Опора для корпуса судна

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОписАние

ИЗОБРЕТЕНИЯ

<п796О73

Х АВТОРСКОМУ СВИ ИТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 260379 (21) 2742550/27-11 р )м. к.

В 63 С 5/02 с присоединением заявки М

Государствеииый комитет

СССР по делам изобретеиий и открытий . (23) Приоритет—

Опубликовано 15,0181, Бюллетень 89 2 (53) УДК 629.12.00. .228(088.8) Дата опубликования описания 150181 (72) Авторы иэобретеии я

Л.М.Гилев и А.A.Æèâoòoâñêèé (71) Заявитель (54) ОПОРА ДЛЯ КОРПУСА СУДНА

Изобретение относится к судостро- ческие, а наклонные образования их ению, а именно к опорам для корпуса обводов по отношению к горизонтальной и вертикальной плоскостям корпуИзвестна опора для корпуса судна, са судна. Кроме того, эти опоры не состоящая из кильблоков с избыточ- 5 воспринимают воздействующих на них. ной плавучестью, свободно опертых горизонтальных усилий, направленных на основании, например на спусковой в сторону эаваливания опор, т.е. в тележке,и размещенных в опорных гнеэ- направлении оконечности судна. дах. Такие опоры обеспечивают освобож- Цель изобретения — использование дение судна от кильблоков путем их 10. данной опоры для судов, имеющих невсплытия при ограниченной высоте сво- цилиндрические килевые образования бодного уровня акватории над суцско- корпуса, и предотвращение эаваливавым устройством $1) . ния кильблока от воздействия на неНедостатком этого устройства яв- го горизонтальных усилий, направленляется то,что после спуска судна на воду 15 ных вдоль судна в сторону заваливавозникает необходимость подъема ния кильблока. всплывших кильблоков и установки их на Поставленная цель достигается штатные места поднятой из воды спус- тем, что опора снабжена смонтированковой тележки, что связано с опреде- ным на стороне, противоположной ленными трудозатратами и необходимо- „Я стороне заваливания кильблока, стью иметь соответствующее грузоподь-,сцепным приспособлением, состоящим емное оборудование. из шарнирно укрепленного к основанию

Наиболее близка по техническому запора дпя взаимодействия одним решению к изобретению опора для кор- концом с укрепленным к кильблоку пуса судна, содержащая размещенный 25 фланцем, а другим концом — с укрепна основании заваливающийся киль- ленным к кильблоку подпружиненным блок (21 . штоком для взаимодействия с днищеНедостатком данной опоры является вой частью судна, при этом шток невозможность использования ее в око- снабжен фиксатором положения и огранечностях судна, имеющих не цилиндри- Зр ничителем перемещения.

796073

Кроме того, с целью повышения надежности работы сцепного приспособления, оно снабжено смонтированным на стороне, противоположной стороне заваливания кильблока, разгрузочным приспособлением, состоящим из укрепленного к кильблоку и подпружинен-. ного относительно него пальца для взаимодействия с днищевой частью .судна, при этом к пальцу прикреплен ограничитель его перемещения.

На фиг.1 изображена опора корпуса судна, общий вид, на фиг. 2 — разрез A-A на фиг.1 при нахождении корпуса судна на опоре; на фиг. 3 — разрез A-A на фиг.1 при частичном всплытии корпуса судна над опорой; на фиг.4 — разрез A-A на фиг.1 при полностью всплытом корпусе судна над опорой; на фиг. 5 — разгрузочное приспособление, на фиг. 6 — узел I на фиг.2. 2

Опора для корпуса судна содержит кильблок 1, шарнир 2 с осью 3, размещенной перпендикулярно диаметральной плоскости 4 судна 5, основание

6, например, спусковой тележки с 2 укрепленными на нем упорами 7, в которые своей нижней частью опирается кильблок 1, и шарниром 2, а также ограничительную площадку 8, ограничивающую заваливание кильблока 1.

Опора для корпуса судна имеет механизм для поворота кильблока при погружении судна в воду и его всплытии, сцепное и разгрузочное приспособления.

Устройство для поворота кильблока 1 при погружении судна 5 в воду и его всплытии выполнено в виде смонтированного на кильблоке 1 элемента 9 плавучести, который размещен таким образом, что центр тяжести 10 4 кильблока 1 в продольном направлении судна 5 размещен между осью 3 шарнира 2 и центром давления 11 элемента 9 плавучести, а по высоте центр тяжести 10 кильблока 1 возвы- 4 шается над центром давления 11 элемента 9 плавучести.

Сцепное приспособление содержит подпружиненный пружиной 12 относительно основания б запор 13, шарнир

14 с осью, перпендикулярной диаметральной плоскости 4 судна 5, укрепленный на основании б со стороны 15 кильблока 1, противоположной его заваливанию. Один конец 16 запора

13 взаимодействует с укрепленным к кильблоку 1 фланцем 17, а другой его конец 18 размещен в отверстии

19 прилива 20 штока 21, размещенного в отверстиях 22 и 23 соответственно верхнего 24 и нижнего 25 кронштейнов, укрепленных к боковой стороне 15 кильблока 1, и подпружиненного пружиной 26 таким образом, что верхний его конец 27 взаимодействует с днищевой частью 28 судна 5.

Шток 21 имеет ограничитель перемещения, выполненный в виде укрепленного к нему упора 29, взаимодействующего с кронштейном 24, и фиксатор положения, выполненный в виде размещенной в отверстии 30 штока 21 чеки 31, взаимодействующей с кронштейном 24.

Разгрузочное приспособление состоит из укрепленной к кильблоку 1 опорной площадки 32, размещенной по горизонтали ниже опорной поверхнос ти 33 кильблока 1, а в вертикальной плоскости смещенной относительно шарнира 2 поворота кильблока 1 в сторону, противоположную стороне его заваливания, на которой смонтирован подпружиненный пружиной 34 относительно нее и взаимодействующий с днищевой частью 28 судна 5 палец 35, размещенный в отверстии 36 опорной площадки

32 и имеющий на конце ограничитель

9 37 перемещения, взаимодействующий с опорной площадкой 32. Кильблок 1 имеет верхнюю 38 и нижнюю 39 части.

На ограничительной площадке 8 смонтирован датчик 40,например выключатель сигнального устройства, сигнализирующий о заваливании кильблока 1 до упора в ограничительную площадку 8.

Работа опоры корпуса судна осуще" ствляется следующим образом.

Кильблок 1 поворачивают вокруг шарнира 2 и устанавливают в рабочее вертикальное положение, при этом его нижняя опорная поверхность опирается в основание б. При этом кильблок 1 для предотвращения его поворота в сторону заваливания от воздействия горизонтально направленных в продольном направлении судна 5 усилий, указанных стрелкой Б (фиг.2), сцепляют с основанием б, для чего находящийО ся под воздействием сжимаемой пружины 12 запор 13 поворачивают вокруг шарнира 14 до упора его конца 16 во фланец 17 кильблока, находящийся под воздействием сжимаемой пружины

26 шток 21 опускают вниз до ввода конца 18 запора 13 в отверстие 19 прилива 20 штока 21 и в отверстие

30 штока 21 вставляют чеку 31, которая, взаимодействуя с верхним кронштейном 24, удерживает шток 21 в нижнем опущенном положении, чем достигается жесткая фиксация кильблока 1 в рабочем вертикальном положении.

Нри постановке на.опору судно 5 по мере его посадки днищевой частью

28 воздействует на подпружиненный пружиной 34 и выступающий над опорной поверхностью 33 кильблока 1 палец 35, который, опускаясь, сжиЩ мает пружину 34. По окончании установки судна 5 на опору чеку

31 вынимают из отверстия 30 штока 21, вследствие чего последний под воздействием пружины 26 верхним своим у концом 27 упирается в днищевую

796073 часть 28 судна 5 и удерживается ею в нижнем положении, фиксируя запор

13 в положении, при котором его конец 16 взаимодействует с фланцем

17 кильблока 1. При погружении судна

5 в воду на кильблок 1, снабженный элементом 9 плавучести, воздействует опрокидывающий момент М, возникающий от приложенной в центре давления 11 подъемной силы элемента 9 плавучести относительно шарнира 2, который уравновешивается противодействующим относительно шарнира 2 моментом от усилий, воспринимаемых кильблоком 1 от размещенного на нем судна 5.

По мере всплытия судна 5 над опор-1 ной поверхностью 33 кильблока 1 шток 21 воздействием пружины 26,упираясь. своим концом 27 в днищевую часть

28 судна 5, перемещается вверх вдоль отверстий 22 и 23 кронштейнов 24 и 20

25, при этом прилив 20 штока 21 перемещается относительно размещенного в его отверстии 19 конца 18 запора

13. При достаточном всплытии судна

5 конец 18 запора 13 выходит из зацепления с приливом 20 штока 21, запор 13 под действием. пружины 21 поворачивается вокруг шарнира 14 и его конец 16 выходит из зацепления с фланцем 17 кильблока 1, при этом упор

29 упирается в верхний кронштейн 24, ограничивая перемещение вверх штока

21. Кроме того, по мере всплытия судна 5 над опорной поверхностью 33 кильблока 1 одновременно с перемещением штока 21 под действием пружины 26 происходит перемещение под действием пружины 34 пальца 35, упирающегося верхним своим концом в днищевую часть 28 судна 5, которое ограничивается упором ограничителя 40

37 в опорную площадку 32. Ограничение перемещения пальца 35 происходит после выхода конца 18 запора 13 из отверстия 19 прилива 20 на штоке

21, вследствие чего имеет место взаимодействие подпружиненного пальца 35 с днищевой частью 28 судна, в результате которого на кильблок

1 воздействует усилие, создающее относительно шарнира 2 прижимающий момент М, противоположно направленный и превышающий опрокидываю- щий момент М от подъемной силы элемента 9 плавучести относительно шарнира 2. Наличие прижимающего момента N2 при всплытии судна 5 над опорной поверхностью 33 кильблока 1 до выхода конца 18 запора 13 иэ отверстия 19 прилива 20 штока

21 обеспечивает прижатие кильблока

1 к основанию, вследствие чего от- ф) сутствуют усилия, действующие На конец 16 запора 13 со стороны взаимодействующего с ним фланца 17 киль- блока 1, что приводит к снижению усилий, возникающих между концом 65

18 запора 13 и приливом 20 при пере мещении штока 21. При подъеме подпружиненного пальца 35 до упора era ограничителя 37 в опорную площадку

32 и дальнейшем всплытии судна 5 над опорной поверхностью 33 кильблока 1 палец 35 не взаимодействует с днищевой частью 28 судна 5, и кильблок 1 под воздействием на него опрокидывающего момента М, возникающего от подъемной силы элемента 9

1 плавучести относительно шарнира 2, поворачивается относительно основания 6 и заваливается, при этом центр тяжести 10 кильблока 1 перемещается относительно оси 3 шарнира 2 в сторону заваливания кильблока 1, который под воздействием момента от силы тяжести кильблока 1 относительно шарнира 2 заваливается до упора в ограничительную площадку 8 и воздействует на укрепленный к ней датчик 40, сигналиэирующий о заваливании кильблока 1.

В заваленном положении кильблок 1 остается прижатым к ограничительной площадке 8 действием момента от силы тяжести кильблока 1, превышающего момент от подъемной силы элемента 9 плавучести.

Наличие сцепного устройства у предлагаемой опоры для корпуса судна, обеспечивающего соединение кильблока с основанием для предотвращения заваливания кильблока при размещении судна на опоре и расцепление кильблока с основанием для возможности завалив вания кильблока при погружении судна в воду и его всплытии над опорой, позволяет использовать эту опору для остановки на ней судов, имеющих нецилиндрические образования обводов корпуса, а также в оконечностях судов, имеющих не цилиндрические, а наклонные образования их обводов по отношению к диаметральной и основной плоскостям судна. Это обусловлено тем, что предлагаемая опора, кроме усилий, действующих вертикально вниз и перпендикулярно диаметральной плоскости судна, имеет возможность воспринимать также усилия, действующие в продольном направлении судна в сторону заваливания кильблока при нахождении судна на опоре.

Использование предлагаемой опоры для постановки судов, имеющих килевые и нецилиндрические образования корпуса, позволяет уменьшить величину всплытия судна над опорной поверх ностью кильблока на величину, равную возвышению верхней части 38 кильблока

1 над опорной поверхностью его нижней части 39, и тем самым снизить высоту свободного уровня акватории над спусковым устройством, необходимую для спуска судна, а следовательно, сократить длину подводной части наклонных спусковых дорожек слипа и снизить затраты на их строительство.

796073

Наличие разгрузочного устройства

:обеспечивает снижение нагрузки на сцепное устройство и повышение надежности его работы.

Формула изобретения

1. Опора для корпуса судна, содержащая размещенный на основании заваливающийся кильблок, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью использования ее для судов, имеющих нецилинцрические килевые образования корпуса, и предотвращение заваливания кильблока от воздействия на него горизонтальных усилий, направленных вдоль судна в сторону заваливания 15 кильблока, она снабжена смонтированным на стороне, противоположной стороне эаваливания кильблока,сцепным приспособлением, состоящим из шарнирно укрепленного к основанию,ф запора для взаимодействия одним концом с укрепленным к кильблоку фланцем, а другим концом — с укрепленным к кильблоку подпружиненным штоком для взаимодействия с днищевой частью судна, при этом шток снабжен фиксатором положения и ограничителем перемещения.

2. Опора по п.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы сцепного приспосббления, оно снабжено смонтированным на стороне, противоположной стороне заваливания кильблока, разгрузочным приспособлением, состоящим из укрепленного к кильблоку и подпружиненного относительно него пальца для взаимодействия с днищевой частью судна, при этом к пальцу прикреплен ограничитель его перемещения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 195345, кл. В 63 С 3/02, 04.04.66.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 417337, кл. В 63 С 5/04,08.07.77 (прототип).

79б073

BHHHIIN Заказ 9581/28

Подписное

Тираж 498 оектная, 4

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. llpo 5

II ф

11 фа@ ф Ф, б

Опора для корпуса судна Опора для корпуса судна Опора для корпуса судна Опора для корпуса судна Опора для корпуса судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается создания доковых опорных устройств

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в конструкциях покрытий зданий и сооружений, а также подвесных потолков, в частности к созданию быстросъемной площадки-настила для перекрытия рабочих проемов большой площади без использования подъемно-транспортного оборудования

Изобретение относится к конструкции настилов стапелей, используемых в самолетостроении, а также в судостроении
Наверх