Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

 

CJ ня ес мя

c -оюза петен. но.т .

OnW (и 74()543

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51)М. Кл. (22) Заявлено 11 09.78 (21)2664811/27-11

В 60 К 17/10 с присоединением заявки №

Государстееииый комитет

CCCP

ll0 делам иэобретеиий и открытий (23) Приоритет °

Опубликовано15.06.80. Бюллетень №22

Дата опубликования описания 17.06.80 (53) УДК629.113 -585.2(088.8) B. B. Баранов, О. И. Гируцкий, Ю. К. Есеновский-Пашков, Э. П. Выборнов, В. H. Паух, М. Н. Дзядык, A. Ф. Мацкевич, А. Ю. Пыткин, В. В. Рыбальченко и И. В. Смирнов (72) Авторы изобретения

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт и Всесоюзный конструкторскоэкспериментальный институт автобусостроения (71) Заявители (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕ,ДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам и касается трансмиссий автобусов.

Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, в корпусе которой располо>кен гидротрансформатор, на валу последнего закреплены шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями, свободно установленными на промежуточных валах с возможностью их со10 .единения с этими валами посредством. фрикционных муфт, причем на концах промежуточных валов закреплены шестерни, связанные между собой через промежуточную шестерню (1$ .

Однако эта гидромеханическая коробка передач применима лишь для автобусов с передним располо>кением двигателя и не применима для автобусов с расположением двигателя сзади или в базе автобуса, так как в этом случае получаются .недопустимо большие углы наклона карданных валов, связывающих коробку передач с ведущим мостом.

Целью изобретения является расширение компоновочных возможностей гидромеханической коробки передач путем обеспечения изменения положения ее выходного вала»

Цель достигается тем, что в предлагаемой коробке корпус выполнен с дополнительными полостями, в одной из которых раоположен выходной вал с закрепленной на нем шестерней, которая зацеплена с шеотерней одного из промежуточных валов и имеет диаметр, равный диаметру промежуточной шестерни.

На фиг. 1 представлена компоновка силового агрегата,в базе автобуса; на фиг. 2то же, в свесе автобуса; на фиг. 3, 4кинематические схемы гидромеханической коробки передач с различным расположением выходного вала.

Силовой агрегат автобуса (фиг. 1 и 2) состоит из двигателя 1 и гидромеханичеокой коробки передач 2, связанной с валом

3 двигателя. Выходной вал 4 коробки пере3 74О5 дач посредством карданной передачи 5 соединен с ведущим мостом 6 автобуса.

Гидромеханическая коробка передач (фиг. 3) содержит комплексный гидротрансформатор 7, насосное колесо которого свя- 5 зано с коленчатым валом 3 двигателя.

Турбинное колесо гидротрансформатора закреплено на переднем конце вала 8, Для блокировки насосного и турбинного колес гидротрансформатора служит фрикционная 10 муфта 9.

На валу 8 закреплены шестерни 10, 11 и 12 первого и второго промежуточных валов 13 и 1 4. В задней части гидромеханической коробки передач размещен BGII >5

15 с промежуточной шестерней 16 и выходной вал 4 с закрепленной на нем шес— терней 17, которая зацеплена с шестер ней одного из промежуточных валов и имеет диаметр, равный диаметру промежуто l-20 ной шестерни 16. Шестерня 17 расположена в дополнительной полости, выполненной в корпусе гидромеханической коробки передач, На первом промежуточном валу 13 свободно установлена шестерня 18„соеди- 25 няемая с валом фрикционной муфтой 19 первой передачи, и шестерня 20, соединяемая с валом 13 фракционной муфтой 21 второй передачи. Ка конце вала 13 закреплена шестерня 22. На втором проме 30 жуточном валу 1 4 установлена шестерня 23, соединяемая с валом фржционной муфтой 24 третьей передачи, и шестерня 25, соединяемая с валом фрикционной муфтой 26 заднего хода. На коп- 35 це вала 14 закреплена шестерня 27. На оси 28 свободно установлена паразитная шестерня 29. Малый шестеренный насос

Ф

30, центробе>кный регулятор 31 и гидрозамедлител ь 3 2 закреплены на промежуточ- t 40 ном валу 13. Большой шестеренный насос

33 имеет привод от ступицы 34 насосного колеса.

При работе гидромеханическои коробки передач мощность от двигателя 1 через 45 гидротрансформатор 7, вал 8 и далее через шестерни и одну из включенных фрик43 ф ционных муфт (19, 21, 24 или 26) передается на промежуточный вал 13 или 14.

С промежуточного вала мощность передается на выходной вал 4 и далее к ведущему мосту 6 автобуса, Предлагаемое выполнение гидромеханической коробки передач позволяет создать семейство унифицированных ее моднфикаций для применения в различных компановках автобусов, при которых двигатель может быть расположен в любой части автобуса, например у его борта, -n о обеспечивает возможность снижения уровня пола и расширения накопительной площадки в городских модификациях автобуса. 1(роме того, сохраняется возможность соосного расположения выходного вала коробки передач и двигателя для использования в других компановках автобусов.

Формула изобретения

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, в корпусе которой располо>кен гидротрансформатор, на валу последнего закреплены шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями, свободно установленными на промежуточных валах с возможностью их соединения с этими валами посредством фрикционных муфт, причем на концах промежуточных валов закреплены шестерни, связанные между собой через промежуточную шестерню, отл>Iчающаяся тем, что, с целью расширения компоновочных возмо>кностей путем обеспечения изменения положения выходного вала, корпус выполнен с дополнительными полостями, в

ojglofl из которых расположен выходной вал с закрепленной па нем шестерней, которая зацеплена с .шестерней одного из прсьмежуточных. валов и имеет диаметр, рав ный диаметру промежуточной шестерни.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Лвторское свидетельство СССР

N< 600001,. кл, В 60 К 41/00, 1976.

Составитель В, Ухнин

Редактор О. Торгашева Техред Я. Бирчак Корректор: Н, Григорук

Заказ 3114/18 Тираж 763 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-З5, Раушская наб„д. 4/5 филиал П 1П "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх