Центробежная муфта

 

ОП ИСАНИ Е изовеитиния

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскни

Социалнстмческих

Республик

<»721606 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.07.77 (21) 2509995/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

F 16 D 43/08

Гееудерстеенный иемитет

СССР пе делам иэееретеиий и аткрытий

Опубликовано 15.03.80. Бюллетень №10

Дата опубликования описания 25.03.80 (53) УДК 621.825..5 (088.8) . (72) Авторы изобретения

Е. Д. Валунский, О. А. Красюк и Б. П. Хлебников (7!) Заявитель (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА (4

В т

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к центробежным муфтам, предназначенным для автоматического включения (или выключения) ведомого вала при достижении ведущим валом определенной частоты вращения.

Известна центробежная муфта, содержащая корпус, ведущую полумуфту, несущую подвижные в радиальном направлении грузы с размещенными в них шариками, и ведомую полумуфту, а также неподвижную обойму (1).

Недостаток этой муфты заключается в том, что при уменьшении оборотов ведущего вала шарики вынуждены преодолевать дополнительное сопротивление при выходе из канавок чашек, что, в свою очередь, затрудняет возвращение грузов в исходное положение к оси вращения. Все это уменьшает скорость затормаживания муфты.

Цель изобретения — повышение скорости срабатывания муфты.

Поставленная цель достигается тем, что ведомая полумуфта выполнена в виде стакана с конической поверхностью в донной части, а также фланца, имеющего коническую поверхность, обращенную в сторону упомянутой донной части, поджатого к стакану и к неподвижной обойме, при этом шарики грузов расположены между коническими поверхностями фланца и стакана.

На фиг. 1 изображена предлагаемая центробежная муфта, общий вид; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1.

Ведущая полумуфта 1 выполнена в виде диска со ступицей, перпендикулярного оси вращения, и с тремя пазами, расположенными радиально, направляющие плоскости

10 которых параллельны. Ведомая полумуфта 2 выполнена в виде стакана с конической поверхностью в донной части и с тремя направляющими выступами, на которых сцентрирован фланец 3 с тремя пазами для центров, ки на выступах полумуфты 2, отверстиями и фиксирующими углублениями для установки пружин 4. Полумуфта 2 и фланец 3 имеют конусные поверхности, ориентированные в направлении одна к другой. Три груза 5 выполнены в виде секторов с отверстия20 ми, параллельными оси вращения, в которых помещаются шарики 6 — по два шарика в отверстии каждого груза. Грузы 5 имеют направляющие, взаимодействующие с пазами ведущей полумуфты 1, в результате

721606 чего грузы имеют возможность перемещаться только в радиальном направлении. Масса грузов 5 выбрана с таким расчетом, чтобы при достижении средних оборотов ведущего вала осевая составляющая от центробежных сил HB конусной поверхности полумуфты 2 была больше усилия противодействующих пружин 4, т. е. чтобы грузы 5 при своем движении от оси вращения к периферии могли отодвинуть фланец 3 и растормозить муфту, а затем при дальнейшем нарастании оборотов надежно соединить обе полумуфты.

Грибкообразные пружины 4 упруго соединяют ведомую полумуфту 2 и фланец 3, причем торцы пружин 4, прилегающие к фланцу 3, для исключения возможности смещения размещены в фиксирующих углублениях фланца 3, а крючки-зацепы пружин закреплены в отверстиях ведомой полумуфты 2. Силовая характеристика пружин 4 выбрана с учетом надежного торможения ведомых звеньев в то время, когда ведущий вал не вращается и фланец 3 прижат пружинами 4 к торцовой поверхности неподвижной обоймы 7, соединяющей ведущий вал 8 с ведомым валом 9.

Диаметр шариков 6 выбран таким, чтобы шарики выступали с обеих сторон за торцы грузов 5 в осевом направлении. Таким образом, грузы 5 от начала и до конца своего движения к периферии контактируют с конусными поверхностями полумуфты 2 и фланца 3 посредством шариков.

Работает муфта следующим образом.

В состоянии покоя, когда вал ведущего механизма не вращается, фланец 3 под действием пружин 4 прижат к торцовой поверхности обоймы 7, за счет чего обеспечено торможение ведомой полумуфты 2 и вала 9. При этом под действием радиальных составляющих от пружин 4, действующих на шарики 6 в точках их касании с конусными поверхностями полумуфты 2 и фланца 3, грузы 5 смещены от периферии к центру.

В начальный момент вращения, когда обороты ведущего вала невелики, центробежные силы, действующие на грузы 5, не могут преодолеть сопротивление пружин 4, и грузы находятся в покое. При нарастании оборотов осевые составляющие центробежных сил, действующие на конусную поверхность ведомой полумуфты 2, сначала нейтрализуют, а затем начинают превышать

4 сопротивление пружин 4, грузы 5 расходятся от центра к периферии, при этом шарики 6 катятся своими поверхностями один относительно другого по конусным поверхностям полумуфты 2 и фланца 3 и смещают3 ся в сторону последнего, тем самым отодвигая его и растормаживая ведомую полумуфту. Расторможение происходит на средних оборотах ведущего вала.

При достижении оборотов, близких к номинальным, грузы 5, преодолевая сопротив1р ление пружин 4 и продолжая удаляться от центра, приближаются к внутренней поверхности ведомой полумуфты 2 и соприкасаются с ней. Центробежные силы создают силы трения, необходимые для сцепления ведущей полумуфты 2 с ведомой полумуфтой 1, 1 после чего муфта включена. При уменьшении оборотов детали 2 и 3 перемещаются в обратной последовательности, причем смещение грузов 5 к центру происходит за счет пружин 4, а шарики 6 находятся в постоянном взаимодействии с конусными поверхностями деталей ведущей полумуфты 2 и фланца 3.

Изобретение позволяет повысить скорость срабатывания муфты за счет постоянного контакта шариков с конусными поверхностями ведомой полумуфты и фланца и уменьшения трения между ними.

Формула изобретения

Центробежная муфта, содержащая корпус, ведущую полумуфту, несущую подвижные в радиальном направлении грузы с размещенными в них шариками, и ведомую зз полумуфту, а также неподвижную обойму, отличающаяся тем, что, с целью повышения скорости срабатывания, ведомая полумуфта выполнена в виде стакана с конической поверхностью в донной части, а также фланца, имеющего коническую поверхность, обращенную в сторону денной части, поджатого к стакану и к неп сдвижной обойме, при этом шарики грузов расположены между коническими поверхностям: фланца и стакана.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 333329, кл. F 16 D 43/08, 1970.

721606

7 б

Составитель Г. Абрамова

Редактор Л. Василькова Техред К. Шуфрич Корректор Н. Стец

Заказ 103/29 Тираж 1095 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал П ПП к Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Центробежная муфта Центробежная муфта Центробежная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в автотракторной технике для сцепления двигателя с коробкой передач

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов при определенной частоте вращения, например, в быстроходных вибродвигателях для привода насоса с большим пусковым моментом
Наверх