Способ нанесения твердого смазочного покрытия

 

k о-бл ;, тяп= М Д

ИГРАНИ

Союз Советских

Социалистических

Республик (ii)777333

О П

ИЗОБРЕТЕН И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (51)М Кл з F16 N 15/00

122) Заявлено 2202.79 (21) 2727276/25-08 с грисоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.11.80. Бюллетень ¹ 41 (45) Дата опубликования описания 04.!2.80

Государственный комитет ло делам изобретений н открытий (53) УДК 621.89 (088,8) (72) Авторы изобретения

Б. П. Артемьев и И. В. Симонов

Московский автомеханический институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТВЕРДОГО

СМАЗОЧНОГО ПОКРЫТИЯ

Изобретение относится к нанесению антифрикционных покрытий íà па ры трения и может быть использовано для повышения долговечности трущихся поверхностей .деталей машин и приборов, |работающих как в обычных, так IB в экстремальных условиях.

Известны способы нанесения твердых смазочных покрытий со связующтвми веществами на трущиеся поверхности деталей, включающие операции обезжиривания, нанесения,предварительного и окончательного отверждения .нанесенного слоя твердой смазки с последующим охлаждением 11).

Основные .недостатки этих способов: неравномерность толщины поКрытия, высокая пористость и влагоп роницаемость, наличие остаточных растягивающих поверхностных напряжен ий значительно снижает их долговечность прои треники.

Известен также способ нанесения твердого смазочного покрытия, включающий обезжиривание поверхности подложки, на.несение на.нее слоя твердой смазки, предвар ительное отверждение, пластическую деформацию покрытия совместно с основой, окончательное отверждение и охлаждение 12).

Недостатком, известного способа является необходимость .нанесения после,деформирования второго слоя смазки, что удлиняет цикл обработки поверхности изделия, снижает производительность труда и приводит к по вышенному (на 60 — 80%) .расходу твердой смазки.

Целью изобретения является повьгшение качества пок рыти я:производительности труда .и экономия твердой смазки.

Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемом способе, включающем обезl0 жиривание поверхности подложки, нанесение.на нее слоя "пвердой смазки, предварительное отверждеяие, .пластическую дефорыацию покрытия совместно с основой, окончательное отверждение и охлаждение, прсд15 варительное отверждение ведут в течение времени, пр|иводящего к потере связующим веществом 80 — 90% летучего растворителя.

Проведение предварительного отверждения в течение:времени, приводящего к поте2С ре связующим веществом 80 — 90% массы летучего растворителя, обеспечивает получение после пластического деформиро вания покрытия с повышенной плотностью .матер нала, имеющего хорошую адгезию к под25 лои ке, равномерного по толщине, с шероховатостью поверхности не ниже 9 класса, обладаюп. его повышенной долговечностью при трении. При этом .необходсвмость в нанесении второго слоя твердой смазки отпадает, что, в свою очередь, п рлводит к уве777333 личению производительности труда .и экономии.материала твердой смазчики.

Пример. Поверхность цилиндрического опверстия стальной детали обезжиривают (например этиловым спиртом), затем наносят с помощью кисти (или распылителя) слои твердой смазки толщиной 0,1—

0,12 мм следующего состава, в вес. ч.: дисульфид молибдена (порошок) 8 — 10, :спирто-бакелитово-графитовый препарат 3 — 4, спирт этиловый 10 15.

После нанесения покрытие предвари. 15 Результаты пластического деформи ровательно отверждают посредством выдержки ния твердых смазочных покрытий, предвадеталей в печи IIplH 80 — 90 С .в течение рительно отвержденных прои режимах, предПотери массы летучего растворителя в связующем перед пластическим деформированном (дорнованием), %

Состояние поверхности покрытия после пластического доформирования (дорнование) 1еиес 75 лз — 7Э

89 — 90

91 — 95

Более 95

Ф ор мула:изобретения лагаемых в .данном способе,,и режимах, выходящих за его цределы, пр иведены в таблице.

Деформация слоя твердой смазки, .предварительного отвержденного до потери связующим .веществом 80 — 90о о .массы летучего растворителя, обладающего хорошей пластичностью, приводит к существенному

IIoBbIIIIeHlHIo качества покрытия: увеличи,вается прочность сцепления покрытия с основой, уменьшается лористость приповерхностного слоя, слижается шероховатость поверхности, происходит îр иентация частиц твердой смазки в слое па|раллельно |плоскости скольжения, т. е. <сцриработка» покрытия.

Деформация покрытия, обладающего хорошей пластичностью, способствует более полному удалению воздушной прослойки из микровпадин поверхности и позволяет залолнить твердой смазкой даже самые мельчайшие нВрoBHocTи поверхности, что увеличивает площадь |контакта твердой смазки с металлом и повьгшает адгезию покрытия.

5 — 7 мин, .при|водящей z iIImepe связующим веществом 80 — 90% массы летучего,растворителя, затем отверстие с покрытием дор.н уют (пластически деформируют) шаром или дозорном, изготовленным из стали ШХ

15 (или твердого сплава) с натягом в пределах 0,05 — 0,25 мм (без учета толщины нанесенного слоя покрытия) . После пластической деформации детал и загружают в

1П печь, где выдерживают лри 180 — 200 С в течен ие 1,5 — 2 ч. (окончательное отверждение покрытия), а затем охлаждают .на воздухе до комнатной температуры.

Снятие покрытия с поверхности отверстия и выдавливание его наружу

Снятие покрытия с отдельных участков поверхности

Поверхность отверстия после прохождеяия инструмента покрыта ровным гладким слоем

Снятие и отслаивание покрытия отсутствует

Частичное шелушение и отслаивание покрытия

Шелушение и отслаигание покрытия по всей поверхности отверстия

Способ нанесения твердого смазочного покрытия со,с вязующим;веществом, например, на основе фенолформальдегидных смол, включающий обезжиривание поверхности подложки, нанесение на нее слоя твердой смазчики, предварительное отверждение, пластическое,дефармирован ие пакры25 тия совместно с основой, окончательное отверждение .и охлаждение, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повьвшения качества покрытия, производительности труда и экономии твердой смазии, предварительное отзО верждение ведут в течение laipeMeHlH, приводящего,к потере связующим веществом 80—

90% массы летучего растворителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Пластические смазки и твердые смазочные покрытия, труды ВНИИНП, вып.

XI, М., Хи.м,ия, 1969, 2. Авторское cBIHlgeTeJIbcтво СССР

4o № 498446, кл. F 16 N 15/00, 1977,

Способ нанесения твердого смазочного покрытия Способ нанесения твердого смазочного покрытия 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области машиностроения, к смазочным материалам, и может быть использовано при эксплуатации машин и механизмов
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам восстановления изношенных металлических поверхностей в парах трения, и обеспечивает решение проблемы сохранения на должном уровне эксплуатационных характеристик машин и механизмов, побывавших в использовании, в частности позволяет повысить надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания, а именно их цилиндропоршневой группы
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам повышения долговечности трущихся элементов машин и механизмов
Изобретение относится к области триботехнического материаловедения и смазке твердых тел, в частности к узлам, деталям машин и механизмов, работающих в условиях сухого, граничного и жидкостного трения, предназначенных для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена
Наверх