Узел смазки

 

;;.;),,ф.,",е.х М E. 4

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕ Н И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 77 7332

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.02.79 (21) 2722525/25-08 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07,11.80. Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 04.12.80 (5! ) Ч.Кл. Г 16 N 15/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий, 53) УДК 621.89 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. В. Подгорков и Д. В. ()рлоп (71) Заявитель Ивановский энергетический институт им. В. И. Ленина (54) УЗЕЛ СМАЗКИ

Изобретение относится к области машиностроения, конкретно к технике обеспечения работоспособности узлов трения пли режущего инструмента при работе пх в вакууме или других условиях, не позволяющих применить обычные способы пх смазки.

Для непрерывной смазки механических передач используются наливные масленки, фитильные масленки, масляные ванны или устройства циркуляционной смазки (1, 2J, содержащие шестеренчатые, лопастные илп плунжерные насосы, трубопроводы и сопловые насадки. Все эти смазочные устройства требуют наличия картера, в котором размещается смазочное масло, они сложны по своей конструкции, дороги в изготовлении, делают конструкцию механической передачи громоздкой и утяжеляют ее, не применимы для работы в вакууме.

Известен узел трения (3). в котором в качестве смазки используется сухая порошкообразная магнитоактивная смазка, подающаяся с помощью магнитного возбудителя на пару трения, выполненную из магнптоактивных материалов. Это устройство не позволяет обеспечить смазку пары трения, выполненной из немагнитных материалов, требуют наличия картера для размепения смазки.

Известен узел трения (4), в котором имеется матнитная система с магнитным возбудителем и по люсными наконечниками, размегцающимпся вблизи зоны трения для удержания в неи жидкой ферромагнитной смазки. Конструкция узла смазки не обеспечивает надежного смазывания самих рабочих поверхностей зубчатых элементов, например червячной передачи Поскольку прп вращении червяка положение его витков относительно наконечников изменяется, наконечники приходится размещать за пределамн наружного диаметра витков червяка и не представляется возможным эти на15 конечнпкп подвести непосредственно к рабочим поверхностям витков червяка. Из-за этого ферромагнитная смазка размещается в основном не на боковых рабочих поверхностях витка червяка, а на его гребнях на наружном диаметре.

Целью изобретения является улучшение условий смазки рабочих поверхностей зубчатых колес пли витков червяка в червячной передаче и повышение их работоспособности.

Указ:-.иная цель достигается тем, что полюсные наконечники магнитной системы выполнены в впде свободно вращающихся зубчатых элементов колес, находящихся в зацеплении с зубьями зубчатого колеса плп

777332 витками червяка и расположенных в непосредственной близости к зоне трения. В случае изготовления червяка пз магнитного материала магнитный поток .между наконечниками замыкается через витки червяка и ферромагнитную смазку. Если же червяк заготовлен из немагнитного материала, то магнитный поток замыкается только через смазку. В обоих случаях при указанной форме наконечников в виде зубчатых колес зубья их размещаются непосрсдственно у боковых рабочих поверхностей витков червяка и обеспечивают лучшую смазку червячной пары.

Конструкция узла смазки поясняется чертежом.

Узел смазки содержит магнитный возФ будитель /, элементы магнитной системы 2, наконечники 8 в виде зубчатых колес, посаженные свободно на элементы магнитной системы, и ферромагнитну|Q смазку 4, удерживаемую между зубьями наконечников матнитными силами и замыкающую магнитную систему. Зубчатые наконечники

8 с одной стороны имеют торцовую поверхность «А», форма которой соответствует форме торцовой поверхности зубчатого венца червячного колеса. Другая торцовая поверхность «Б» наконечников плоская

В процессе работы червячной пары при вращении червяка полюсные наконечники магнитной системы получают вращательное движение, поскольку зубья их располагаются в канавке между витками. Ферромагнитная смазка по зубьям полюсных наконечников под действием магнитного поля стягивается в зону большой напряженности магнитного поля, в зону трения.

Зубчатые вращающиеся наконечники узла смазки обеспечивают хорошее смазывание боковых рабочих поверхностей витков червяка. Хорошая смазка способствует снижению коэффициента трения, интенсивности изнашивания и надежности работы червячной передачи.

Формула изобретения

1. Узел смазки механической передачи, содержащий магнитную систему с магнит15 ным возбудителем, размещенными вблизи зоны трения полюсными наконечниками, в зазоре между которыми помещена жидкая ферромагнитная смазка, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью улучшения смазки v.

20 повышения работоспособности механической передачи, полюсные наконечники выполнены в виде свободно вращающихся колес, находящихся в контакте с элементами узла трения.

Ж

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Справочник машиностроителя под. ред. Н. С. Ачеркана, том 4, Машгиз, 1963.

ЗО 2, Червавский С. А. и др, Проектирование механических передач, Машиностроение, 1976.

3. Авторское свидетельство СССР

М 523240,,кл. F 16 N 15/00, 1976.

4. Авторское свидетельство СССР

М 651177, кл F 16 N 15/00, 1978.

Редактор И. Квачадзе

Составитель В. Гришков

Техред А. Камышникова

Корректор С. Файн

Заказ 1478/!478 Изд. М 547 Тираж 1095 Подписное

HIIO «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент>

Узел смазки Узел смазки Узел смазки 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области машиностроения, к смазочным материалам, и может быть использовано при эксплуатации машин и механизмов
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам восстановления изношенных металлических поверхностей в парах трения, и обеспечивает решение проблемы сохранения на должном уровне эксплуатационных характеристик машин и механизмов, побывавших в использовании, в частности позволяет повысить надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания, а именно их цилиндропоршневой группы
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам повышения долговечности трущихся элементов машин и механизмов
Изобретение относится к области триботехнического материаловедения и смазке твердых тел, в частности к узлам, деталям машин и механизмов, работающих в условиях сухого, граничного и жидкостного трения, предназначенных для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена
Наверх