Механический усилитель мощности

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

«Ä771390

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.06.76 (21) 2370624/25-28 (51) М. Кл.

F 16 Н 33/02 с присоединением заявок № 2466778/25-28, 2545217/25-28 (23) Приоритет—

Гооударстееииый комитет (51) УДК 621.8.03 (088.8) Опубликовано 15.10.80. Бюллетень №38

Дата опубликования описания 25.10.80 по делам иэооретеиий и открытий (72) Автор изобретения

Б. А. Лабковский

Ижевский сельскохозяйственный институт (71) Заявитель (54) МЕХАНИЧЕСКИЛ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим усилителям мощности, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в качестве элемента, позволяющего отрабатывать заданное перемещение ведомого звена при нерегулируемом мощном силовом двигателе.

Известен механический усилитель мощности, содержащий корпус, установленные в нем силовой двигатель, кинематическую передачу с входным и выходным звеном и механизм управления (1).

Усилитель содержит также управляемую муфту, серводвигатель, упругий элемент, соединенный с выходным звеном передачи, устройством для односторонней передачи крутящего момента, соединенным с упругим элементом, управляемую муфту, а механизм управления выполнен в виде датчика деформаций, соединенного с упругим элементом и управляемой муфтой для включения и выключения последней при достижении заданных деформаций упругого элемента.

Недостатком известного устройства является то, что механические усилители мощности этого типа обладают малым КПД, так как в момент включения управляемой муфты

2 ведомая полумуфта имеет скорость, равную нулю, а ведущая полумуфта — скорость двигателя. Вследствие того, что в момент включения муфты имеется скольжение, происходит рассеивание энергии в муфте. Так как известные упругие элементы обладают незначительными аккумулирующими способностями, то управляемая муфта будет беспрерывно включаться и выключаться, то есть работать постоянно со скольжением. Величина рассеянной мощности таким образом может

1о быть определена в виде разности мощности двигателя и полезной мощности на ведомом валу.

Целью настоящего изобретения является повышение КПД механического усилителя мощности.

Указанная цель достигается тем, что механизм управления выполнен в виде толкателя, установленного в корпусе с возможностью перемещения параллельно продольной оси входного звена, входное звено выполнено в виде ведущего вала, двух полых цилиндров, жестко связанных с валом, втулки, установленной неподвижно на ведущем валу между полыми цилиндрами и имеющей на своей наружной поверхности продольные направ771390 ляющие, и полого кулачка, имеющего на наружной поверхности кольцевой паз и конус, угол наклона образующей которого к продольной оси ведущего вала меньше угла трения, и состоящего из расположенных по окружности секторообразных в сечении частей, выполненных в виде ползунов, взаимодействующих с направляющими втулки, а конец толкателя расположен в кольцевом пазу полого кулачка, при этом концы ползунов расположены между наружной поверхностью втулки и внутренней поверхностью полых цилиндров, а выходное звено выполнено в виде ведомого вала, установленного в корпусе с возможностью поворота, ось которого параллельна с бразующей конуса кулачка, и рычага, жестко связанного с ведомым валом и взаимодействующего с конусом кулачка, при этом точки контакта рычага выходного звена и толкателя механизма управления с конусом кулачка расположены по окружности на расстоянии, превышающем максимальную ширину ползуна, 10

Кроме того, кольцевой паз кулачка выполнен ступенчатым, состоящим из одинаковых на каждом ползуне участков, имеющих переменную ширину, при этом ширина участка паза на входе в него конца толкателя больше ширины этого участка паза на выходе на величину хода толкателя.

При этом рычаг выполнен в виде последовательно прикрепленных к его поверхности, ными один к другому разноименными полюса 0

45 ми, и установленным на конце толкателя дополнительным магнитом, обращенным одноименными полюсами к полюсам основных м а гнитов.

Кроме того, кулачок выполнен с вторым конусом, аналогичным первому и расположенном нг кулачке симметрично плоскости, перпендикулярной продольной оси кулачка, усилитель снабжен вторым ведомым валом, на котором жестко установлен второй рычаг, взаимодеиствующии с вторым конусом кулачка, дифференциальным механизмом и

50 двумя кинематическими цепями, первая из которых выполнена в виде муфты свободного хода (МСХ), звездочка которой установлена на первом ведомом валу. и самотормозящей, например, червячнои передач,., ведущее звено которой жестко связано с обоймой МСХ, а ведомое звено — с одним из центральных колес дифференциального механизма, вторая кинематическая цепь выполконтактирующей с кулачком, пластины из материала с малыМ модулем упругости, наза пример резины, и пластины из антифрикционного материала.

Кроме того, усилитель снабжен установленным на конце толкате я роликом. диаметр которого меньше минимальной ширины паза на каждом ползуне.

Целесообразным является то, что усилитель снабжен магнитами на боковых поверхностях паза каждого ползуна, направленнена в виде второй МСХ, звездочка которой установлена на втором ведомом валу несамотормозящей передачи, ведущее звено которой связано с обоймой второй МСХ, и второй самотормозящей передачи, например, червячной, ведущее звено которой связано с ведомым звеном несамотормозящей передачи, а ведомое звено — со вторым центральным колесом дифференциального механизма.

На фиг. 1 схематически представлен общий вид механического усилителя мощности; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 2; на фиг. 4— вид В на фиг. 3; на фиг. 5 — продольный разрез рычага ведомого вала; на фиг. 6— вариант выполнения механического усилителя мощности с магнитами; на фиг. 7 вид Г на фиг. 6; на фиг. 8 — вариант выполнения механического усилителя мощности.

Механическии усилитель мощности содер— жит корпус 1, установленные в нем силовой двигатель (на фигурах не показан), кинематическую передачу с входным звеном, выполненным в виде ведущего вала 2, двух полых цилиндров 3 и 4, жестко связанных валом 2, втулки 5, установленной неподвижно на ведущем валу между полыми цилиндрами 3 и 4 и имеющей на ее наружной поверхности продольные направляющие 6, и полого кулачка 7, имеющего на наружной поверхности кольцевой паз 8 и конус 9, угол o(наклона образующей которого к продольной оси ведущего вала 2 меньше угла трения. Кулачок 7 состоит из расположенных по окружности секторообразных в сечении частей, выполненных в виде ползунов !

О, взаимодействующих с направляющими 6 втулки 5.

При этом концы ползунов 10 расположены между наружной поверхностью втулки 5 и внутренней поверхностью полых цилиндров 3 и 4.

Механический усилитель мощности содержит также выходное звено, выполненное в виде ведомого вала 11. установленного в корпусе 1 с возможностью поворота, ось которого параллельна образующей конуса 9 кулачка 7 и рычага 12, жестко связанного с ведомым валом 11 и взаимодействующего с конусом 9 кулачка 7.

Механизм управления выполнен в виде толкателя 13, установленного в корпусе 1 с возможностью перемещения параллельно продольной оси входного звена, конец толкателя 13 установлен в кольцевом пазу 8 полого кулачка 7, а точки контакта рычага

12 выходного звена и толкателя 13, взаимодействующие с конусом 9 кулачка 7, расположены по окружности на расстоянии, превышающем максимальную ширину ползуна.

Кольцевой паз 8 кулачка 7 выполнен ступенчатым, состоящим из одинаковых на каждом ползуне участков !4, имеющих переменную ширину, при этом ширина «а» участ771390

5 ка 14 кольцевого паза 8 на входе в него конца толкателя 13 больше ширины «в» этого участка паза на выходе на величину хода толкателя 13.

Рычаг 12 выполнен в виде последовательно прикрепленных к его поверхности, контактирующей с кулачком, пластины 15 из материала с малым модулем упругости, например резины, и пластины 16 из антифрикционного материала.

Усилитель может быть снабжен установленным на конце толкателя 13 роликом 17, диаметр которого меньше минимальной ширины «а» паза на каждом ползуне 10.

Усилитель может быть снабжен магнитами 18 на боковых поверхностях паза каждого ползуна 10.

Магниты 18 направлены один к другому разноименными полюсами, на конце толкателя 13 устанавливается в этом случае дополнительный магнит 19, обращенный одноименными полюсами к полюсам основных м аг нито в 18.

Усилитель может быть выполнен с вторым конусом 20, аналогичным первому конусу 9. Конус 20 в этом случае расположен на кулачке 7 симметрично плоскости, перпендикулярной продольной оси кулачка 7.

Усилитель снабжен вторым ведомым валом

21, на котором жестко установлен второй рычаг 22, взаимодействующий с вторым конусом 20 кулачка 7, дифференциальным механизмом и двумя кинематическими цепями.

Первая цепь выполнена в виде МСХ, звез дочка 23 которой установлена на первом ведомом валу 11, и самотормозящей, например, червячной передачей, ведущее звено 24 которой жестко связано с обоймой 25 МСХ, а ведомое звено 26 — с одним из центральных колес 27 дифференциального механизма.

Вторая кинематическая цепь выполнена в виде второй МСХ, звездочка 28 которой установлена на втором ведомом валу 21 несамотормозящей передачи, ведущее звено 29 которой связано с обоймой 30 МСХ, и второй самотормозящей передачи, например, червячной, ведущее звено 31 которой связано с ведомым звеном 32 несамотормозящей передачи, а ведомое звено 33 — с вторым центральным колесом 34 дифференциального механизма.

Усилитель работает следующим образом.

Если толкатель 13 механизма управления неподвижен, то ролик 17 «выстраивает» все ползуны 10, вращающиеся вместе с ведущим валом 2, без осевого смещения друг относительно друга. Следовательно, при неподвижном толкателе 13 механизма управления ведомый вал 11, на котором сидит рычаг 12, будет тоже неподвижным. При перемещении толкателя 13 ролик 17 «выстраи ° вает» ползуны 10 так, что образуется определенный ступенчатый профиль кулачка.

Мощность, затрачиваемая на перемещение пластин, незначительна.

При необходимости уменьшить ударные нагрузки при взаимодействии толкателя 13 с ползунами IO используют магниты (см. фиг. 6).

В варианте выполнения усилителя (см. фиг. 8) при контакте со смещенными ползунами 10, один из рычагов, например рычаг

12, начинает подниматься, а рычаг 22 будет опускаться, и наоборот .

Вращение ведомого вала 11 через МСХ и самотормозящую передачу передается на центральное колесо 27 дифференциала. Другое центральное колесо 34 этого дифференциала в этот момент времени остается неподвижным, так как в цепи опускающегося рычага 22 МСХ разомкнуто. При необходимости реверса ведомого вала толкатель 13 перемещают в противоположном направле30 нии, что приводит к передаче мощности по другой кинематической цепи.

Формула изобретения

4$

$0

$$ ь

Однако, вступив в контакт с рычагом 12, ползуны 10 не имеют возможности перемещаться в осевом направлении, так как размеры системы подобраны из условия самоторможения. 1Iри взаимодействии с ползунами 10 рычаг 12 отклоняется, повторяя, таким образом, перемещение толкателя 13.

Так как рычагу 12 приходится контактировать со ступенчатым кулачком, то для уменьшения динамических усилии рычага выполнен трехслоиным, к жесткому основанию рычага привулканизирован (приклеен) слой резины, к которой в свою очередь приклеен набор параллельных пластинок из антифрикционного материала.

Скорость вращения ведомого вала усилителя определяется скоростью перемещения толкателя 13 механизма управления.

1. Механический усилитель мощности, содержащий корпус, установленные в нем силовой двигатель, кинематическую передачу с входным и выходным звеном и механизм управления, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД, механизм управления выполнен в виде толкателя, установленного в корпусе с возможностью перемещения параллельно продольной оси входного звена, входное звено выполнено в виде ведущего вала, двух полых цилиндров, жестко связанных с валом, втулки, установленной неподвижно на ведущем валу между полыми цилиндрами и имеющей на своей наружной поверхности продольные направляющие, и полого кулачка, имеющего на наружной поверхности кольцевой паз и конус, угол наклона образующей которого к продольной оси ведущего вала меньше угла трения, и состоящего из расположенных по окружности секторообразных в сечении частей, выполненных в виде ползунов, взаимодействук>щих с направляющими втулки, а конец толкателя

771390 расположен в кольцевом пазу полого кулачка, при этом концы ползунов расположены между наружной поверхностью втулки и внутренней поверхностью полых цилиндров, а выходное звено выполнено в виде ведомого вала, установленного в корпусе с возможностью поворота, ось которого параллельна образующей конуса кулачка, и рычага, жестко связанного с ведомым валом и взаимодействующего с конусом кулачка, при этом точки контакта рычага выходного звена и толкателя механизма управления с конусом кулачка расположены по окружности на расстоянии, превышающем максимальную ширину ползуна.

2. Усилитель по п. 1, отличающийся тем, что кольцевой паз кулачка выполнен ступенчатым, состоящим из одинаковых на каждом ползуне участков, имеющих переменную ширину, при этом ширина участка паза на входе в него конца тол ателя больше ширины этого участка паза на выходе на величину хода толкателя.

3. Усилитель по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что рычаг выполнен в виде последовательно прикрепленных к его поверхности, контактирующей с кулачком, пластины из материала с малым модулем упругости, например резины, и пластины из антифрикционного материала.

4. Усилитель по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен установленным на конце толкателя роликом, диаметр которого меньше минимальной ширины паза на каждом ползуне.

5. Усилитель по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен магнитами на боковых поверхностях паза каждого ползуна, направленными один к другому разноименными полюсами, и установленным на конце толкателя дополнительным магнитом, обращенным одноименными полюсами к полюсам основныхх магнитов.

6. Усилитель по п. 1, отличающийся тем, что кулачок выполнен с вторым конусом, аналогичным первому и расположенным на кулачке симметрично плоскости, перпендикулярной продольной оси кулачка, усилитель снабжен вторым ведомым валом, на

1о котором жестко установлен второй рычаг, взаимодействующий с вторым конусом кулачка, дифференциальным механизмом и двумя кинематическими цепями, первая из которых выполнена в виде муфты свободного хода (МСХ), звездочка которой установлена на первом ведомом валу, и самотормозящей, например, червячной передачи, ведушее звено которой жестко связано с обоймами МСХ, а ведомое звено — с одним из центральных колес дифференциально ного механизма, вторая кинематическая цепь выполнена в виде второй МСХ, звездочка которой установлена на втором ведомом валу несамотормозящей передачи, ведущее звено которой связано с обоймой второй

МСХ, и второй самотормозящей передачи, 2$ например, червячной, ведущее звено которой связано с ведомым звеном несамотормозя цей передачи, а ведомое звено — с вторым центральным колесом дифференциального механизма.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 419670, кл. F 16 М 33/02, 1971 (прототип) .

771390

Составитель В. Штукарев

Редактор H. Аристова Texpeд К. Шуфрич Корректор М. Коста

Заказ 6662/47 Тираж !095 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Механический усилитель мощности Механический усилитель мощности Механический усилитель мощности Механический усилитель мощности Механический усилитель мощности Механический усилитель мощности Механический усилитель мощности Механический усилитель мощности 

 

Похожие патенты:

Маховик // 721618

Маховик // 653455

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве силовой установки для привода различных машин преимущественно в энергетике, в сельском хозяйстве и на водном транспорте

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в транспортных средствах

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения и может быть использовано при аккумулировании и преобразовании энергии

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях тележек железнодорожных грузовых и пассажирских вагонов, вагонов метрополитена и др

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в качестве буферного накопителя энергии, например, для транспортных электрифицированных систем, источников аварийного питания, источников бесперебойного питания для ветровых и солнечных электростанций

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах различных механизмов или машин
Наверх