Прерыватель для указателя поворотов транспортного средства

 

р ц;, ;. „ Х Нй% -т вдв бе о1

Союз Советских

С©циалнстических

Республик

И И Е

< >765058

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.10.77 (21) 2531456/27-11

{51) Я, Кл > с присоединением заявки №вЂ”

В 60 Q I/38 (23) Приоритет—

Гаауда ратваниьй хабитат

СССР аа дамм юааретенай н аткрытий

Опубликовано 23.09.80. Бюллетень №35

Дата опубликования описания 28.09.80 (53) УДК 629.113. .066.018 (088.8) { 72) Авторы изобретения

В. A. Стуканов и А. Г. Осокин (7I) Заявитель (54) ПРЕРЫВАТЕЛЬ ДЛЯ УКАЗАТЕЛЯ ПОВОРОТОВ ТРАНСГ1ОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам, обеспечивающим получение прерывистого сигнала для указателя поворотов автомобиля.

Известен прерыватель для указателя поворотов транспортного средства, содержащий транзисторный мультивибратор с времязадающими RC-цепочками, регулирующее ток электромагнитное реле с двумя обмотками и включающее реле, контакты которого включены в цепь питания сигнальных ламп (1). о

Недостатком такого устройства является сложность н низкая надежность работы.

Известен также прерыватель для указателя поворотов транспортного средства, содержащий транзисторный ключ, времязадающую RC-цепочку и электромагнитное ре 5 ле; одна из обмоток которого включена последовательно через переключатель, направления движения с сигнальными лампами указателя поворотов Е21. Это техническое. решение является наиболее близким к изобретению.

Основным его недостатком является то, что его надежность и долговечность, определяемые в основном износостойкостью кон2 тактной группы электромагнитного реле, неудовлетворительны, так как один из контактов служит для многократного включения ц выключения рабочего тока сигнальных ламп. Схема прерывателя усложнена введением специального источника стабилизированного напряжения для питания

RC-цепочки. Кроме того, включение прерывателя в схему указателя поворотов осуществляется посредством трех клемм, что усложняет монтаж реле, особенно на автомобилях, оборудованных стандратнымн указателями, в которых, как правило, нспользуются тепловые реле с двумя клеммами.

Недостатком этого прерывателя является также то, что при его установке в схему с заземленным положительным полюсом нсточника питания необходимо заменять тип транзистора.

Цель изобретения — повышенне надежностн и срока службы прерывателя.

Указанная цель достигается тем, что

RC-цепочка включена параллельно переходу коллектор †эмитт транзистора, включенного последовательно с первой обмоткой электромагнитного реле, прячем вторая обмотка этого реле соединена параллельно с

765058 конденсатором времязадающей цепочки, а его замыкающий контакт включен между переключателем направления движения и базой транзистора ключа.

На чертеже приведена приниципиальная электрическая схема предлагаемого прерывателя.

Прерыватель содержит транзистор времязадающую RC-цепочку, состоящую из резистора 2 и конденсатора 3, и электромагнитное реле с обмотками 4 и 5 и контактом 6.

КС-цепочка подключена между эмиттер46 ным и коллекторным выводами транзистора и параллельно ее конденсатору включена основная обмотка 4 электромагнитного реле. Для обеспечения стабильного режима работы между эмиттером и базой транзистора 1 может быть включен резистор (показан пунктиром), однако это не является обязательным в связи с кратковременным характером работы указателя поворотов.

Клеммы 7 и 8 служат для включения прерывателя в схему указателя поворотов, который содержит предохранитель 9, установленный между незаземленным полюсом бортово""о источника питания (на чертеже не показан ) и первой клеммой 7, и включенную между второй клеммой 8 и корпусом цепь управления и сигнализации, состоящую из переключателя 10 направления движения, сигнальных ламп 11 и контрольной лампы 12.

При установке переключателя 10 в одно из крайних положений конденсатор 3 заряжается через резистор 2, подмагничивающую обмотку 5 и одну из групп сигнальных ламп 11, причем зарядный ток, ограниченный в основном сопротивлением резистора 2, недостаточен для накаливания HH- y тей сигнальных ламп и не влияет на магнитное поле электрома гнитного реле. Когда напряжение на конденсаторе 3 достигает порогового уровня, электромагнитное реле срабатывает и контактом 6 подключает базу транзистора к заземленному полюсу ис46 точника питания, который, открываясь, перходит в режим насыщения, а поскольку сопротивление подмагничивающей обмотки 5 пренебрежимо мало (0,10: 0,15 Ом), все нанапряжение питания, кроме незначительного (менее 0,5 В) падения напряжения между эмиттером и коллектором, оказывается приложенным к сигнальным лампам 11 и они загораются полным накалом. Напряженность магнитного поля электромагнитного реле при открытом транзисторе 1 определя- 6 ется суммарным действием основной и дополнительной обмоток 4 и 5.

После открывания транзистора 1 начинается разряд конденсатора 3 через транзистор 1 и резистор 2, что приводит к уменьшению напряжения на основной обмотке 4 и уменьшению ее намагиичивающей силы.

В тот момент, когда суммарная намагничивакпцая сила обмоток 4 и 5 уменьшается до величины, соответствующей отпусканию электромагнитного реле, его контакт 6 размыкается, транзистор 1 запирается, ток через сигнальные лампы 11 прекращается и они гаснут. Затем процесс будет повторяться, пока переключатель 10 не будет установлен в среднее положение.

Таким образом, транзистор 1 является электронным ключом, коммутирующим рабочий ток сигнальных ламп 11. Наряду с

RÑ-цепочкой подмагничивающая обмотка 5 служит для регулирования порога отпускания электромагнитного реле с целью обеспечения требуемой частоты и,скважности импульсов коллекторного тока. Благодаря изменению тока в этой обмотке неисправность одной из сигнальных ламп 11 вызывает из меиение порога отпускания электромагнитного реле, а следовательно, н частоты срабатывания прерывателя и частоты мигания контрол ьной лам и ы 12.

Предпочтительным вариантом реализации электромагнитного реле является геркон, на который намотаны высокоомная основная обмотка (обмотка напряжения) и низкоомная подмагничиваюгцая обмотка (токовая обмотка) .

Благодаря тому, что переключение рабочего тока сигнальных ламп осуществляется посредством ключа, присоединенного последовательно с ними к источнику питания, а контакт электромагнитного реле включен в слаботочную цепь управления, обеспечивается повышение надежности и долговечности прерывателя. Включение RC-цепочки, к выходу которой присоединена основная обмотка электромагнитного реле, параллельно транзисторному ключу упрощает схему вследствие исключения источника стабилизированного напряжения.

Прерыватель универсален, так как он, в отличие от известного, может быть установлен на автотранспортные средства с любой полярностью заземленного полюса источника питания бортовой сети. Например, для установки в схему с заземленным положительным полюсом достаточно поменять местами концы подводягцих проводов на клеммах прерывателя. Двухпроводная схема включения позволяет устанавливать его на сугцествующие транспортные средства без изменения схемы электрооборудования.

Формула изобретения

Прерыватель для указателя поворотов транспортного средства, содержащий транзисторный ключ, времязадающую RC-цепочку и электромагнитное реле, одна из обмоток которого включена последовательно через переключатель направления движения с сигнальными лампами указателя поворотов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и срока службы, RC-це765058

Составитель Л. Побан

Текред K. Шуфрич Корректор О. Ковинская

Тираж 7бЗ Подписное

811ИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий

1lз035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Т Зубкова

Заказ 6421/18 почка вклкзчена параллельно переходу коллектор --эмиттер транзистора, включенного последовательно с первой обмоткой электромагнитного реле, причем вторая обмотка этого реле соединена параллельно с конденсатором времязадающей цепочки, а его замыкающий контакт включен между переключателем направления движения н базой транзистора ключа.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Акцептованная заявка Великобритании № 1302835, кл. G 4 Q (В 60 Q 1/38, 10.01.73.

2. П а тент Ф P Г № 1224170, кл. 63 С 69, 01.09.66 {прототип).

Прерыватель для указателя поворотов транспортного средства Прерыватель для указателя поворотов транспортного средства Прерыватель для указателя поворотов транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к внешней световой сигнализации об изменении направления движения

Изобретение относится к электрооборудованию транспортного средства и может быть использовано на транспортных средствах
Изобретение относится к области автомобилестроения

Изобретение относится к переключателям указателей поворота автомобиля Цель изобретения повышение надежности и удобства эксплуатации

Изобретение относится к переключателям указателей поворотов и света транспортного средства

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для прерывистого включения электрооборудования

Изобретение относится к электротехнике, в частности к генераторам электрической энергии вращающегося колеса транспортного средства в электрическую энергию для ее потребителей, установленных на этих колесах, в частности, источников световой энергии

Изобретение относится к электротехнике, в частности к генераторам электрической энергии для преобразования кинетической энергии вращающегося колеса транспортного средства в электрическую энергию для ее потребителей, установленных на этих колесах, в частности источников световой энергии, установленных на колесах транспортных средств
Наверх