Муфта плавного разгона

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (iii767433

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.10.78 (21) 2673079j25;27 (51)М. Кл. с присоединением заявки №

F 16 О 67/04

Гооударстееикмй комитет (23) Приоритет

Опубликовано 30.09.80. Бюллетень № 36 до делам нзобретений и открмтнй (53) УЛK 621.825 .6 (088 8) Дата опубликования описания 30.09.80 (72) Автор изобретения

А. А. Кильдибеков (7I ) Заявитель (54) МУФТА ПЛАВНОГО РАЗГОНА

Изобретение относится к области машиностроения и в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие между собой через звенья планетарного ряда 111.

Недостатком ее является сложность конструкции.

Известна муфта плавного разгона, содержащая ведомое водило со смонтированными в

10 нем на оси сателлитом центральную шестерню, закрепленную на ведущем валу, полый вал, .расположенный концентрично ведущему валу

-- и соединенный с осью сателлитов зубчатой передачей (2).

Данное устройство является наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком его является большой вес и невозможность плавного регулирования оборотов ведомого элемента при заданном числе оборотов ведущего элемента.

Целью изобретения является снижение веса, обеспечение плавного регулирования числа оборотов ведомого водила при заданном числе оборотов ведущего вала.

Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена смонтированными на полом валу лопастями и механизмом их поворота, выполненным в виде фланца, смонтированного на полом валу с возможностью осевого перемещения и кривошипа, жестко закрепленного на каждой лопасти и шарнирно соединенного с фланцем посредством шатуна, На фиг, 1 схематично изображена муфта плавного разгона; на фиг. 2 — вид по стрелке

А на фиг. 1.

Муфта состоит из ведущего вала 1, центральной шестерни 2, сцепленной через сателлит 3 . с ведомой полумуфтой — водилом (корпусом)

4, связанным с ведомым механизмом (на чертеже не показан). На ведущей полумуфте 1 свободно посажен полый вал 5 с поворотными управлЯемыми лопастями 6, кинематически связанными с механизмом поворота, состоящим из кривошипа 7, шатуна 8, фланца 9, установленного на шпицах вала 5 и взаимодействующего с рычагом 10, На вал 5 насажена шестер3 76 ня 11, входящая в зацепление с шестерней 12, укрепленной на оси сателлита 3 планетарной передачи.

Муфта работает следующим образом.

Вращающий момент ведущего вала 1 на сателлите 3 разлагается на две составляющие: одна иэ них идет через водило 4 на вращениеведомого механизма, другая через шестерни 12 и 11 — на преодоление противодействия лопастей и полого вала.

В начале работы муфты водило 4 не вращается, заторможенная статическим моментом ве1домого механизма, но вращается полый вал и лопасти, Это обусловливается тем, что лопасти не испытывают противодействйя со стороны окружающей воздушной среды, поскольку они заранее ставятся плоскостями перпендикулярно к валу вращения 5, что принимается за начальный угол отсчета.

Чтобы привести в движение ведомый механизм изменяют положение рычага 10, отчего фланец 9, перемешаясь вдоль вала 5, с помощью шатуна 8 и кривошипа 7 увеличивает угол поворота лопастей 6. Вследствие чего возникает затормаживающее действие окружающего воздуха на полый вал, Обороты его падают, увеличивая нагрузку íà ocb сателлита 3, . отчего вращение сателлита вокруг оси замедляется, но сам сателлит начинает вращаться вокруг центральной шестерни 2. В силу этого начинает вращаться связанное с осью сателлита водило 4, т.е. ведомый механизм, Иэ этого процесса плавного разгона видно, что каждому положению рычага и лопастей соответствует определенное число оборотов ведомого механизма. Следовательно, ведомому механизму можно задавать непрерывный ряд фиксированных значений оборотов от самых малых до номинальных оборотов ведущей полумуфты, т.е. муфтой может быть осуществлено бесступенчатое регулирование оборотов в приводах.

В предлагаемой муфте взаимодействие между полумуфтами осуществляется через сателлит лопастями, вращающимися в воздушной среде. Здесь имеет место взаимодействие между твердым телом и газом, что дает воэможность поворотом лопастей плавно регулировать

7433 4 обороты ведомой полумуфты в широком диапазоне при заданных оборотах ведущей полумуфты. Это позволяет в ряде случаев решить задачу привода и передачи беэ применения специальных устройств (редукторов, вариаторов и т.д.).

Энергия проскальзывания между полумуфтами, в силу применения в муфте лопастей, автоматически преобразовывается в воздушный

10 поток, который можно использовать, например, для охлаждения приводного двигателя, тогда, как в муфтах механической системы энергия между ее полумуфтами не поддается такой рекупераш и.

Эластичная связь вращающихся лопастей с окружающей воздушной средой исключает их износ и разрушение, создает хорошие условия самоохлаждения, и все это обеспечивает высокую эксплуатационную надежность работы муф20 ты.!

Формула изобретения

1. Муфта плавного разгона, содержащая ведомое водило со смонтированными в нем на оси сателлитом, центральную шестерню, закрепленную на ведущем валу, полый вал, расположенный концентрично ведущему валу. и соединенный с осью сателлита зубчатой передачей, щ отличающаяся тем,что,сцелью обеспечения плавного, регулирования числа оборотов ведомого водила при заданном числе оборотов ведущего, вала, она снабжена смонтированными на полом валу лопастями и механиз35 мом их поворота.

2. Муфта плавного разгона по п. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что механизм поворота выполнен в виде фланца, смонтированного на полом валу с возможностью осевого перемеще4о ния и кривошипа, жестко закрепленного на каждой лопасти, и шарнирно соединенного с фланцем посредством шатуна.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

4 1. Авторское свидетельство СССР М 406056, кл. F 16 0 43/20, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР И 396479, кл. F 16 D 5/00, 1970 (прототип)..767433

put.1

Составитель И. Яцунов

Редактор Л. Гольдина Техред К. Гаврон Корректор О, Билак

Заказ 7) 68/32 Тираж 1095 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4(5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул, Проектная, 4

Муфта плавного разгона Муфта плавного разгона Муфта плавного разгона 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству для сцепления и торможения, приводимых в действие рабочей жидкостью в приводе механических прессов и ножниц для объемной и листовой штамповки, причем следует различать приводы с раздельным и с комбинированным расположениями сцепляющей муфты и тормоза

Изобретение относится к устройству сцепления и торможения, работающему на смазочно-охлаждающем масле

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механических прессах и кузнечно-прессовых машинах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин
Наверх