Ротор асинхронной машины

 

Союз Советскнк

Соцналнстнческнк

Республик

О h И С А Н И Е (930507

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

* .- »

»»

Ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 23.09.80 (21) 2983559/24-07 с присоединением заявки М (23) Приоритет (51)М. Кл.

Н 02 К 9/22

9тоударсткииый комитет

ll0 делам иэобретеиий и открытий

Опубликовано 23.05 82 Бюллетень № 19 (53) УДК 621. .313 33 (088.8) Дата опубликования описания 25,05.82 » ъ-.с: .

»

М (72) Автор изобретения

Я. М. Хаит т

I т

Г

f », k

Всесоюзный научно-исследовательский, проен ноконструкторский и технологический институт -" - :.:; ." / электромаши ностроени я — -! (7! ) Заявитель (54) Ротор АСИНХРОННой МДЫИНЫ.Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к асинхронным машинам с короткозамкнутой литой обмоткой ротора и теплоносителями.

Известен ротор асинхронной машины, содержаций короткозамкнутую литую обмотку и составной вал, средняя часть которого расположена внутри сердечника ротора и выполнена из магнит1о ного материала, являясь частью сердечника ротора. Выходные полувалы изготовлены из магнитного материала и соединены со средней частью вала

Однако высокая трудоемкость при

15 изготовлении составного вала не удовлетворяет требованиям при крупносерийном производстве.

Известен короткозамкнутый ротор для асинхронной машины, выполненный в виде пакета с пазами, к которым примыкают вырезы, по всей длине ротора проходящие в радиальном направлении и доходящие от окружности ротора минимум до половины высоты пазов. Вырезы примыкают к пазам с .одной сторо- ны (2 .

Недостатком данной конструкции является малоэффективность цели, так как продувка воздуха по узкому каналу весьма затруднительна, а увеличивать его за счет магнитной цепи не представляется возможным, так как повлечет за собой ухудшение энергопараметров электрической машины.

Известен также ротор, содержаций сердечник с короткозамкнутой литой обмоткой и два выходных полувала, причем полувалы снабжены выступами, которые входят в соответствующие углубления, выполненные в торцовых частях сердечника и в короткозамыкаюцих кольцах (3).

Недостатком данной конструкции является то, что в магнитопроводе необходимо иметь углубления, которые служат для фиксации полувалов. Эти углубления занимают часть магнитной

930507 цепи, > a-за чего рабочая часть рото- ра становится короче. Этот же недостаток распространяется и на обмотку, так как и ее сечение уменьшается в честах соединения с выступами йолувалов.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является ротор электрической машины, содержащий вал из теплопроводного материала, на- 10 пример алюминия, со стальной оболочкой, магнитопровод с короткозамкнутой обмоткой и подшипники, размещенные на указанной оболочке, причем, ротор снабжен радиальными стержнями is из теплопроводного материала, сопряженными с торцами магнитопровода, стальная оболочка выполнена с отверстиями у торцов магнитопровода, через которые вал соединен при помощи стержней с короткозамкнутой обмоткой Т > j.

Недостатком известной конструкции является то, что теплоотвод осуществляется за счет радиальных стержней, расположенных по торцам магнитопровода, но эффективность такого отвода тепла незначительна, так как тепло концентрируется, в основном, в средней части длины обмотки и магнитопро- вода.

Цель изобретения - повышение эффективности отвода тепла.

Поставленная цель достигается тем, 35 что ротор электрической машины, содержащий вал из теплопроводного материала, например алюминия, со стальной оболочкой и подшипники, размещенные на указанной оболочке с осевой

40 полостью, магнитопровод с коротко" замкнутой обмоткой, с радиальными стержнями из теплопроводного материала, сопряженными с торцами магнитопровода а сам магнитопровод выполнен

45 из воронкообразных изогнутых листов, половина собранных в два пакета, направленных впадиной навстречу друг другу, а в коническую полость между пакетами введен теплопроводящий стер50 жень.

На Фиг. 1 показан ротор, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение Л-A на фиг. 1, Ротор 1 с обмоткой 2 имеет короткозамыкающие кольца 3. Вал 4 с обмот- 55 кой 2 составляют объем массы высокотеплопроводного материала (например, алюминий, медь).

Эти элементы соединяются друг с другом по радиальным стержням 5 и диску 6. Стержни 5 размещены аналогично спицам, идущим от короткозамы-! кающих колец 3 по торцам магнитопровода ротора 1, и пронизывают стальную оболочку 7 вала по радиальным отверстиям в ней. Диск 6 размещен в середине магнитопровода, суженные его края соединены с обмоткой 2, а к центру он расширяется, соединяясь с заполненной теплопроводной массой в полости вала 4.

Генерируемое в обмотке ротора тепло передается к валу не только через магнитопровод и зазор между последним и стальной оболочкой вала, но. также посредством указанных стержней и диска, соединенных с валом и выполненных из высокотеппопроводного материала.

Это позволяет значительно уменьшить перегрев обмотки ротора и, следовательно, повысить использование машины.

Вал 4 может быть выполнен из двух полых половин, на которые предварительно напрессованы половины магнитопровода 1 и 8. Слои магнитопровода 1 и 8 находятся под углом по отношению к оси вала. Торцовая .часть магнитопровода 8, обращенная к середине ротора, имеет вид воронки. После соединения двух половинок ротора вместе, совмещая оси вала, ротор и вал заполняются теплопроводным материалом, который выполняет роль обмотки ротора и теплоносителя, соединяющего радиальным стержнем и диском обмотку с валом.

Размещение теплоотвода в середине ротора позволяет снизить нагрев в самом напряженном в тепловом отношении месте.

Формула изобретения

Ротор асинхронной машины, содержащий вал из теплопроводного материала, например алюминия, со стальной оболочкой и магнитопровод с короткозамкнутой обмоткой с радиальными стержнями из теплопроводного материала, сопряженными с торцами магнитопровода, о т л и ч а ю щ и и с л тем, что, с целью повышения эффективности отвода тепла магнитопровод

930507 выполнен из собранных в два пакета воронкообразных изогнутых листов, направленных впадиной навстречу друг другу, а в коническую полость между пакетами введен теплопроводящий стержень °

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Патент Японии М 48-33444, кл. 55 A 425, 1975.

2. Патент ФРГ 1т 2462150, кл. H 02 В: 17/16, 1976.

3. Авторское свидетельство СССР 663024, кл. Н 02 К 1/28, 1979.

4. Авторское свидетельство СССР 660154, кл. H 02 K 9/22, 1979. б

Фиг.1

930507

Заказ 3489/75

Тираж 719 Подписное

ВНИИПИ ГосударстВенного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Н-35, Рауыская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель A. Кецарис

Редактор А. шандор Техред М. Надь: Корректор У ..Пономар -: нкс

Ротор асинхронной машины Ротор асинхронной машины Ротор асинхронной машины Ротор асинхронной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, электрическим машинам закрытого исполнения, в частности к их системам охлаждения, и может использоваться в электротехнической, энергетической, машиностроительной, приборостроительной промышленности и в сельском хозяйстве

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к охлаждению электрических машин с газовым охлаждением - с аксиальным охлаждением ротора и тангенциальным охлаждением статора

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения тяговых асинхронных двигателей, применяемых в железнодорожной промышленности, в частности к полу или частично закрытым двигателям

Изобретение относится к области электротехники, в частности к асинхронным двухскоростным электродвигателям

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх