Якорное устройство
О П И С -А--Н-И Е
ИЗОБРЕТЕН Ия
Сотоз Советскни
Соцналнстнческни
Республнк
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. свиЛ-ву (22) Заявлено23. 10.78(21) 2676116/27-11 (5Ф)М. Кл.
В 63 В 21/18 с присоединением заявки РЙ—
Гасударственный котеитет
СССР (23 ) П ри ори тет — ао денек изобретений и открытий
Опубликовано 30.09.80. Бюллетень М 36 (53}УДК 629.12. . 0 1 5. 64 (088.8 ) Дата опублннования описания 31.09.80. (72) Автор изобретения
М. P. Батлер (71 ) Заявтттель (54) ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО
Известно якорное устройство, содержатцее якорь с якорной цепью, клюзовую трубу, ручную лебедку с тросом, установленную на палубе судна, устройство крепления и отдачи коренного конца якорной цепи, якорную лебедку и стопор с закладным палой Pl)
Недостатком известного якорного устройства является невозможность освобождения от натяжения и стопорения якорной цепи при выполнении ряда вспомогательных работ, таких как раскручивание якорной цепи, осмотр и окраска цепи, ремонт якорного механизма и основного стопора (когда необходимо снять цепь со звездочки лебедки и основного стопора }.
Бельто изобретения является увеличение надежности работы якорного устройства.
Цель достигается тем, что якорное устройство снабжено дополнительным стопором, выполненным в виде и-образной балки, шарнирно закрепленной на палубе перед клюзовой трубой, на уровне верхнего среза клюзовой трубы и взаимодействуюшей с якорной цепью, причем поперечина тт-образной балки вьптолнена с обухом и скобой, посредством которотт до-
5 полнительный стопор связан с тросом ручной лебедки.
На фиг. 1 изображено якорное устройство с частичным разрезом; на фиг. 2— дополнительный стопор; на фиг. 3 — то
10 же, вид сверху.
Якорное устройство содержит якорную лебедку 1, стопор 2 с закладным палом, устройство 3 для крепления и отдачи т5 коренного конца якорной цепи, якорную цепь 4, якорь 5, ручную лебедку 6, установленную на фундаменте 7 палубы судна, клюэовую трубу 8, дополнительный стопор 9, выполненный в виде Tl-образной балки, состояшей из продольных баlIDK 10, которые врашаются на осях 11, установленных в обухах 12, и поперечины 13, выполненной со скобой 14, . установленной в обухе 15. Посредством
52 4 тяжения и стопорения якорной цепи на участке от якоря до закладного пала основного стопора. В прототипе якорная цепь на указанном" участке все время находится под натяжением силы веса якоря. А так как именно в якорной смычке цепи, которая непосредственно крепится к якорю, имеется вертлюг, благодоря
KoTopoMJJ цепь может вращаться, то выцолнить вспомогательные операции с цепью без наличия дополнительного стопора не представляется возможным.
Кроме того, дополнительный стопор одновременно служит крышкой якорного клюза, и, таким образом, нет необходимости в специальной крышке, которую, как правило, выполняют откидной, из листовой стали для предотвращения несчастных случаев и попадания через клюз воды на палубу судна.
Источники информации, 45 принятые во внимание при экспертизе
1. Справочник по судовым устройствам. Л., Судостроение", 1975, с. 212213, рис. 11.9.
3 7669 скобы 14 стопорное устройство связано с тросом 16 лебедки 6, фундамент которой имеет упор 17, ограничивающий
0 -образну«о балку в открытом положении около 15 rro отношению к вертикали. ««а
5 одном пз обухов установлен стопорный винт 18, фиксиру«бщий стопор в открытом положении. П -образная балка шарнирно закреплена на палубе перед клюзовой трубой 8, на уровне верхнего среза клюзовой трубы 8 и взаимодействует с якорной цепью 4.
Устройство работает следующим образом.
При вращении якорной лебедки 1 якорная цепь 4 втягивает якорь 5 в клюзовую трубу и стопорится закладным палом стопора 2. Прп необходимости выполнить раскручивание якорной цепи и окраску цепи пли ремонт якорной лебедки 1 и стопора
2 со снятием якорной цепи со звездочки лебедки 1 и стопора 2 устанавливают в рабочее положение дополнительный стопор
9, для чего отдают стопорный винт 18, после чего вращением рукоятки раскру25 чивается барабан ручной лебедки 6, и дополнительный стопор 9, установленный под углом к вертикали, под действием собственного веса начинает опускаться,,поворачиваясь на осях 1 1, до упора в верхг.ий срез клюзовой трубы. С помощью якорной лебедки 1 якорная цепь 4 слегка отдается, и концевая скоба цепи упирается в поперечину 13, которая полностью вост«рини>,«ает нагрузку от веса якоря, и якорная цепь 4 освобождается от натя35 жения. Прп необходимости поднять дополнительный стопор 9 якорная цепь подтягивается с помощью якорной лебедки 1, освобождая дополните««ьньтй стопор 9 от
40 давления якоря„ после чего вращением барабана. ручной лебедки 6 вспомогатель ный стопор поднимается в положение до касания упора 17 и фиксируется в этом положении стопорным винтом 18.
Наличие в якорном устройстве дополнительного стопора якорной цепи обеспечивает возможность освобождения от наформула изобретения
Якорное устройство, содержащее якорь с якорной цепью, клюзовую трубу, ручную лебедку с тросом, установленную на палубе судна, устройство крепления и отдачи коренного конца якорной цепи, якорную лебедку и стопор с закладным палом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что> с целью увеличения надежности работы якорного устройства, оно снабжено дополнительным стопором, выполненным в виде Д-образной балки, шарнирно закрепленной на палубе перед клюзовой трубой на уровне верхнего среза клюзовой трубы и взаимодействующей с якорной цепью, причем поперечина П -образной балки выполнена с обухом и скобой, посредством которой дополнительный стопор связан с тросом ручной лебедки.
766952, Составитель Т. Снегирева
Редактор М. Кузнецова Техред М. Кузьма Корректор M. Пожо .ФВВ\ЗъФ ФЗФФФВйч- янзЮВЬюэ мФЮсЮВЛ ай%.йчФа.а йФМ%ФРЛ%Заказ 7115715 Тираж 497 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушскан наб„а. 4/5
Филиал ППП "Патент, r, Ужгород, ул, Проектная, 4