Антифрикционный материал

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСЗВУ.

Союз Советских

Социалистических

Весвублик (1ц704957 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51)М. Кл.2

С 08 J 5/10 .

С 08 L 29/14

С 08 L 61/10

С 08 К l/04 (53) УДК 678,066 . (088,8) (22) Заявлено 050977(21) 2523531/23-05 с присоединением заявки йо

Государственный комнтет

СССР но делам нзобретеннй н открытнй (23) Приоритет

Опу6ликовано 25.12.79. Бюллетень йу 47

Дата опубликования описания 26.1279 (72) Авторы

П.В, СысоеВ, A,È, Бессонов, К,С, НОвиков, П,Н. Богданович изобретения, и я.r, гольдман

Институт механики металлополимерных систем

AH Белорусской CCP,(71) Заявитель (54) АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Изобретение относится к антифрик. ционным материалам и может быть использовано в машиностроительной промышленности, а материалы - например, в качестве рабочего слоя прижимного утюжка ленточного подвижного станка при шлифовальных операциях изделий из древесины.

В современном машиностроении широко известны материалы, армированные тканями, сетками и волокнами на основе теплостойких полимерных связующих, Известны тканые или плетеные текстильные материалы, обработанные дисперсией теплочувствительного связующего агента, с последующим его. отверждением и, при необходимости, тиснением материала fl),.ER3.

Наиболее близким по технической сущности к описываемому изобретению является антифрикционный материал согласно заявке Японии (3), состоящий иэ нетканой армировки на основе ориентированных полимерных волокон пропитанной композицией, содержащей поливинилбутираль, феноло-формальдегидную смолу и графит, Однако, недостаточная иэносостой кость и теплостойкость известного материала сдерживает его широкое применение в узлах трения промышлен ного оборудования.

5 целью изобретения является повышение износостойкости и теплостойкости материала.

Эта цель достигается тем, что известный антифрикционный материал, состоящий из нетканой армировки на основе ориентированных полимерных волокон, пропитанной композицией,со- держащей поливинилбутираль, фенолоформальдегидную смолу и графит, дополнительно содержит галогенфосфат ,алюминия и колчеданный огарок при следующем -соотношении компонентов, :sec.Ú!

Феноло-формальдегидная смола 7-10

Графит 12-25

Галсгенфосфат алюминия 0,2-0,6

Колчеданный огарок 1-3

Поливинилбутираль Остальное, Фенола-формалъдегидная смола явпяется. теплостойким полимерным связующимм, повышающим износостойкость к температуру эксплуатации материа30 па до 523о К, 3

704957

Раствор поливинилбутираля в спирте повышает эластичность матери- ала, Графит введен в состав композиции в качестве сухой смазки, Галогенфосфат алюминия, являясь антипиреном, повышает теплостойкость мате-. риала.

Колчеданный огарок введен в состав пропиточной композиции с целью повышения износостойкости материала. )О

Для получения материала были подготовлены три композиции, содержащие следующие ингредиенты,вес;%:

При процентном содержании ингредиентов в композициях, отличающихся от приведенных в табл, 1, характе-. ристики материала ухудшаются по сравнению с соответствующими характеристиками прототипа, Так, увеличение содержания феноло-формальдегидной смолы в композиции выше 10% при-. водит к значительному короблению " материала, а при содержании ниже

7% - снижаются его грочностные характеристики.вследствие уменьшения клеющей способности композиции.

При низком содержании графита в композициИ (ниже 12%) коэффициент трения достаточно высок (0,3) и вследствие этого снижается износостойкость, увеличение содержания rpa- 30 фита выше 25% сопровождается сильным повышением вязкости прожиточного состава, ухудшается качество пропитки, наблюдается неравномерное проник- новение композиции в матрицу. Вслед- 35 ствие этого в отдельных, слабо пропитанных местах матрицы наблюдается сильный износ, приводящий к прежде временному выходу из строя антифрикционной прокладки. Низкое содержание 40 галогенфосфата алюминия (ниже 0,2%) снижает теплостойкость материала, а его увеличение выше 0,6% вызывает рост коэффициента трения и, соответственно, снижение износостойкости 45 прокладки. Колчеданный огарок вводится как наполнитель с целью повышения износостойкости и снижения коэффициента трения. Малое его содержание (до 1%) незначительно снижает коэффи -50 циент трения. Однако, превышение

3%-ной .концентрации огарка сопровождается снижением прочности материала, что обусловлено низкой смачиваемостью наполнителя, удалением его в процессе трения и образованием пор в рабочем слое прокладки.

Технология формирования материала следующая:

1, Раскройка нетканого материала на листы заданных размеров.

2. Составление пропиточной композиции: а) Приготовление спиртового раствора поливинилбутираля при соотношении спирта и поливинилбутираля QT

10:1 до 15:1. б) Введение в раствор поливинилбутираля спиртового раствора фенолоформальдегидной смолы, в) Введение в раствор целевых добавок: графита, галогенфосфата алюминия и кол-преданного огарка в приведенных выше соотношениях, г) Перемешивание композиции при температуре не выше 338 К в течение

0,6-1 ч.

3. Пропитка листов нетканого материала. а) Пропитка и сушка листов при

295-298 K в течение 24 ч, б) Термостатирование пропитанных листов в термошкафу при 403+5 С в течение 0,2-0,3 ч, 4. Калибрование материала плоскими или рифлеными валками.

Полученный материал имеет следующие характеристики:

Пример 1 Антифрикционный материал изготавливается по описанной выше технологии следующих размеров: длина - от 30 + 2 см до 50 +4 см ширина - от 15+ 2 см до 20 + 1 см толщина - 0,4 +0,1 см.

Сформованный материал механически закрепляется на прижимной утюжке ленточного подвижного станка и является рабочим слоем утюжка, непосредственно контактирующим с перемещающейся лентой при шлифовальных операциях изделий из древесины.

704957

Таблица 1

99 п/п

Композиции

Ингредиенты

ХХ

1 Феноло-формальдегидная смола

8)5 7

17 25

2 Графит

3 Галогенфосфат алюминия

0,2

0,4

0,6

4 Колчеданный огарок

5. Поливинилбутираль остальное

Т а б л и ц а 2

1 Твердость, не ме- Я нее кгс/см

0,6

1 1 1 5 1 3

2. Коэффициент трения скольжения

0,35 0,28 Oi22 0,25

-4

9,2.10 б 10 0 5 10 1 4 10

3. Интенсивность ве" сового износа кгс/м м

4. Теплостойкость К

380 423 450 438

Галогенфосфат алюминия

Колчеданный огарок

Поливинилбутираль

0,2-0,6

1-3

Остальное.

Составитель A. ГорячЕв

Редактор И.Фридман Техред С.Мигай . КО ект екто М Ша ши

Заказ 7960/27 Тираж 585 Подписное

tlHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

Москва Ж- 35 Ра ская наб де 4

Филиал ППП Патент, г, ужгород, ул, Проектная, 4

Формула изобретения Антифрикционный материал, состоящий из нетканой армировки на основе ориентированных полимерных волокон, пропитанной композицией, содержащей поливинилбутираль, феноло-формальдегидную смолу и графит, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения износостойкости и теплостойкости материала, пропиточная композиция дополнительно содержит галогенфосфат алюминия и колчеданный огарок при следующем соотношении компонентов, вес.Ъ:

Феноло-формальдегидная смола 7-10

Графит 12-25

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

45 . 1 ° Патент Великобритании

Р 1312969, кл. D 12, опублик ° 1973), 2. Патент Великобритании

В 1390181, кл. В 2 Е, опублик,1973, 50

3. Заявка Японии 9 20822, кл. 47 D О, опублик ° 1974 (прототип).

Антифрикционный материал Антифрикционный материал Антифрикционный материал 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области получения абразивостойких композиций на основе венилиденфторсодержащих сополимеров и может быть использовано в химической, автомобильной, перерабатывающей и других отраслях промышленности
Наверх