Зубчатый вариатор скорости

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 750187 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.03.78 (21) 2593830/25-28 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет—

Опубликовано 23.07.80. Бюллетень № 27

Дата опубликования описания 23.07.80 (51) М, Кл;F 16 H 3/00

Государственный комитет йо делам иаааретений . и атнрытий (53) УДК621. . 833.6 (088.8) (72) Авторы изобретения

Б, N. Щекин и В, В. Иванов (71) Заявитель

Одесский ордена Труцового Красного Знамени политехнический институт (54) ЗУБЧАТЫЙ BA P H ATOP СКОРОСТИ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым вариаторам.

Известен зубчатый вариатор скорости, содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, промежуточные валы с размешенными

5 на них зубчатыми конусами, взаимоцействуюшую с ними ведомую шестерню, установленную с возможностью осевогоперемешения на ведомом валу, преобразуюший механизм, механизм регулирования

Ы.

Uem изобретения — повышение нагрузочной способности.

Для этого ведомая шестерня выполнена в вице, по крайней мере, трех звездочек с совмешенными в оцной плоскости венцами и концентрично расположенными ступицами, преобразуюший механизм— в виде установленного на каждой ступице в подшипниках червяка и связанной с ним через фрикционную муфту гипоидной шестерни, закрепленного на корпусе гипо. идного колеса, взаимоцействуюшего с гипоицными шестернями, установленного на ведомом валу червячного колеса, зацепляюшегос я с червякам и, и раз мешенн ых соосно звездочкам с возможностью врашениявкорпусе дисков сконусными пальцами,расположенными межцу зубьями звездочек, а профиль зубьев зубчатыхконусов описан сферической звольвентой с продольной модификацией.

На фиг. 1 изображен вариатор, продольный ра-; на фиг. 2 — разрез по

А-А на фиг, 1; на фиг. 3 — разрез по

Б-Б на фиг. 1.

Вариатор содержит корпус 1 с крышками 2 и 3, веду ций вал 4 и ведомый вал

5, выполненные заодно с промежуточными валами зубчатые колеса 6, червячное колесо 7 преобразующего механизма, жестко связанное с втулкой 8, которая имеет возможность перемешаться в осевом направлении по шлицам вецомого вала 5.

Преобраэуюший механизм включает также расположенную на втулке 8 ведо4ую шестерню, составленную из, по край нтей мере, трех звездочек 9-11, расп

3 7501 ложенные между зубьями звездочек кони- ческие стержни 12, закрепленные в кольцах 13, свободно вращающихся в кольце

14, закрепленном B корпусе„жестко связанные с втулками звездочек 9-11

5 кронштейны 15, на которых расположены три червяка 16, входящих в зацепление с червяптым колесом 7, тои гипоицных шестерни 17: связанные с чермками

16 тремя фрикционными муфтами 18 10 (фпг. 2), и гипоидное колесо 19, закрепленное в стакане 20.

Стакан 20 имеет возмонптжть перемещаться в осевом направлении при помощи реечной передачи механизма регулиро- 15 вания. Для этой цели служит маховнчок

21о Для предотвращения вращения относительно своей оси стакан 20 связан с корпусом 1 шлицевым соединением, Вращетттте от ведущего вала через ко- 20 ническую зубчатуто передачу передается на промежуточные валы, С зубчатых конусов вращение передается через звездочки 9-11 на ведомый вал 5.

Если звездочка передает нат рузку, =5 червяк связанный .с ней, упирается в червячное колесо 7 и передает нагрузку на втулку 8. Гипоидная шестерня пр«этом обкатывается вокруг гипоидного колеса и муфта 18 проскальзывает, так как мо-, мент срабатывания ее меньше чем момент, который можно приложить к червяку, чтобы его повернуть. Звезт:-,очка при этом не повора птвается относительно втулки 8.

Как только зуб звездочки выйдет из зацепления, начинает вращаться червяк

16 и звездочка поворачивается относительно втулки до тех пор, пока ее зуб . через конический стержень не угрется в зуб другой звездочки (см. фиг. 3). Как только это произойдет, фрикционная муфта

18 начинает проскальзывать и вращение этой звездочки относительно втулки 8 прекращается.

Шаг между зубьями ведомой шестерни, составленной иэ звездочек 9-11,çàâè сит от диаметра конических стержней 12.

При вращении маховичка 21 стакан

20 перемещается вдоль своей оси. Вмес- 50 те с ним перемещается втулка 8 с чер87 ф вячным колесом 7, червяками 16 и звездочками 9-11. При этом радиус зацепления ведомой шестерни с зубчатыми конусами ведомых валов изменяется и изме, няется передаточттое отношение. Диаметр конических стержней изменяется в соответствии с изменением шага зубьев, нарезанных па зубчатых конусах. Для того". чтобы зацепление зубчатых конусов и ведомой шестерни было сопряженным на всем диапазоне регулирования, профиль зубьев з бчатьтх конусов списан сферической эвольвентой с продольной модификацией, Фсрмула изобретения

Зубчатый вариатор сксросттт, содержащий корттус, ведущий и ведомый валы, громежуточные валы с размещенными на них зубчатыми конусами, вэаттмодействуяе-шую с ними ведомую шестершо, устаpoBленную с возможностьто осевого перемещения на ведомом валу, преобразующий мe—ханизм, механизм регулирования, о тличающийся тем, «rc,сцелью повышения нагрузочной способности, ведомая шестерня выполнена в виде, по крайней мере, трех звездочек с совмещенными в одной плоскости венцами и концентрично распологкеннымтт стутп;цами, преобразующий механизм — в вице установленного на каждой ступице в подшипниках червяка и связанной с ним через фрикционную муфту- гипопштой шестерни, закрепленного на корпусе гипопдного колеса, взаимодействующего с гипоид ыми шестернями, установленног0 FIil ведомом валу. червячного колеса, зацепляюшегося с червяками, и размещенных соосно звездочкам с возможностью вращения в корпусе дисков с конусными пальцами, расположенными между зубьями звездочек, а профиль зубьев зубчатых конусов описан сферической эвольвентой с TlpooîFFüíoé мс дификацией„

Источники информации, принятые Во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Мо 196284, кл. В 29 С 15/00, 1965 (прототип).

Зубчатый вариатор скорости Зубчатый вариатор скорости Зубчатый вариатор скорости Зубчатый вариатор скорости 

 

Похожие патенты:

Вариатор // 729402

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных, грузоподъемных и прочих машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных, грузоподъемных и прочих машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам передач

Изобретение относится к общему машиностроению и автомобилестроению, в частности к силовым передачам с автоматической регулировкой скорости вращения приводимого элемента

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в различных его областях, например, в станкостроении, где требуется использовать широкий диапазон частот вращения выходного элемента привода без усложнения какой бы то ни было (например, электрической или гидравлической) системы машин

Изобретение относится к общему машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности в трансмиссиях механических передач транспортных средств
Наверх