Тренажер для машинистов локомотива

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

<и)77 1 70 1

+ .гГ . (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено26. 06. 78 (21) 2637255/18-12 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Опубликовано151р8р Бюллетень ¹38 (s>)e. к .

Я- 09 В 9/04

Государственный комитет

СССР ло делам изобретений н открытий (53) УДК 625 ° 27 (088.8) Дата опубликования описания 171080 (72) Авторы изобретения

A. А. Дайлидко В. М. Ыакаров, A. A. Кретинин,Е.А. Сафонов, В. Д. Прохоренко и А. Л. Батраченко

4" к,..;

1 " " 1

1ф!1. - :„.:" -,;--. -„,.-,, Брянское отделение Московской железной дороги< "@ -, ;1, д. - .;"(1 (71), Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ИАШИНИСТОВ ЛОКОМОТИВА

Изобретение касается тренажеров и может быть использовано при обучении водителей транспортных средств.

Известен тренажер для машинистов локомотивов, содержащий соединенные 5 между собой узел управления и электромотор, кинематически связанный через редуктор с макетом местности $1) .

Однако этот тренажер не позволяет имитировать воздействие рельефа мест-10 ности движению локомотива.

Целью изобретения является повышение качества обучения эа счет имитации воздействия рельефа местности на локомотив. 15

Цель достигается тем, что трекажер содержит генератор, связанный посредством муфты с электромотором, скоростемер и профильные кулачки, кинематически связанные с редуктором 2О реле, тиристоры, блок управления тиристоров, сельсин с установленным на

его валу рычагом, выполненным с воэможностью взаимодействия с одним из профильных кулачков, концевой вык- 25 лючатель с толкателем, .контакты которого подсоединены к обмотке реле, а толкатель выполнен с возможностью взаимодействия с другим профильным кулачком, регулирующее сопротивле- 3р ние и блок питания с подключенным к нему трансформатором, при этом один нэ выводов обмотки возбуждения генератора подсоединен к средней точке выходной обмотки трансформатора, крайние точки которой подключены к положительным электродам тиристоров, причем управлякщие электроды тиристоров подсоединены к управляющему выходу блока управления тиристоров, к выходу которого подключены соединенные между собой отрицательные электроды тиристоров и через размыкакщий контакт реле — второй вывод обмотки возбуждения генератора, который через замыкающий контакт реле подсоединен к одной из щеток генератора, при этом последняя через регулирукхдее сопротивление и другой размыкающий контакт реле подключена к другой щетке генератора, которая через другой замыкающий контакт реле подсоединена к выходу блока управления тиристоров, к входу которого подключена обмотка статора сельсина.

С целью имитации инерционности локомотива с вагонами на валу электро- мотора установлены сменные грузы, выполненные в форме диска.

771701

На фиг. 1 представлена принципиальная схема тренажера, на фиг.2электромотор с грузами, общий нид.

Тренажер для машннистов локомотива содержит узел 1 управления, соединенный по схеме серийного локомотива, электромотор 2 с последовательной обмоткой возбуждения, генератор

3, соединенный посредством муфты 4 с электромотором 2, другой конец вала генератора 3 соединен с редуктором

5. Выходные концы валов редуктора соединены со скоростемером б, макетом местности 7. На выходкой конец вала редуктора 5 насажены профильные кулачки 8 и 9, с которыми взаимодействуют толкатель 10 и рычаг 11. Последний установлен на валу ротора, сельснна 12, обмотка статора сельсина 12 подключена к входу блока 13 управления тиристорон 14, выход которого соединен с их управляющими электродами. Тиристоры 14 подают питание от вторичной обмотки трансформатора 15 на обмотку 16 ноз буждения генератора. Реле 17 контактами 18 в исходном невключенном положении замыкает якорь генератора

3 на генерирующее сопротивление 19.

Аппаратура получает питание от блока 20 питания. На выходной конец вала электромотора 2 насажены сменные грузы 21.

Тренажер работает следующим образом.

При помощи узла 1 упранления изменяется величина напряжения на электромоторе 2, а это вызывает измене- ние величины скорости движения подвижного макета местности 7. Напряжение и ток электромотора контролируется контрольно-измерительными приборами-вольтметром и,амперметром, шкалы которых проградуированы н величинах напряжения и тока, протекающих по тяговым электродвигателям, установленных на локомотивах.

Электромотор 2 вращает генератор

3, у которого изменяется величина тока, протекающего через обмотку 1б возбуждения, а изменение тока нозбуждения вызывает изменение магнитного потока. Изменение магнитного потока приводит к изменению величины тормозного электромагнитного момента генератора. Регулирование тока нозбуждения производится тиристорами 14, улравляющие электроды которых подключены к блоку 13 управления тирисхоров.

Электромотор 2 приводит во вращение редуктор 5, у которого на выходном валу находятся профильные кулачки 8 и 9, закрепленные неподвижно один с другим. Передаточные отношения редуктора 5 выбраны так, чтобы подвижный макет местности 7 и профильные кулачки 8 и 9 сделали только один оборот. С кулачком 8 взаимодействует рычаг 11 сельсина 12. Кулачок 8 изменяет угол поворота ротора сельсина 12, а это приводит к изменению напряжения на его выходе, которое подается на вход блока 13 управления, где преобразуется в фазу отпиранщего импульса тиристоров 14.

Контакты 18 реле 17 находятся в исходном положении. Генератор 3 при таком положении работает н генерируемом режиме. Имитируется подъем или площадка профиля пути.

При имитации спуска профильным кулачком 9 и толкателем 10 включается контакт 18. Подается питание на реле 17. Реле включается, размыкающие контакты размыкаются, а замыкающие контакты замыкаются. Генератор 3 переходит в режим двигателя последовательного возбуждения. Инерция веса транспортного средства или веса поеэ.@ да имитируется посредством сменных массинных грузов 21, закрепленных на валу электромотора 2.

Перед началом обучения на трена.жере машинист-инструктор с помощью сменных грузов 21 и сопротивления 19 задает "нес" поезда. Обучаемый с помощью узла 1 управления приводит н движение поезд, увеличивая величины напряжения на тяховсм электромоторе

2 и контролируя его величину по вольт30 метру. Ток, прстекаищий на тяговом электромоторе 2, контролируется амперметром А, а имитация движения создается с помощью подвижного макета местности 7.

35 . При движении по подъему возрастает . тормозной момент генератора 3, который вызовет возрастание тока тягового электромотора 2. Обучаемый не должен допустить возрастание тока до ,р критической величины, вызвавшего срабатывание защиты пускорегулирующей аппаратуры, а своевременно перейти на низшие позиции уменьшая напряжение на тяговом двигателе, и в то же вре45 мя ныдерживая перегонное время хода.

При движении по спуску задача машиниста не превысить максимальную ско-. рость, контролируемую скоростемером

6, а своевременно применять тормоза.

Так как на перегоне подъемы, спуски и площадки непрерывно сменяют друг друга, торнаучившись регулировать силой тяги-величиной электромеханического момента, учитывая инерцию поезда и сопротивление движению, обучаемый в процессе обучения научится добиваться плавности разгона и дальнейшего хода поезда, ведения его по заданному расписанию и обеспечивать остановку в требуемом месте.

Тренажер позволяет быстро во время тренировок приобретать навыки управления локомотивом н условиях, приближенных к движению по пересеченной местности.

771701

Формула изобретения

luz.2

Составитель В. Тюркин, Ре акто В. T бченко Техред E.Ãàâ илешко Ко екто С. Ыекмар

Тираж 465 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изОбретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д. 4 5

Заказ 6703/63

Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 1. Тренажер для машинистов локомотива, содержащий соединенные между собой узел управления и электромотор, кинематически связанный через редуктор с макетом местности, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повьиаения качества обучения эа счет имитации воздействия рельефа местности на локомотив, он содержит генератор, связанный посредством муфты с электромотором, скоростемер и профильные кулачки, кинематически связанные с редуктором, реле, тиристоры, блок управления тиристоров, сельсин с установленным на его валу рычагом, выполненным с возможностью взаимодействия с одним из профильных кулачков, концевой выключатель с толкателем контакты которого подсоединены к обмотке реле, а толкатель выполнен с возможностью взаимодействия с.другим профильным кулачком, регулирующее сопротивление и блок питания с подключенным к нему трансформатором, при этом один из выводов обмотки возбуждения генератора подсоединен к средней точке выходной обмотки трансформатора, крайние точки которой подключены к положительным электродам тирнсторов, причем управляющие электроды тиристоров подсоединены к управляющему выходу блока управления тиристоров, к выходу которого подключены соединенные

5 между собой отрицательные электроды тиристоров и через размыкающий контакт реле-второй вывод обмотки возбуждения генератора, который через замыкающий контакт реле подсоединен

10 к одной из щеток генератора,при этом последняя через регулирующее сопротивление и другой размыкающий контакт реле подключена к другой щетке генератора, которая через другой замыкающий контакт реле подсоединена к выходу блока управления тиристоров,к входу которого подключена обмотка статора сельсина.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью имитации инерционности локомотива с вагонами на валу электромотора установлены сменные грузы, выполненные в форме диска.

Источники информации, 25 принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Р 3657457, кл. 35-11, 1972.

Тренажер для машинистов локомотива Тренажер для машинистов локомотива Тренажер для машинистов локомотива 

 

Похожие патенты:
Тренажер // 766332

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх