Теневой проектор тренажера транспортных средств

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетскин

Социалистических

Республик

,741312 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.11.77 (21) 2541985/28-12 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

G 09 В 9/04

Гееударственнмй комитет

СССР (53) УДК 629.113. .014.9 (088.8) Опубликовано 15.06.80. Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 21.06.80 ао делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. Я. Товеровский, В. Г. Степененко, С. Ф. Черноиван и В. И. Якушев

Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства (73) Заявитель (54) ТЕНЕВОЙ ПРОЕКТОР ТРЕНАЖЕРА

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1 Изобретение относится к устройствам для обучения, в частности к тренажерам транспортных средств.

Известен теневой проектор тренажера транспортных средств, содержащий поворотно смонтированный на подвижных взаимно перпендикулярных направляющих макет местности, неподвижный источник света, двигатель теневого проектора и исполнительные органы, связанные с датчиками положения органов управления тренажера 11).

Известный проектор искажает визуальную картину поворота транспортного средства.

Целью изобретения является улучшение имитации поворота транспортного средства.

Цель достигается тем, что исполнительный орган поворота выполнен в виде индивидуального самотормозящегося электропривода со схемой управления и тахогенератором, установленном на валу двигателя теневого проектора, при этом схема управления соединена с датчиком положения ру. левого механизма тренажера и тахогенератором.

На фиг..1 изображена кинематическая схема проектора; на фиг. 2 — схема управления привода.

Теневой проектор содержит двигатель 1, с которым кинематически связан тахогенератор 2; исполнительный двигатель 3 индивидуального электропривода. и червячный. самотормозящий редуктор 4, на выходном валу которого посажена коническая шестерня 5, связывающая поворотное основание 6 с подвижно через промежуточную

1о раму расположенным макетом местности 7, два фрикционных вариатора 8, размещенные перпендикулярно один другому для сообщения макету местности взаимно перпендикулярных перемещений через ведомые фрикционные ролики, положение которых относительно ведущих дисков задается шатунами кривошипно-шатунного механизма. Ведущие диски вариаторов 8 получают вращение от двигателя 1 через систему шестерен. Для подсветки макета местности служит точечный источник 9 света, расположенный неподвижно по оси вращения поворотного основания.

Проектор имеет электромагнитный тормоз 10 и маховик 11, имитирующий движу741312 зя

Формула изобретения

so щуюся массу транспортного средства, одновременно являющийся и тормозным диском.

Схема управления исполнительного органа 12 поворота макета местности, расположенная в кабине тренажера, соединена с датчиком положения рулевого механизма тренажера и тахогенератором 2.

Электрическая схема управления поворотом макета местности (фиг. 2) содержит два встречно-последовательно включенных тиристора 13 и 14, зашунтированных диодами. 15. Оба тиристора управляются от формирователя импульсов, собранного на транзисторах 16 и 17. Формирователь импульсов питается двух полупериодным напряжением трапецмедальной формы, заданную амплитуду и форму которого обеспечивает стабилитрон 18.

Резисторы 19, 20, диоды 21 — 24 и потенциометр 25, являющийся датчиком положения штурвала управления тренажера, образуют балансный мост. В среднем положении потенциометра 25 мост уравновешен и формирователь импульсов заперт. Формирователь импульсов соединен с потенциометром 25 через диод 26.

Резистор 27 устанавливает порог отпирания формирователя импульсов. Тахогенератор 2 соединен с движком потенциометра 28 через сглаживающий фильтр 29, 30 и сопротивление 31.

Элементы 32 — 36 применены для установки режимов работы полупроводниковых приборов.

В индивидуальном самотормозящемся электроприводе использован двигатель 3 постоянного тока с независимым возбуждением.

Теневой проектор работает следуюш,им образом.

Работой теневого проектора управляет обучающийся водитель, который сидит в кабине тренажера, представляющей собой копию. кабины транспортного средства со всеми рычагами управления. Перед кабиной расположен экран, на который проецируется подвижное изображение макета местности.

Обучающийся, подавая сигнал на двигатель 1, приводит в движение через систему шестерен фрикционные вариаторы 8, которые через ременную и тросовую передачи приводят в движение макет 7 местности.

Фрикционные вариаторы 8 сообщают макету 7 местности перемещение во взаимно перпендикулярных плоскостях. Вращательное движение макету местности сообшает исполнительный двигатель 3, скорость вращения которого определяется тахогенератором 2 в зависимости от. оборотов основного двигателя 1 и от положения штурвала рулевого механизма тренажера. Вращение передается на червячный самотормозящий ре1о

3 I

25 зо дуктор 4, на коническую шестерню 5 и поворотное основание 6, на котором подвижно расположен макет 7 местности. В результате получается сложение трех перемещений: двух возвратно-поступательных во взаимно перпендикулярных плоскостях и одного вращательного. Самотормозящий червячный редуктор 4 служит для гашения инерции вращающихся масс после окончания поворота.

При вращении рулевого колеса изменится положение потенциометра 25, баланс моста нарушится и через диод 26 на эмиттер транзистора 16 формирователя импульсов напряжения поступают положительные или отрицательные полупериоды питающего напряжения и заряжают конденсатор 33. В зависимости от того, в какую сторону вращается рулевое колесо и,следовательно,потенциометр 25, зависит полярность полупериодов напряжения, поступающих на эмиттер транзистора 16. В течение одного из полупериодов напряжение на эмиттере 17 превысит напряжение отпирания формирователя импульсов и на его выходе на эмиттере транзистора 18 появится управляющий импульс. Этот импульс отпирает один из тиристоров 13 или 14. Если движок потенциометра смещен вверх по схеме, то отпирается тиристор 13, так как в этот момент его анод положителен. Если движок смещен вниз, то отпирается тиристор 14. Через якорь двигателя протекают импульсы тока либо положительных, либо отрицательных полупериодов питающего напряжения в зависимости от того, в какую сторону перемещен движок потенциометра 28.

На движок потенциометра 28 через сглаживающий фильтр 29, 30 поступает сигнал от тахогенератора 2. Средний ток, протекающий через якорь двигателя, равен произведению сигналов, поступающих от тахогенератора 2 и с балансного моста на эмиттер транзистора 17. В результате скорость и направление вращения просвечиваемого макета местности вокруг вертикальной оси зависит от линейной скорости перемещения макета по взаимно перпендикулярным направляющим и от величины и направления поворота штурвала тренажера.

Теневой проектор тренажера транспортных средств, содержащий поворотно смонтированный на подвижных взаимно перпендикулярных направляющих макет местности, неподвижный источник света, двигатель теневого проектора и исполнительные органы, связанные с датчиками положения органов управления тренажера, отличаюи ийся тем, что, с целью улучшения имитации поворота транспортного средства, ис741312 фиг.1 полнительный орган поворота выполнен в виде индивидуального самотормозящегося электропривода со схемой управления и тахогенератором, установленном на валу двигателя теневого проектора, при этом схема управления соединена с датчиком положения ру.-евого механизма тренажера и тахогенератором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Гуслиц В. С. и др. Автомобильные тренажеры. М., 1975, с. 27.

741312 фиг,2

Составитель Б. Зрелин

Редактор В. Трубченко Техред К. Шуфрич Корректор В. Папп

Заказ 3209/49 Тираж 465 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент» г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Теневой проектор тренажера транспортных средств Теневой проектор тренажера транспортных средств Теневой проектор тренажера транспортных средств Теневой проектор тренажера транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх