.

В левый торец золотника дополнительного клапана упирается пружина

24. В крышке 25 предусмотрено отверстие 26.

Клапан 15 соединен с каналом 21, а канал 17 — c канаЛом 23.

Между каналами 16 и 22 со стороны дополнительного клапана выполнен дроссельный канал 27.

Возможен другой вариант исполнения, при котором дроссельный канал

27 выполнен между каналами 15 и.21.

Возможен также вариант исполнения, при котором распределитель и дополнительный канал имеют разные корпуса, каналы 15 и 21, а также каналы 17 и

23 соединены попарно между собой через полости соответствующих полумуфт, а канал 22 — с каналом 10.

Фрикционная муфта работает слецующим образом.

При включении. первой полумуфты золотник 11 распределителя перемещается в крайнее левое положение.

При этом рабочая жидкость по каналу

10 поступает в канал и через полость, ограниченную поясками 13 и 14 золот ника распределителя — канал 15, а затем в полость 7 первой полумуфты. Одновременно жидкость иэ канала 16 может поступать в полость через дроссельный канал 27, канал 22,полость, ограниченную поясками 18 и 19 эолотнйка дополнительного клапана, канал

21 и канал 15. В этом положении золотника 11 распределителя полость 8

: второй полумуфты через канал 14 сообщена со сливом. Одновременно со сливом сообщен канал 23 дополнительного клапана. Под действием усилия пружины 25 золотник дополнительного клапана занимает крайнее правое положение, упираясь в торец корпуса.

При перемещении золотника 11 распределителя вправо рабочая жидкость под давлением из канала 16 через полость, ограниченную поясками 13 и

14 золотника распределителя поступает в канал 14, а затем в полость 8 второй полумуфты. В этом положении зо-. лотника 11 распределителя поясок 12 закрывает слив иэ полости 7 первой чолумуфты, которая продолжает эапол яяться рабочей жидкостью иэ канала

16 через дроссельный канал 26, канал

22, полость, ограниченную поясками

18 и 19 золотника дополнительного клапана, канал 21 и канал 13. Тем самым обеспечивается сохранение давления в полости 7 первой полумуфты.

Первая полумуфта остается вклю-. ченной до тех пор, пока возрасшее в канале 23 давление (в конце периода заполнения полости включения второй полумуфты), преодолев усилие пружины 24, не сдвинет золотник дополни-. тельного клапана влево до упора в торец крышки 25.

При этом канал 21 соединяется с каналом 20; обеспечивая слив из полости первой полумуфты. Одновременно пояском 19 золотника дополнительного клапана перекрывается дроссельный канал 25, чем устраняются утечки рабочей жидкости в линии нагнетания.

Таким образом, обеспечивается переключение передач с перекрытием, как фрикционной муфты с новыми уплотнительными устройствами ее полости, так и при существенно возросших зазорах в результате износа.

В результате этого обеспечивается сохранение высоких характеристик процессов переключения передач в течение длительного срока эксплуатации фрикционной муфты. Тем самым повыаается надежность и долговечность как фрикционной муфты, так и всей трансмиссии, а также улучшается плавность переключения передач.

Формула изобретения

Фрикционная муфта, содержащая

4О смонтированные на валу две полумуфты .с гидроцилиндрами управления, рабочие полости которых соединены с источником давления через перйферийный распределитель и дополнительный клапан

4g с подпружиненным по оси золотником, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и срока службы, в корпусе дополнительного клапана выполнен дроссельный канал, соединяющий rrîëîñòü одной из полумуфт с нагнетательной магистралью и перекрываемый золотником дополнительного клапана.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 323581, кл. F 16 9 13/52, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 600342, кл. F 16 D 25/062, 1976.

767428 по ю гг

9Р0 .5 о у

Фиаk

Составитель И. Яцуков

Техред Н.Барадулина Коррект р М. Вигула

Редактор И.-- Коваль тук

Заказ 92 14 Тираж 1095 - Подписное

ВНИИПИ 1 осударственного комитета СССР . по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх