Прибор для определения силы трения скольжения

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскими

Социалистических

Республик рл748179 (61) Дополнительное к авт. саид-ау— (22) Заявлено 020678 (21) 2625864/25-28 с присоединением заявки 89 (23) Приоритет

Опубликовано 1507.80 Бюллетень !чо 26

Дата опубликовани я описания 15.0 7.80 (51)М. Кл.

G 01 М 3/56

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Р ) АК 620.176 (088.8) (72) Авторы изобретения

М.у. Вайнштейн и В.В. Нестеренко (71) Заявитель

Центральное проектно-конструкторское бюро треста "Росремдормаш" (54) ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛЫ ТРЕНИЯ

СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к конструкции приборов для определения . силы трения скольжения.

Известен прибор для спределения силы трения скольжения, содержащий станину с опорами, вертикально установленный в ней вал, перпендикулярно закрепленную на валу одним своим концом штангу, размещенные на другом его конце держатель образца, механизм его нагружения, устройство для измерения силы трения и привод вращения вала 17 .

Недостатком известного прибора !5 является то, что он позволяет замерять силу трения скольжения только полностью заторможенного образца, что не дает возможности получать информацию в зависимости от раэ-20 личных условий торможения.

Целью изобретения является расширение диапазона измерения.

Поставленная цель достигается тем, что держатель образца выполнен в виде колеса и установлен на штанге с воэможностью вращения вокруг собственной оси, а прибор снабжен узлом регулирования скорости вращения образца. 30

На фиг. 1 изображен прибор, общий вид; на фиг. 2 — механизм нагружения и устройство для измерения силы трения; на фиг. 3 — разрез по

П-образной опоре.

Прибор для определения силы трения скольжения содержит станину 1 с опорами 2 для установки на поверхности дорожного покрытия, вертикально установленный в станине с помощью опорного узла 3 вал 4, перпендикулярно закрепленную на валу одним своим концом штангу 5, привод вращения вала 4, состоящий из треугольника б, пружин 7, скрепленных с вершинами треугольника б и станины 1, а также фиксатора 8, механизм нагружения с держателем образца и узлом регулирования скорости вращения образца, и устройство для измерения силы трения. Механизм нагружения включает в себя корпус 9, цилиндрическую гружину 10, опирающуюся на П-образную опору 11 со стойками 12 и тягой 13, держатель образца, выполненный в виде колеса 14, установленного на оси 15 в подшипниках 16 узла регулирования скорости вращения образца, в который входят также пружина 17, тормозной диск 18 на шлицах 19, опор748179 на вала 4 с треугольником б и штангой 5 вручную до срабатывания бумаги на столике 33 устанавливают прибор,на поверхности дорожного покрытия и фиксируют его от перемещений.

После этого оператор нажимает пусковую кнопку фиксатора 8 и под действием крутящего момента треугольник

6 с валом 4 и штанга 5 начинают разгоняться, поворачиваясь относительно станины 1. При этом требуемый коэффициент проскальзывания колеса

14 относительно дорожного покрытия предварительно задан прижатием диска 18 к плоскости стойки 12 сжатием пружины 17 опорными обоймами 20 до соответствующих рисок 21, нанесен50

68 ные обоймы 20 и риски 21 на оси 15 колеса 14..Корпус 9 установлен на направляющих в виде закрепленных на торцах выступов 22 роликов 23 для осуществления его перемещения относительно штанги 5 в плоскости ее вращения перпендикулярно радиусу установки колеса 14 и скреплен при помощи опорной пластины 24, с которой через тягу 25 шарнирно соединена П-образная опора 11. Цилиндрическая пружина 10 одним концом взаимодействует с опорой 11, а другим опирается на пяту 26, установленную в корпусе 9 с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости вращения штанги 5. Положение пяты 26 при перемещении фиксируется по шкале 27. Свободный конец штанги 5 выполнен в виде вилки, образованной пластиной 28 и перпендикулярными ей выступами 22. На пластине 28 с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости вращения штанги 5, закреплена собачка 29, взаимодействующая с проточкой на конце 30 тяги 13. Устройство для измерения силы трения содержит динамометр, выполненный в виде пружины 31, скрепленной с опорным выступом 32 на пластине 28, опорный столик 33 для размещения бумаги, пружину 34, взаимодействующую со столиком 33 для возврата его в исходное положение при повороте, карандаш 35, укрепленный на кронштейне 36, пружину 37.

Прибор работает следующим образом.

После подготовки прибора, заключающейся в том, что на колесо 14 устанавливают образец - шину 38, регулируют положение пяты 26, предварительно снимают пружину 10, блокируя ее в корпусе,. а следовательно, и пружину 31 от перемещения относительно штанги 5 с помощью собачки

29, растягивают пружины 7 для разгоных на QGH 15 при тарировке. При этом механизм нагружения и динамометр для измерения силы трения неподвижны относительно штанги 5. После достижения заданной скорости при повороте вала 4 со штангой 5 на угол тридцать градусов, специальный упор (на чертеже не показан) на станине

1 поворачивает собачку 29 и освобожжает тягу 13. Пружина 10 воздействует на П-образную опору 11 и поджимает колесо 14 к поверхности дорожного покрытия с заданным усилием, которое фиксируется по шкале 27.

В результате взаимодействия образца с поверхностью дорожного покрытия возникает сила торможения„ пропорциональная силе трения, действующая через П-образную опору 11, тягу 25, опорную пластину 24 и корпус 9 на пружину 31 динамометра, которая сжимается пропорционально величине силы трения.

Устройством измерений в течение одного испытания вычерчивается график изменения силы трения в зависимости от скорости скольжения в пределах ее изменения от максимальной до нуля.

Таким образом, благодаря тому, что в конструкцию привода введен узел регулирования скорости вращения образца, а держатель образца выполнен в виде колеса и установлен на штанге с возможностью вращения вокруг собственной оси, описываемый прибор обладает значительно более, широкими измерительными воэможностями, достаточно высокой точностью и большим диапазоном измерения.

Формула изобретения

Прибор для определения силы трения скольжения, содержащий станину с опорами, вертикально установленный в ней вал, перпендикулярно закоепленную на валу одним своим концом штангу, размещенные на другом его конце держатель образца, механизм его нагру>кения„ устройство для измерения силы трения и привод вращения вала, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона измерения, держатель образца выполнен в виде колеса и установлен на штанге с возможностью вращения вокруг собственной оси, а прибор снабжен узлом регулирования скорости вращения образца.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 494666, кл. G 01 и 19/02, 1972 (прототип).

Прибор для определения силы трения скольжения Прибор для определения силы трения скольжения Прибор для определения силы трения скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх