Трансмиссия полноприводной само-ходной машины

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТИЛЬСТВУ

C s Севетсник

Сецюфект вчем мх

Респубднк (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 191278 (2$) 2700208/27-11 (51) М. КЛ. с присоединением заявки ЙР

В 60 К 17/34 (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий

Опубликовано 150181. Бюллетень N9 2

Дата опубликования описания 150181 (53) УДК 629. 113-587 (0ss.8) П.Я. Прицкер, В.В. Войтиков, П.Н. Степанюк, Е.И. Рубинштейн, A.M. Старынин, Ю.A. Беленков, P.À. Тепер, К.И. Городецкий, A.Á. Халецкий, С. И. Михеев и I0. Á. Рахлевский (72) Авторы изобретения (7!) Заявитель (54 ) ТРАНСМИССИЯ ПОЛНОЛРИВОДНОЙ

САМОХОДНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к автотрак. торостроению и может быть использовано для привода полноприводной самоходной машины.

Наиболее близкой к предлагаемой является конструкция привода переднего ведущего моста, позволяющая ре= гулировать тяговосцепные качества самоходной машины в различных дорожных.условиях и содержащая планетарный редуктор, одно иэ звеньев которого соединено с коробкой перемены передач, другое — с передним ведущим мостом, а третье — с нерегулируемым гидронасосом, имеющим систему. включения режимов его работыЩ.

Однако, данная трансмиссия имеет ряд недостатков, в частности не позволяет работать с различными типоразмерами шин. Данный недостаток весьма существенен, поскольку в эксплуатации часто возникает необходимость применения шин различных типоразмеров с различными радиусами качения. Если конструкция приво„,"а предусматривает жесткую связь между коробкой перемены передач и передним ведущим мостом, а также автоматическое включение и выключение привода, то установка другого типоразмера .шин, с отличным от расчетного радиусом качения, приводит к нарушению кинематической связи (например, в приводах тракторов MT3 — 82, ЛТ3-42A), что приведет к дополнительным нагрузкам на трансмиссию из-за циркуляции мощности и интенсивному износу шин.

Цель изобретения — унификация привода путем обеспечения его работы с различными типоразмерами шин.

Указанная цель достигается тем, что трансмиссия снабжена управляемыМ бесступенчатым редуктором, соединен-!

5 ным с одной стороны со звеном планетарного редуктора, связанным с коробкой перемены передач, а с другой .стороны — co звеном планетарного редуктора, связанным с передним ве20 душим мостом. Кроме того, управляемый бесступенчатый редуктор выполнен фрикционным.

На фиг. 1 представлена гидрокинематическая схема привода на фиг. 2

25 вид A на фиг. 1; на фиг. 3 — вид Б на фиг. 1 °

Планетарный редуктор состоит иэ водила 1, соединенного с коробкой 2 перемены передач самоходной машины.

Щ Коронная, шестерня 3 соединена карда795999

d0 ном с передним ведущим мостом 4, а солнечная шестерня 5: — с нерегулируемым гидронасосом 6, в нагнетательную гидролинию которого установлены переливной клапан 7 высокого давления, золотник 8, переливной клапан 9 низкого давления. Кроме того в гидро, системе имеются четыре обратных клапана 10-13 и бак 14.

Цепь управления включает в себя датчик рассогласования, состоящий из шлицевого вала 15, на котором установлена шестерня 16,. кинематически связанная с коренной шестерней планетарного редуктора таким образом, что упомянутая шестерня имеет возможность частичного проворота от- 15 носительно шлицевого вала. Достига.ется это тем, что в шлицевом соединении впадина шире зуба (вид Б).

На укаэанной шестерне выполнены торцовые кулачки 17 (вид A), которые Щ зацепляются с подвижной в осевом нап равлении полумуфтой 18, имеющей такие же торцовые кулачки 19. Подвижная полумуфта связана поводком 20 с сервозолотником 21 и подпружинена в 25 осевом направлении пружиной 22. На том же шлицевом валу расположен диск

23, который через управляемый бесступенчатый редуктор 24 кинематически связан с водилом планетарного редуктора и прижимается к нему пружиной 25. С другой стороны указан-, ный диск через фрикционную муфту 26 соединен с упомянутым шлицевым валом.

Привод работает следующим образом.

Передаточное отношение планетарного редуктора подобрано таким образом, что частота вращения солнечной шестерни и, следовательно соединенно-, го с ней гидронасоса никогда не равна нулю. 40

При движении самоходной машины вперед без буксования задних колес и при определенном сочетании типоразмеров шин передних и задних колес редуктор 24 устанавливается операто- 45 ром в определенное фиксированное положение, которое при смене колес также меняется.

В укаэанном ранее режиме движения частота вращения диска 23, связанно- 50 го с водилом 1 планетарного редуктора, ниже частоты вращения шестерни 16, связанной с шестерней 3 планетарного редуктора, на величину кинематического несоответствия (соответствующего типоразмеру шин). Это кинематическое несоответствие датчиком рассогласования поглощается за счет буксования, муфты 26. При этом кулачки 17 и 19, расположенные на шестерне 16 и полумуфте 18 соответ. ственно, разомкнуты. Полумуфта Я с помощью. поводка 20 устанавливает сервоэолотник 21" в положение Т. Тогда рабочая жидкость из бака 14 через клапан 10 гоступает к гидронасосу 6 и . 65 далее через клапан 12 в цепь управления к сервозолотнику 21. Поскольку сервозолотник в этом положении открыт,. рабочая жидкость поступает к золотнику 8 и передвигает его в положение I, освобождая проход рабочей жидкости к клапану низкого давления 9 и далее сливает снова в бак.

Клапан 7 высокого давления при этом закрыт, поскольку в нагнетательной гидролинии устанавливается давление значительно ниже необходимого для его открытия.

Давление на клапане низкого давления подобрано таким образом, чтобы обеспечить передаточное отношение планетарного редуктора достаточное для передачи к передним ведущим кодесам небольшого крутящего момента, способного компенсировать потери на трение в механизмах переднего ведущего моста, т.е. для создания режима так называемого "свободного качения",.снижающего износ шин перед-. них колес.

При буксовании задних колес более . величины кинематичеакого несоответствия (4-6%) частота вращения диска

23 и шестерни 16 сравнивается. В этом случае внутренние шлицы шестерни 16 проворачиваются в более широкой впадине вала 15 и кулачки 17 и

19 под действием пружины 22 замыкаются, перемещая сервозолотник 21 в положение Г!. Рабочая жидкость больше не поступает в цепь управления, золотник 8 под действием пружины также перемещается в положение Ц, перекрывая нагнетательную линию в направлении клапана низкого давления.

Тогда давление в нагнетательной гидролинии резко возрастает до величины, при которой открывается клапан 7 высокого давления. При этом к передним ведущим колесам подводится крутящий момент.

При движении задним ходом без буксования частота вращения шестерни 16 выше частоты вращения диска

23, кулачковая муфта при этом замкнута, при появлении буксования частота вращения диска 23 становится выше частоты вращения шестерни 16 и кулачковая муфта размыкается. Рабочая жидкость поступает в нагнетательную гидролинию через клапаны

11 и 13. При этом обратные клапань

10 и 12 закрыты. Остальная работа системы при движении назад аналогична работе при движении передним ходом. Таким образом процесс включения и выключения привода полностью автоматизирован при движении как вперед, так и назад.

Формула изобретения

1. Трансмиссия полноприводной само ходной машины, содержащая планетар795999 6 ф9 „

Pui z

Составитель О. Великая

Техред T.Маточка . КорректорГ Назарова

Редактор Е. Дорошенко

Заказ 9574/24 Тираж 741 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ный редуктор „одно и з з ве ньев которого соединено с коробкой перемены передач, другое — с передним, ведущим мостом,, а третье — с нерегулируеваим гидронасосом, имеющим систему включе ния режимов его работы, о т л и .ч,аю щ а я с я тем, что, с целью уй Фикации привода путем обеспечения его работы с различными типоразмерами шин, она снабжена управляеьиим бесступенчатым редуктором, соединенным с одной стороны со звеном планетарного редуктора, связанным с коробкой перемены передач, а с дру-. гой стороны — со. звеном планетарного редуктора, связанным с передним ведущим мостом.

2. Трансмиссия по и. 1, отличающаяся тем, что управляемый бесступенчатый редуктор выполнен Фрикционным.

Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе .1. Авторское свидетельство СССР

9 431043, кл. В 60 К 17/34, 1971 (прототип).

Трансмиссия полноприводной само-ходной машины Трансмиссия полноприводной само-ходной машины Трансмиссия полноприводной само-ходной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для привода самоходного полноприводного транспортного средства

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к автомобилестроению, и может быть использовано для изготовления простых, скоростных, полноприводных автомобилей-вездеходов с автоматической бесступенчатой передачей, с высокими динамическими характеристиками

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх