Коробка передач транспортного средства

 

О П И:.С;, Н -И, Е и 3 о е И+Ё и я

Союз Советских

Социалистических

Республик 709410

Х .АЯТОРСХОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.03.77 (21) 2459601/27-1! с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 60 К 17/!6

Гееудлрстеенмый коммтет

СССР дв делам нзобретений и аткрмтлй

Опубликовано 15.0!.80. Бюллетень М 2

Дата опубликования описания !5.01.80 (53 ) УД К 629. 113— — 587 (088.8) (72 j Авторы изобретения

И. С. Цитович, Б. Е. Митин, Е. С. Стайченко, Л. Г. Красневский, В. Б. Альгин, В. H. Шаколин, И. А. Марчик, В. H. Басалаев и В. И. Кочергин

Институт проблем надежности и долговечности машин АН Белорусской ССР (7l) Заявитель (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей и тракторов.

Известна коробка передач, содержащая установленные в корпусе суммирующий дифференциал, водило которого связано с выходным валом, зубчатую передачу для распределения мощности по нескольким силовым потокам, ведомые шестерни которой расположены на промежуточном валу, входной вал с ведущей шестерней и муфты для включения ступеней передач (11.

Недостатком данной конструкции являются оольшие габариты, невысокая надежность и долговечность коробки передач.

Пель изобретения — уменьшение габаритов, повышение надежности и срока службы коробки передач за счет снижения нагруженности передающих элементов.

Это достигается тем, что предлагаемая коробка передач снабжена тормозом заднего хода и дополнительной муфтои, полым валом с шестернями, соединенным с коронной шестерней суммирующего дифференциала, внутри которого размешен входной вал, связанный с этим полым валом при помощи дополнительной муфты, по крайней мере одним дополнительным валом с закрепленными ведомыми

5 шестернями, взаимодействующими с шестернями полого вала, и дополнительной зубчатой передачей, один элемент которой соединен с водилом, а другой — с упомянутым тормозом для соединения его с корпусом, при этом ведушая шестерня входного вала зацеплена с шестернями промежуточного вала.

На чертеже представлена схема предлагаемой коробки передач.

Коробка передач содержит корпус 1, сум15 мнруюший дифференциал, состоящий иэ солнечной шестерни 2, сателлитов 3 и коронной шестерни 4, дополнительную зубчатую передачу, состоящую из солнечной шестерни 5 и сателлитов 6, образуюших с сателлитами 3 блоки зубчатых колес, установленные с возможностью вращения на водиле 7, связанном с выходным валом 8. Солнечная шестерня 5 дополнительной зубчатой передачи установлена с возможностью врашения на выходном валу

709410

8 при включении передачи заднего хода и связана с тормозом 9 заднего хода, закрепленным в корпусе Коронная шестерня 4 закреплена на полом валу 10, а солнечная шестерня

2 закреплена на входном валу 12, проходящем внутри полого вала 10. Шестерни !2 — 14 постоянного зацепления, тормоз 15, муфта 16 и дополнительная муфта 17 установлены на полом валу 10 и связаны с ведущей шестер1 ней 18 входного вала 11 посредством ведомых 10 шестерен 19 — 22. установленных на промежуточном валу 23. Входной вал 11 выполнен из двух частей: жесткого элемента 24 с закрепленными на нем подшипником 25 опоры входного вала и подшипником 26 первой опоры 15 полого вала 10, а также упругого элемента 27, например торсиона, связанного с солнечной шестерней 2 суммирующего дифференциала. Сателлиты 3 и 6 установлены на водиле 7 посредством подшипников 28. Для блокировки торма- 20 зов 9 и 15 с целью их альтернативного включения имеется механическая связь 29.

Коробка передач помимо шестерен 19 — 22 имеет по крайней мере один дополнительный вал 30 с шестернями, идентичными шестерням промежуточного вала.

Коробка передач работает следующим образом, Первая ступень передач образуется при включении тормоза 15, цри этом силовой ноток образуется посредством входного вала 11, планетарного ряда с шестернями 2-4, водила 7 и выходного вала 8. Вторая передача образуется при включении муфты 16, при этом мощность двигателя от входного вала 11 к суммирующему дифференциалу с шестернями 2 — 4 передается двумя потоками: один силовой поток образуется посредством входного вала 11 и солнечной шестерни 2, а второй силовой поток образуется при помощи ведущей шестерни 18 вход- 40 ного вала 11, шестерен 19 и 22, шестерни 14„ установленной с возможностью вращения на полом валу 10, и коронной шестерни 4. Третья и четвертая передачи в пятиступенчатой коробке передач образуются аналогично при ключении45 муфт 16 и 17 соответственно. Пятая передача пятиступенчатой коробки передач — прямая передача — образуется при вклк>чении муфты 17, соединяющей входной вал 11 и полый вал 10 в единый блок. 50

Передачи с передаточным числом меньше единицы при отсутствии дополнительных. механизмов, например ускоряющего делителя передач, получаются путем подбора чисел зубьев шестерен 12 и 20, при этом прямая передача становится промежуточной ступенью передач.

Передача заднего хода осуществляется при включении тормоза 9, при этом солнечная шестерня 5 затормаживается, и силовой поток о6разуется посредством входного вала 11 и солнечной шестерни 2, двойных сателлитов 3 и 6, солнечной шестерни 5 и водила 7, связанного с выходным валом 8.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содер>кащая установленные в корпусе суммирующий дифференциал, водило которого связано с выходным валом, зубчатую передачу для распределения мощности по нескольким силовым потокам, ведомые шестерни которой расположены на промежуточном валу, входной вал с ведущей шестерней и муфты для включения ступеней передач, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью уменьшения габаритов, повышения надежности и срока службы за счет снижения нагруженности передающих элементов, она снабжена тормозом заднего хода и дополнительной муфтой, полым валом с шестернями, соединенным с коронной шестерней суммирующего дифференциала, внутри которого размещен входной вал, связанный с этим полым валом при помощи дополнительной муфты, по крайней мере одним дополнительным валом с закрепленными ведомыми шестернями, взаимодействующими с шестернями полого вала, и дополнительной зубчатой передачей, один элемент которой соединен с водилом, а другой — с упомянутым тормозом для соединения его с корпусом, при этом ведущая шестерня входного вала зацеплена с шестернями промежуточного вала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Шабанов К. Л. Замкнутые дифференциальные передачи. М., "Машиностроение", 1972, с. 24, рис. 15.

70 )4! 0

Составитель Н. Николаева

Техред д. Алферова Корректор А. Гриценко

Редактор Е. Яковчик

Тираж 763 Подписное

111-1ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! !3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 8671/20

Филиал 11!!!! "Патент", r. Ужгород, ул. Пооектная, 4

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для блокировки межколесных и межосевых дифференциалов

Изобретение относится к колесным транспортным средствам и касается ведущего моста с блокируемым дифференциальным механизмом

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх