Тормозное устройство

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 172О237

Ф

I ,l (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 230378 (21 ) 2 593 91 6/2 5-27 с присоединением заявки ¹â€”

Г 16 D 69/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретениИ и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 050380 Бюллетень 9(о 9 (53) УДК 62-597. 6 (088 .8) Дата опубликования описания 080380

В.П. Мигунов, С,С. Коконин, M Â. Малютин, Ю.Ф. Григорова, t0.Т. Никитин, В.П. Бунтушкин, В.П. Шумаков, С.Т. Телевный и С.X. Ким (72) Авторы изобретения (79) Заявитель

Ф (54) ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дисковых тормозах.

Известно тормозное устройство, содержащее вращающиеся и невращающиеся диски с фрикционными накладками из углеродных композиций (1).

Эти диски обладают высокими фрикционньми свойствами и мальм износом трущихся поверхностей, однако эти фрикционные накладки сложны в изготовлении иэ-эа хрупкости углеродных композиций и теряют свои высокие фрикционные свойства во влажной атмосфере. 15

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является тормозное устройство, содержащее вращающиеся и невращающиеся диски, имеющие металли- Ю ческие секторы. Секторы на невращающихся дисках выполнены из биметалла чугун ЧНМХ-сталь 20, а на вращающихся дисках — из металлокерамики на же лезной основе марки МКВ-50А, припеченной к стальным каркасам, Сектора невращающихся дисков изготовляют следующим образом . на стальной лист заливают расплавленный чугун ЧНМХ, из полученного биметалла 30 чугун-сталь вырубают сектора. Сектора вращающихся дисков изготовляют методом порошковой металлургии, заключающемся в подготовке исходных порошковых материалов (довосстановлении металлических порошков, сушк е и обжиге неметаллических порошков, раэмоле и просеве), подготовке стальных каркасов (вырубке из листа и никелировании), дозировании компонентов, смешивании их, доэировании шихты, прессовании заготовок, сборке прессовок со стальными каркасами, спекании в восстановительной атмосфере под давлением, зачистке изделий ° Сектора приклепывают к вращающимся и невращающимся дискам иэ жаропрочной стали и шлифуют до определенной толщины(2} .

Описанное тормозное устройство имеет сложную и трудоемкую технологию изготовления и относительно невы- . сокую рабочую температуру, примерно до 550 С. Дальнейшее повышение рабочей температуры ведет к разупрочнению материалов фрикционных элементов (чугуна ЧНМХ и металлокерамики

МКВ-50А) .

Целью изобретения являетс я повышение долговечности дисков путем увеличения термостойкости дисков .

720237

Таблица 1 эф ен ен

7,2

2,7

0.274 0,62

Сплав на основе интерметаллида N1AO.

Сплав на основе интерметаллида NiAQ

5 3

2,5

0,334 0,55

Сплав на основе кобальта

Сплав на основе кобальта

Сплав на основ е никеля

0,415 0,55

8,8

Сплав на основе никеля

0,453 0 „57

1,5 4,2

5,7

Сплав на основ е никеля

Сплав на основ е кобальта

Сплав на основе интерметаллида NLAO

0,259 0,50

1,2

2,2

1,0

Сплав на основ е кобальта

0,618 0,73

0,7

5,6

6,3

Сплав на основе инт ерм е талл ида

И1АС

Сплав на основ е ник еля

Поставленная цель достигается тем, что секторы выполнены иэ теплостойкой стали и имеют покрытие, при этом покрытие секторов невращающихс я дисков

Выполнено иэ самофлюсующегося сплава на никелевой основе, а вращающихся дисков — иэ сплава .на основе интерметаллида NIAL.

Покрытия толщиной 0,5-0,7 мм наносят на сектора, изготовленные из теплостойких сталей, например ЭИ-41 5, 18ХНВА и др., или непосредственно на диски, изготовленные иэ этих же сталей, или из более легких и теплоемких материалов, например бериллия, чем достигается дополнительное сниИзготовляют кольцевые образцы с 50 внешним диаметром 75 мм и внутренним53 мм иэ стали 20МЗМВФА (ЭИ-415) . На невращающиеся образцы методом плазменного напыления наносят покрытие иэ самофлюсующегося износостойкого у сплава на никелевой основе, а на враи@ющиеся образцы тем же способом— покрытие из жаростойкого и из!!осожение веса по сравнению с известным способом.

В качеств е материалов пар трени я был опробован ряд сплавов на различных основах с приблизительно одинаковыми твердостью и жаростойкостью, которые могли бы дать необходимый эффект.

Покрытия иэ исследуемых сплавов наносят на трущиеся поверхности методом плазменного напыления соответствующих порошк овых материалов . Толщина покрытий составляет О, 5-0, 7 мм.

Фрикционные свойства и линейный износ исследованных пар сплавов, полученные на машине трения ИМ-58, приведены в табл. 1 стойкого сплава на основе интерметаллида И1АФ. Поверхности покрытий шлифуют; толщина покрытий после шлифов— ки составляет 0,5 мм, Укаэанные образцы-кольца испытывают на машине трения HM-58 по стандартной методике, Результаты испытаний приведены в табл. 2 °

720237

Таб лиц а 2

Предлагаемая 0 618 0 73 5 6 0 7 6,3 известная

0,404 Не менее не более

0,70 9,0 12,0 21,0

650

10 Опытн.

10 OCT 1

90115 74

550

Формула изобретения

Составитель И. Антипова

Редактор С, Патрушева Техред З,Чужик Корректор Г. Решетник

Тираж 1095 Подписное

ЦНИИПИ Государственного ксмитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 305/14

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Результаты йспытаний показывают, что описываемое тормозное устройство имеет в 1,5 раза больший коэффициент трения и в 3 раза меньший суммарный износ трущихся поверхностей, чем известная конструкция, а также имеет объемную температуру выше на 100 С.

Таким образом, описываемое тормозное устройство позволяет: повысить рабочую температуру до 650 С; увелио чить ресурс работы в 3 раза по срав- 25 нению с известным (эа счет повышения иэносостойкости); уменьшить суммарную площадь трения путем сокращения количества тормозных дисков (эа счет увеличения коэффициента трения), что l приведет к снижению веса тормозного устройства; снизить трудоемкость изготовления эа счет устранения ряда операций (заливки чугуна, вырубки секторов иэ биметалла чугун-сталь, изготовления металлокерамических секторов и сталь ных каркасов, прик лепывания секторов к дискам) . Кроме того, появляетс я в озможн ость многократного использования тормозных дисков после истирания фрикционного слоя за счет повторного нанесения пок рытий на сектора (ремонтный вариант) .

Тормозное устройство, содержащее вращающиеся и невращающиеся диски, имекщие металлические секторы, о т личающееся тем,что,с целью повышения его долговечности путем увеличения термостойкости дисков, секторы выполнены из теплостойкой стали и имеют покрытие, при этсм покрытие секторов невращающихся дисков выполнено из самофлюсующегося сплава на ник елев ой ос нов е, а вращающихс я дисков — иэ сплава на основе интерметаллида NiAC .

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент СССР 9 406378, кл. F 16 D 69/00, 1970.

2. ОСТ 190115-74.

Тормозное устройство Тормозное устройство Тормозное устройство 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к фрикционным спеченным материалам, применяемым в фрикционных и тормозных устройствах автомобилей, тракторов, самолетов и т.п
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах железнодорожного транспорта, машин и оборудования, муфтах сцеплений и др., преимущественно содержащим высокопрочные армирующие волокна, заменяющие асбест
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах (тормозных узлах машин и оборудования, муфтах сцеплений и др.), преимущественно содержащим высокопрочные армирующие волокна, заменяющие асбест

Изобретение относится к машиностроению и касается фрикционных изделий, используемых в качестве тормозных и передаточных узлов для силовых агрегатов транспортных средств, иных машин и механизмов

Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава
Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам изготовления полимерных композиционных фрикционных изделий с металлическим каркасом (например, колодок дисковых тормозов), применяющихся в различных тормозных и фрикционных механизмах
Наверх