Тренажер оператора грузоподъемных устройств

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е п1 750550

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61 3 Дополнитеяьнос к авт. свил-ву (22) Заявлено 28. 12. 7 7 (21)2561966/18-24 с присоединением заявки Ж (23) Приоритет

Опубликоввно23.07.80. Бюллетень № 27

3,ата опубликования описания 26.07.80 (51) М. Кл.

G 09 В 9/04

Гооудорстовииый комитет ао долом изобротеиий и открытий (53) УДК681.З. .07 1 (088.8 ) (72) Авторы изобретения

В. A. Гофман, И. Q. Колодный, А. П. Нсугольных и N. С. Гер-Мхитаров (71) Заявитель

Пермский политехнический институт (54) TPEHA)KEP OllEPATOPA ГРУЗОПОДЬЕМНЫХ УС ГРОЙСТВ

Изобретение относится к обучающим устройствам, в частности к тренажерам, и может быть использовано для обучения управлению груэоподьемной машиной.

Известны устройства для обучения оператора грузоподьемной машины (lj и (2j.

Указанные устройства не дают возможности изменять массу- груза в процессе обучения, что уменьшает подобие условий работы крановщика реальным.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство, содержащее блок модуляторов (блок моделирования механизма подьема груза, блок моделирования механизма вылета стрелы, блок моделирования механизма поворота крана), одни входы которого соединены с блоком управления (командоаппараты подъема, вылета и поворота крана и блок тормоза поворота), другие — с блоком задания (блок задания массы груза и блок задания силы ветра ), а выходы — с блоком отображения информации (электронно-лучевой индикатор, коммутаторы, сумматоры, генератор синусопдальных колебаний, модулятор, источник света, конденсатор, кадровое окно, вращающийся диапозитив, проекционный обьектив, зеркало) и преобразователем координат (блок интегрирс>вания поворота, блоки преобразования координат, блок моделирования движения груза и сумматоры), соединенным с блоком отображения информации, блоком задания и блоком перемножения, соединенным с блоком задания (Э)

В указанном тренажере задание массы груза производится обучаемым вручную и значение массы подлежащего перемещению груза не отображается на информационном поле тренажера. Это уменьшает подобие условий работы на тренажере реальным, что является недостатком данного тренажера, В реальных условиях изменение массы перемещаемых краном грузов имеет сложный, обычно непериодический слу- чайный характер и происходит только при опущенном крюке и беэ непосредственного участия крановщика, Но крановщик имеет

На .чертеже изображена структурная схема тренажера оператора грузоподьемньд устройств, ж

Он содержит узлы моделирования механизма подъема груза 1, моделирования механизма вылета стрелы 2, моделирования механизма поворота крана 3, входящие в состав блока 4 моделированг я реальных процессов, одни входы которого соединены с блоком 5 управления, состоящим из командоаппарата 6 подьема, ко1 О мандоаппарата 7 вылета и поворота и блока 8 тормоза поворота, другие - с блоком 9 задания эталонов, состоящим из блока 10 задания массы груза и блока

11 задания силы ветра, а выходы - с блоком 12отображения информации, состоящим иэ электронно-лучевого индикатора 13г коммутаторов 14 и 15, сумматоров 16,17,18 и 19, генератора 20 синусоидальных колебаний, модулятора 21, источника 22 света, конденсатора 23„ кадрового окна 24, вращающегося диапозитива 25, проекционного объектива 26, зеркала 27, с блоком 28 определения момента установки грузов, и с преобразова. телем 29 координат, состоящим из блока 30 интегрирования поворота, блоков

31 и 32 преобразования координат, блока 33 моделирования движения груза и сумматоров 34,35,36 и 37. Преобразователь 29 координат соединен с блоком

12 отображения информации, блоком 3

Формула изобретения

Тренажер оператора грузоподьемных устройств, содержащий блок моделирования

peach>>bee процессов, соединенный с блоком

3 75055 возможность по ряду внешних признаков (визуально по вибрациям конструкций кра- . на, по шуму двигателя, по натяжению тросов и т.a,) оценить в каждом конкретном случае массу подвешиваемого груза.

Целью изобретения являешься повышение точности тренировки за счет увеличения .подобия условий работы на тренажере реальным.

Это достигается тем, что в известный го тренажер, содержащий блок моделирова-. ния реальных процессов, соединенный с блоком управления, блоком задания эталонов, блоком отображения информации и преобразователем координат, который че- 15 рез блок умножения и непосредственно подключен к блоку задания эталонов, а также к блоку отображения информации, введены блок определения момента установки грузов, соединенный с блоком мо-, 20 делирования реальных, процессов, и блок случайного изменения массы груза, подключенный к блоку задания эталонов и блоку. определения момента установки грузов. 25

О ф задания эталонов и блоком 38 умножения, соединенным с блоком 9 задания эталонов, один из выходов которого соединен с блоком 12 отображения информации, а один из входов — с блоком 39 случайного изменения массы груза, вход которого соединен с блоком 28 определения мьмента установки грузов, Блок 28 предназначен для определения момента установки груза на землю но сигналу, поступающему на его вход с блока 4 моделирования, В качестве блока .28 может быть использован пороговый элемент, Блок 39 предназначен для автоматического управления, в момент установки груза на землю, заданием массы груза по случайному закону, Входной сигнал на блок 39 поступает с блока 28, а выходной - на вход блока 9 задания эталонов.

При включенном тренажере на экране блока 12 отображения информации видны электронная световая точка, яркость котоI рой зависит от массы груза, исходящая из нее световая линия, световая окружность, а также план участка порта.

Таким образом, перед обучаемым имиируется сенсорное поле реального крана его положение, например в порту, а таке положение точки подвеса каната и груа и массы груза, Когда обучаемый воздействует на блок управления, то в блоках 4 и 33 начиаются процессы, аналогичные процессам реальном кране, что вызывает иэменеие аналога высоты, аналога вылета стреы, аналога угла поворота крана, аналога тклонения груза от точки подвеса.

В результате этого на экране перемеается световая точка, наклонная линия и кружность, кроме того, вращается план астка порта, имитирующий поворот краа, причем яркость световой точки завиит от массы груза.

Полная имитация динамических пронесов, возникающих при перемещении груза, оэволяет во время тренировок приобрести навыки по управлению краном.

Таким образом, предложенное техничекое решение повышает точность процесса учения навыкам управления грузоподьемгым устройством.

5 75055 управления, блоком задания эталонов, блоком отображения информации и преобразозователем координат, который через блок умножения и непосредственно подключен к блоку задания эталонов, а также к блоку отображения информации, о т л и ч а ю—

ur и Й с я тем, что, с целью повышения точности тренировки, он содержит блок определения момента установки грузов, соединенный с блоком моделирования ре- 1о альных процессов, и блок случайного изменения массы груза, подключенный к

О 6 блоку задания эталонов и блоку определения момента установки грузов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР h 474037, кл. Cg 09 В 9/04, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

Vo 521593, кл. (09 В 9/04, 1976.

3. Блок-схема тренажера.-Информационный листок Западно-уральского межотраслевого центра научно-технической информации ЛЪ 610 74, 1974 (прототип).

ЦНИИПИ Заказ 4657/40 Тираж 465 Подлисное

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер оператора грузоподъемных устройств Тренажер оператора грузоподъемных устройств Тренажер оператора грузоподъемных устройств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх