Стопор для якорной цепи

 

СТОПОР ДЛЯ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ, включающий корпус с желобом для этой цепи, двумя вертикальными стенками и направляющими пазами, упор, стопорящий элемент, связанный с помощью шарнирного соединения с рычагом, установленным на корпусе с возможностью поворота, соединенным с приводом стопора и взаимодействующим с ползунами, размещенными в направляющих пазах корпуса, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности стопорения цепи при положении якоря «По-походном у и отдачи стопора под нагрузкой, в. рычаге выполнен продольный паз, в котором размещена ось стопорящего элемента, направляющие пазы корпуса выполнены параллельными опорной поверхности упора, которая расположена под углом к вертикали, равным углу трения, упор смонтирован с возможностью перемещения вдоль якорной цепи , а стопорящий элемент выполнен с возможностью взаимодействия с упором своей нижней частью, имеющей цилиндрическую поверхность, образующая которой параллельна оси вращения стопорящего элемента и пересекается с линией, проходящей через середину опорной поверхности упора параллельно оси желоба.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

В 63 В 21/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

6 ф 1т f 1. а11(р

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ ц -„,:, ."., :, ц, К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ 3353ggy 1 „ (21) 3576836/27-11 (22) 08.04.83 (46) 30.07.84. Бюл. № 28 (72) Г. И. Владинец, С. Я. Немеровский и Г. П. Надточий (53) 629.12.015.64.04.24 (088.8) (56) 1. Патент Норвегии № 139775, кл. В 63 В 21/18, опублик. 06.06.79 (прототип). (54) (57) СТОПОР ДЛЯ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ, включающий корпус с желобом для этой цепи, двумя вертикальными стенками и направляющими пазами, упор, стопорящий элемент, связанный с помощью шарнирного соединения с рычагом, установленным на корпусе с возможностью поворота, соединенным с приводом стопора и взаимодействующим с ползунами, размещенными в направляющих

„„SU„„1105376 A пазах корпуса, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности стопорения цепи при положении якоря «По-походному» и отдачи стопора под нагрузкой, в. рычаге выполнен продольный паз, в котором размещена ось стопорящего элемента, направляющие пазы корпуса выполнены параллельными опорной поверхности упора, которая расположена под углом к вертикали, равным углу трения, упор смонтирован с возможностью перемещения вдоль якорной цепи, а стопорящий элемент выполнен с возможностью взаимодействия с упором своей нижней частью, имеющей цилиндрическую поверхность, образующая которой параллельна оси вращения стопорящего элемента и пересекается с линией, проходящей через д середину опорной поверхности упора парал- ® лельно оси желоба.

1105376

Изобретение относится к судостроению, в частности к якорному устройству.

Известен стопор для якорной цепи, включающий корпус с желобом для этой цепи, двумя вертикальными стенками и направляющими пазами, упор, стопорящий элемент, связанный с помощью шарнирного соединения с рычагом, установленным на корпусе с возможностью поворота, соединенным с приводом стопора и взаимодействующим с ползунами, размещенными в направляющих пазах корпуса (1).

Недостатком указанного стопора для якорной цепи является невозможность стопорения цепи при положении якоря «Попоходному» и отдачи стопора под нагрузкой.

Цель изобретения — обеспечение возможности стопорения цепи при положении якоря по-походному и отдачи стопора под нагрузкой.

Цель достигается тем, что в стопоре для якорной цепи, включающем корпус с желобом для этой цепи, двумя вертикальными стенками и направляющими пазами, упор, стопорящий элемент, связанный с помощью шарнирного соединения с рычагом, установленным на корпусе с возможностью поворота, соединенным с приводом и взаимодействующим с ползунами, размещенными в направляющих пазах корпуса, в рычаге выполнен продольный паз, в котором размещена ось стопорящего элемента, направляющие пазы корпуса выполнены параллельными опорной поверхности упора, которая расположена под углом к вертикали, равным углу трения, упор смонтирован с возможностью перемещения вдоль якорной цепи, а стопорящий элемент выполнен с возможностью взаимодействия с упором своей нижней частью, имеющей цилиндрическую поверхность, образующая которой параллельна оси вращения стопорящего элемента и пересекается с линией, проходящей через середину опорной поверхности упора параллельно оси желоба.

На фиг. 1 изображен стопор, продольный разрез; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 4— разрез Б — Б на фиг. 3.

Стопор для якорной цепи состоит из корпуса 1 с желобом для цепи и двумя вертикальными стенками, расположенными по обе стороны желоба, на которых на оси 2 шарнирно установлен рычаг 3, жестко связанный с приводом 4. Второй конец рычага 3 имеет паз С, в котором расположена ось 5. На оси

5 установлены два ползуна 6, которые размешены в пазах D стенок корпуса 1. Кроме того, на оси 5 шарнирно установлен стопорящий элемент 7, который имеет проем Е (фиг. 3) для прохода вертикальных звеньев цепи 8. Наружная поверхность F стопорящего элемента спрофилирована по форме огона буксирного или швартовного каната 9

5 !

О

f5

2 (фиг. 4). Противоположный оси 5 конец стопорящего элемента 7, примыкающий к упору 10 (фиг. 2), имеет цилиндрическую поверхность G с осью цилиндра, параллельной оси вращения стопорящего элемента и пересекающейся с линией, проходящей через середину опорной поверхности Н упора 10 параллельно оси желоба, и размещен в рабочем положении в проеме Э корпуса 1.

Упор 10 установлен в проеме J с возможностью продольного перемещения посредством ручного привода (не показан). Плоская опорная поверхность Н упора 10 наклонена к вертикальной оси под углом, примерно равным углу трения, а продольные пазы D в стенках корпуса выполнены параллельными опорной поверхности Н. В вертикальных стенках корпуса 1 выполнены проемы К (фиг. 4), параллельные оси цепи для прохода огона. буксирного или швартовного каната 9. Рукоятка 4 стопора имеет фиксатор 11.

Стопор для якорной цепи работает следующим образом.

Упор 10 устанавливается в крайнее носовое положение (к якорю), стопорящий элемент 7 опускается посредством рукоятки 4 и рычага 3 в крайнее нижнее положение таким образом, что вертикальное звено цепи

8 располагается в проеме Е, а стопорящий элемент располагается между двумя горизонтальными звеньями и в проеме Л корпуса

1. Рукоятка 4 стопорится фиксатором 11.

Для отдачи стопора рукоятка 4 переводится в кормовое положение поворотом против часовой стрелки, при этом ось 2 разворачивает рычаг 3, который перемещает ось 5 в пазах D корпуса 1 и поднимает стопорящий элемент 7 в крайнее верхнее положение. Расположение наклона пазов D и опорной поверхности Н под углом, близким к углу трения, позволяет стопоряшему элементу 7 выходить из зацепления с упором 10 при действии незначительного по величине усилия на рукоятке 4 даже при значительных усилиях в цепи 8, действующих на стопорящий элемент 7. При отдаче стопора стопорящий элемент перемещается поступательно, так как пазы D и поверхность N имеют одинаковый наклон, что исключает «закусывание» стопорящего элемента цепью и способствует уменьшению усилия отдачи стопора на рукоятке 4, При выходе стопорящего элемента из зацепления с упором он разворачивается вокруг оси 5 и освобождает цепь.

Крепление цепи в положении якоря «Попоходному» выполняется аналогично. Однако при втягивании якоря в клюз звенья цепи занимают различные положения относительно корпуса стопора, при этом может оказаться, что при контакте с упором 10 стопорящий элемент 7 не касается горизонтального звена цепи, т.е. цепь имеет возможность сместиться до контакта со стопоря1105376 щим элементом, что приводит к недопустимому зазору между якорем и клюзом. Для исключения этого упор l0 перемещается в сторону кормы до тех пор, пока стопорящий элемент не прижимается плотно с одной стороны к горизонтальному звену цепи, а с другой стороны — к упору. Отдача стопора производится в указанном порядке.

Стопор для якорной цепи может быть использован также для крепления огона буксирного или швартовного каната. Для это о го в вертикальных стенках корпуса стопора выполнены проемы, параллельные оси цепи, а поверхность стопорящего элемента, не соприкаса ющаяся с упором, спрофилирована по форме огона буксирного или швартовного каната. Огон каната располагается на поверхности Е стопорящего элемента и проемах К корпуса. Стопор закрывается и надежно удерживает канат с усилием, близким к разрывному усилию каната. Отдача каната производится указанным способом.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает возможность стопорения цепи при положении якоря «По-походному» и отдачи стопора под нагрузкой. Его можно использовать для стопорения буксирного или швартовного каната.

1105376

Составитель В. Огарков

Редактор И. Касарда Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Заказ 5104/13 Тираж 456 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Стопор для якорной цепи Стопор для якорной цепи Стопор для якорной цепи Стопор для якорной цепи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к стопорному и удерживающему устройству для цепи или троса

Изобретение относится к способу и устройству для временного закрепления или запирания цепи, каната или троса

Изобретение относится к области судостроения, в частности к якорному устройству

Изобретение относится к судостроени-ю, в частности к конструкции стопора для якорной цепи

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к сельскому хозяйству

Изобретение относится к области судостроения и касается управления буксировочной линией. Предложены устройство (1) управления буксировочной линией и способ приведения в действие этого устройства, в которых устройство (1) управления буксировочной линией расположено в палубе (4) судна и содержит по меньшей мере два буксировочных штыря (6), выполненных с возможностью перемещения между пассивным положением и по меньшей мере одним активным положением, причем зазор между двумя буксировочными штырями (6) перекрывается мостиком (12), по меньшей мере, когда буксировочные штыри (6) находятся в одном из своих активных положений, при этом между двумя буксировочными штырями (6) расположен нижний ограничитель (18), который может перемещаться между пассивным положением и по меньшей мере одним активным положением, причем нижний ограничитель (18) размещен таким образом, что нижний ограничитель (18) и буксировочные штыри (6), в целом, расположены в плоскости, перпендикулярной основной продольной оси буксировочной линии (24), направляемой между ними. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик устройства управления буксировочной линией. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к соединительному узлу для швартовной цепи для судна. Соединитель цепи содержит корпус (36), через который проходит цепь (14). Цепь поддерживается храповиками (24, 26), которые установлены на держатели (34, 36). Держатели содержат верхние концы (35), которые шарнирно установлены на корпус (38), и содержат свободные нижние концы (44), удерживаемые посредством кулачков (50) на запорных собачках (52). Нижние концы (51) запорных собачек шарнирно установлены на корпус, верхние концы (60) свободные. Гидравлический привод (70) содержит штыри (58), которые зацепляют верхние концы запорных собачек, чтобы предотвратить расхождение в стороны держателей и собачек до тех пор, пока верхние концы (60) запорных собачек не подняты. Достигается удобство в пользовании. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к устройству цепного стопора и цепи, в частности для якорного устройства судов и морских плавучих установок. Предложено устройство цепного стопора (1) и цепи (2), содержащее корпус (3) с выполненным в нем вертикальным цепным каналом (4), в котором размещена и направляется цепь (2), и два цепных фиксатора (5а, 5b), которые расположены на противоположных сторонах цепного канала (4) и каждый из которых (5а, 5b) с возможностью поворота установлен на поворотной оси (6) цепного фиксатора с возможностью перемещения между повернутым внутрь положением, обеспечивающим взаимодействие с цепью (2) и предотвращение направленного вниз перемещения цепи (2) в цепном канале (4), и повернутым наружу положением, позволяющим цепи (2) перемещаться вверх в цепном канале (4), причем каждый цепной фиксатор (5а, 5b) поджат в направлении повернутого внутрь положения. Каждая поворотная ось (6) цепного фиксатора выполнена с возможностью перемещения, под действием усилий, прикладываемых цепью (2) к соответствующему цепному фиксатору (5а, 5b), из исходного положения в устойчивое второе положение, в котором соответствующий цепной фиксатор (5а, 5b), в повернутом внутрь положении, не может взаимодействовать с цепью с обеспечением предотвращения направленного вниз перемещения цепи (2) в цепном канале (4), причем поворотная ось (6) цепного фиксатора выполнена с обеспечением ее фиксации в исходном положении. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик устройства. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх