Способ контроля состояния подшипников качения в процессе эксплуатации и устройство для его осуществления

 

патентн-,, те, „,,...., САНИ

Союз Советсхнк

Социалистических

Республик

«»775650

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, сеид-ву (22) Заявлено 183.278 (21) 2699620/25-27 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет

Опубликовано 30.10.8а Бюллетень М4 0

Дата Опубликования Описания 301080 (51) . Мл.з

G 01 M 13/04

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (53) УДМ 658. 562. .012.7(088.8) (72) Автор изобретения

С. И. Захаров (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ

КАЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к области подшипниковой промышленности и предназначено для контроля состояния подшипников качения в процессе эксплуатации. 5

Известен способ контроля подшипников качения, заключающийся в измерении вибрации подшипника, выделении амплитуд составляющих вибраций, обусловленных усталостными дефектами под- 10 шипника, измеряют амплитуды составляющих, частоту и ритм их значений и по полученным данным определяют состояние подшипников 111.

Одиако, известный способ не обеспечивает достаточную точность контроля состояния подшипников качения в процессе эксплуатации.

Целью изобретения является повы- шение точности контроля состояния 2п подшипников качения в процессе эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что измеряют вибрацию подшипника, производят автонормирование измеренной 25 вибрации, выделяют ампли ;ды составляющий вибраций, обусловленных усталостными дефектами подшипника, измеряют амплитуды составляющих, частоту и ритм различных их значений ЗО и по полученным данным определяют состояние подшипников.

Способ может быть осущеcòâëåí устройством, содержащим последовательно соединенные вибродатчик с усилителем, полосовой частотный фильтр с выпрямителем, блок аналогового пересчета с режимным переключателем, логарифмический преобразователь со стрелочным индикатором, головной телефон, блок автонормировки величины сигнала, вход которого соединен с выходом усилителя, а выход с входом полосового частотного фильтра, триггер Шмидта, вход которого соединен с выходом выпрямителя, а выход с входами блока аналогового пересчета и головного телефона, генератор тока, вход которого соединен с выходом выпрямителя, а выход с вторым входом режимного переключателя, усредняющий блок, вход которого соединен с выходом режимного переключателя, а выход с входом логарифмического преобразователя.

Блок схема устройства представлена на чертеже.

Устройство содержит последовательно соединенные вибродатчнк 1 с усилителем 2, полосовой частотный фильтр

775650

3 с выпрямителем 4, блок 5 аналого о го пересчета с режимным переключате— лем 6, логарифмический преобразователь 7 со стрелочным индикатором 8 и головной телефон 9. Устройство снаб жено блоком 10 автонормировки величины сигнала, вход которого соединен с выходом усилителя 2, а выход с входом полосового частотного фильтра .3, триггером Шмидта 11, вход которого соединен с выходом выпрямителя 4, а выход с входами блока 5 аналогового пересчета и головного телефона 9, генератором тока 12, вход которого соединен с выходом выпрямителя 4, а выход с вторым входом режимного переключателя 6, усредняющим 15 блоком 13, вход которого соединен с выходом режимного переключателя 6, а выход с вхоцом логарифмического пре-образователя 7.

Елок 10 антонормировки величины ;у сигнала состоит иэ последовательно соединенных делителя 14, усилителя 1.5, полосового частотного фильтра 16 и детектора 17 уровня амплитуд.

Блок аналогового пересчета 5 состоит из последовательно соединенных дифференцируюцей цепочки 18, усилителя 19, триггера Шмидта 20 и генератора 21 тока.

Способ осуществляют следующим образом.

Электрический сигнал с вибродатчика 1 через усилитель 2 поступает на вход блока 10 автонормировки величины сигнала, который поддерживает на своем выходе постоянным уровень сигнала, снимаемого виброцатчиком 1 в полосе малоинформативных для усталости подшипников частот, за счет делителя 14 управляемого напря- 4( жением, усилителя 15, полосового частотного фильтра 16 и детектора 17 уровня амплитуд. Автонормированный сигнал поступает на вход полосового частотного фильтра 3, где выделяются амплитуды на информативных по усталости подшипников частотах. Далее выделенные амплитуды вь:прямляются в выпрямителе 4, преобразуются в аналоговый сигнал тока генератором 1.2 и поступают через режимный перек.лючатель 6, усредняющий блок 13 и логарифмический преобразователь 7 на вход стрелочного индикатора 8. Показания последнего соответствуют вели. чине =выделенных амплитуд. 55

Во втором состоянии режимнсго переключателя сигнал выпрямителя поступает на вход триггера Шмидта 11 с регулируемым порогом срабатынания, с выхода которого различные эна Щ чения сигнала выпрямителя поступают на вход блока 5 аналогового пересчета и вход головного телефона 9.

Блок аналогового пересчета за счет дифференцирующей цепочки 18, усили- 65 теля 19, триггера Шмидта 20 и генератора 21 тока обеспечивает на своем выходе сигнал, пропорциональный частоте и ритму входного сигнала. С выхода блока аналогового пересчета сигнал поступает на второй вход режимного переключателя, с выхода которого через усредняющую цепь и логарифмический преобразователь поступает на вход стрелочного индикатора, который при этом производит индикацию частоты и ритма различных значений выделенных амплитуд. Головной телефон обеспечивает субъективное определение частоты и ритма выделенных амплитуд.

Предлагаемый способ и устройство для его реализации обеспечивают постоянное соответствие неличины выделенных амплитуд с величиной усталости тел качения подшипников, что позволяет в 2-3 раза повысить точность контроля состояния подшипникон качения в процессе эксплуатации..

Формула изобретения

1. Способ контроля состояния подшипников качения в процессе эксплуатации„ заключающийся в том, что измеряют вибрацию подшипника, выделяют

1амплитуды составляющих вибраций, обусловленных .установленными дефектами подшипника, измеряют амплитуды составляющих, частоту и ритм их значений и по полученным данным определяют состояние подшипников, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности контроля, перед ныделением амплитуды составляющих производят автонормирование измеренной вибрации подшипника.

2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее последовательно соединенные вибродатчик с усилителем, полосовой частотный фильтр с выпрямителем, блок аналого" ного пересчета с режимным переключателем, логарифмический преобразователь со стрелочным индикатором, головной телефон, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, устройство снабжено блоком автонормировки величины сигнала, вход которого соединен с выходом усилителя, а выход со входом полосового частотного фильтра, триггером Шмидта, вход которого соединен с выходом выпрямителя, а выход со входом блока аналогового пересчета и головного телефона, енератором тока, вход которого coåäèíåí с выходом выпрямителя, а выход со вторым входом режимного переключателя, усредняющим блокОм, нход которого соединен с выходом режимного переключателя, а выход со нходом логарифмического преобразователя.

775 50 состояния подшипников качения в процессе эксплуатации, Швеция фирма СКФ, 1971 (прототип).

Составитель И. Баранов

Редактор Т. Морозова Техред C.ßHãóíîâà

Заказ 7734/58 Тираж 1019

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Пер-Арне Буте. Измерение удар ных импульсов. Новый метод контроля

Корректор A. Гриценко

Подписное

Способ контроля состояния подшипников качения в процессе эксплуатации и устройство для его осуществления Способ контроля состояния подшипников качения в процессе эксплуатации и устройство для его осуществления Способ контроля состояния подшипников качения в процессе эксплуатации и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх