Контроллер, преимущественно для управления коробками передач транспортных машин

 

ОПИСАНИ

ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ

64232Союз Советскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 91732 (22) Заявлено 0906.77(21) 2493748/24-0

Кл.2

1 Н 21/82 с присоединением заявки М

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 2 50 579. Бюллетень Nо

Дата опубликования описания 2505.7

) .621. 31 б. 53. . 6 29 . 113-585 (088. 8) (72) Авторы изобретения

А.П.Недялков и E.Ä.Òóðòàíoâ

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт HAMH (71) Заявитель (54) КОНТРОЛЛЕР ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

KQPO5KAHH ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

Изобретение относится к транспортным машинам и, в частности, касается устройств управления коробками передач.

Известен контроллер по авт.св.

9 173287, содержащий корпус, крышку, поворотную ось, установленную между корпусом и крышкой, кулачковый барабан, закрепленный на оси, качающийся рычаг управления, установленный на оси барабана и связанный с ним штифтом, проходящим сквозь овальное отверстие в оси, фиксатор, установленнйй на расположенном внутри контроллера конце рычага управления и взаимодей- 15 ствующий с выступами крышки, пластинчатые контакты, взаимодействующие с кулачковым барабаном и центральный контакт, связанный с рычагом управления втулкой, установленной на оси 2О барабана и соединенной с штифтом рычага. Упомянутый фиксатор выполнен в виде закрепленной на конце рычага втулки с установленным внутри нее подпружиненным толкателем, снабженным на конце шариком. A центральный контакт выполнен в виде пластинчатого рычага с контактом на одном конце и вилкой на другом конце, снабженной штифтами, входящими в проточку втул- ЭО ки рычага управления, и опорой, расположенной между концами рычага и установленной на корпусе контроллера (1).

Недостатком такого контроллера является недостаточная надежность из-за отсутствия возможности синхронизировать ведущие и ведомые элементы коробки передач при переключении с высшей на низшую несинхронизированную передачу. Следствием этого является наличие сколов торцов зубьев. шестерен постоянногО зацепления, что существенно сокращает долговечность

:коробки передач.

Целью изобретения является новышение надежности.

Для этого в контроллере на корпусе установлены с возможностью взаимодействия с пластинчатым рычагом контакты, на внутренней стороне крышки выполнен упор, а на поверхности качающегося рычага расположен с возможностью,взаимодействия с указанным упором выступ.

На фиг.1 показан предлагаемый контроллер; с блок-схемой; на фиг.2 то же,но с рычагом управления на упор;фиг.3 — вид A фиг.2;фиг.4 представлен фиксатор; фиг.5 показана установка рычага управления на оси;

664232 фи"..6 представллены различные положения центрального контакта, расположенного на конце пластинчатого рычага.

Контроллер содержит корпус 1, крышку 2 и установленную между ними поворотную ось 3. йа ней штифтам 4 закреплен кулачконый барабан 5. На оси 3 установлен также качающийся рычаг б управления; связанный с осью штифтом 7, проходящим сквозь отверстия 8 оси 3. На конце рычага 6 управления, находящимся внутри контроллера размещены фиксаторы 9 и блокирующая пружина 10. фиксатор 9 состоит из втулки ll, в которой установлен толкатель 12 с шариком 13 на конце. Фйк- (5 сатор 9 снабжен пружиной 14, упирающейся одним концом в толкатель 12, а другим — в штифт 15, входящий во втулку 11. Шарик 13 фиксатора взаимодействует с впадинами 16 крышки 2. Ма кор- 20 пусе 1 контроллера установлены панели с пластинчатыми"контактами 17, взаимодействующими с барабаном 5, и центральный контакт, выполненный в виде пластинчатого рычага 18, закрепленного на оси 19. На одном конце пластинчатого рычага 18 установлен электрический контакт 20, а на другом — вилка 21 с штифтами 22, входящими в проточку втулки 23, находящейся на оси 3 и соединенной со штифтом 7. Между штифтами 4 и 7 размеще- на пружина 24. На рычаге б также установлена лампочка светового указателя

25 включаемой передачи, а на крышке

2 — прозрачные указатели 26. На корпусе 1 контроллера устанонлены электрические контакты 27 выключения сцепления и контакты 28 включения . йеред;:ч, управляемые пластинчатым ры:чагом 18 с контактами 20. К контакту 40

27 подключен электромагнит 29 выключения сцепления, а к контакту 28 — механизм 30 управления коробкой передач, Электромагнит 29 выключения сцепления, а также электромагнит 31 45 уменьшения подачи топлива связаны с контактами 28 включения передач че:рез контакты 32 и 33 реле 34, управляемого концевыми выключателями мевЂ:жуанизма. 30 управления коробкой пере- 50 дач.

На ннутренней стороне крышки 2 контроллера выполнен упор 36, взаимодействующий с выступом, выполненным на поверхности 35:качающегося рычага б управления, обращенной к крышке 2 контроллера.

Контроллер работает следующим образом.

В положении, изображенном на фиг.l, шарик 13 фиксатора входит в одну из 60 впадин 16 крышки 2. Пружина 14 фиксатора прижимает шарик 13 к."крйшке

2 и отжимает конец рычага 6 управления вверх. Втулка 23 находйтбя вверху, вилка 21 рычага 18 также находит- 65 ся в верхнем положении, а противоположный конец пластинчатого рычага

18 с контактом 20 — в нижнем. В этом случае замкнут контакт 28 и включен механизм управления коробкой передач.

При переведении рычага 6 управления в другое положение (включение другой передачи) выступающий из контроллера конец рычага 6 управления отжимается вниз, а вместе с ним опускается втулка 23 с вилкой 21, а противоположный конец рычага 18 поднимается. При этом контакт 28 размккается и выключается механизм управления коробкой передач,а верхний контакт 27 замыкается и включается электромагнит 29 выключения сцепления.

Затем при понороте рычага б вокруг оси 3 шарик фиксатора выходит из нпадины 16, .поворачивается кулачковый барабан 5, и пластинчатые контакты

17 переключаются. При отпускании рычаг управления фиксируется в новом положении, втулка 23 поднимается, а пластинчатый рычаг 18 с контактом 20 перемещается вниз, контакт 28 замыкается и включается механизм управления коробкой передач.

Так происходит переключение с низшей на высшую и с высшей на низшую синхронйзирбванные передачи.

В случае переключения с высшей на низшую несинхронизированную передачу (с поз ° 2 на поз. 1 по фиг.3) также отжимается рычаг управления, пластинчатый рычаг 18 поднимается и замыкается контакт 27 (фиг.б,в) выключения сцепления ° Затем рычаг управления поворачивается вокруг оси 3 на одно фиксированное положение и отпускается. Под действием пружины 24 рычаг 6 поднимается вверх до тех пор, пока поверхность

35 рычага управления не встает на упор. 36 (фиг.2,бв) .При этом пластинчатый .рычаг 18 с контактами 20 опустится до среднего положения (фиг.бб) между контактами 27 и 28, что соответствует включенному сцеплению и выключенной передаче и позволяет синхронизировать ведущие и ведомые элементы коробки передач при увеличении оборотов двигателя.

Для того чтобы включить передачу, необходимо рычаг управления б вытянуть вдоль оси вправо, сжимая блокирующую пружину 10. При этом рычаг управления сойдет с упора 36 и полнймается под действием пружины 24 вверх, а пластинчатый рычаг 18 с контактом 20 опустится и замкнет кон= такт 28 включения передачи (фиг.6 в)

Указайное выполнение контроллера для управленйя коробкой передач транспортной машины путем синхронизации ее ведущего и ведомого элементов при переключении с высшей на низшую несинхронизированную передачу предотвращает сколы зубьев шестерен

6642 непостоянного зацепления, в результате чего повышается долговечность коробки передач .

Фс рмула изобретения

Контроллер, преимущественно для. 5 управления коробками передач транспортных машин по осн.авт.св.9173287, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности,на корпуср

3:.

6 установлены с возможностью взаимодействия с пластинчатым рычагом контакты, на внутренней стороне крышки выполнен упор, а на поверхности качающегося рычага расположен, с возможнос- . тью взаимодействия с указанным упором выступ.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. авторское свидетельство СССР

Р 173287, кл. Н 01 Н 21/80, 1963.

664232

zs

Юг. У г7 2а

27 го

27

Фиг. 6

Составитель н.Кузнецова

Редактор Ю. Челюканов Техред Э. Чужик Корректор A.Ððèöåíêî

«О

Заказ 3010/50 тираж 922 Подписное

ЦИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Рауыская наб., д.4/5.

Филиал ППП Патент -, r .Óæãîðîä, ул.Проектная,4

Контроллер, преимущественно для управления коробками передач транспортных машин Контроллер, преимущественно для управления коробками передач транспортных машин Контроллер, преимущественно для управления коробками передач транспортных машин Контроллер, преимущественно для управления коробками передач транспортных машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления группой электрических, пневматических или гидравлических исполнительных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления группой электрических, пневматических или гидравлических исполнительных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в контактной системе зажигания двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрических переключателях на большие токи, размыкающие и замыкающие электрическую цепь без нагрузки
Наверх