Тренажер водителя транспортно-го средства

 

Союз Советских

Соцналнстнчесннх

Республнк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОИ:КОМУ СВИ ВТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено,20. 03. 79 (21) 2734099/18-24

<11>798957

* 2 иР я) (51)М. Кл.

G 09 В 9/04 с присоединением заявки 89

Государственный ноинтет

СССР м деяаи нзобретеннй н отнрытнй (23) Приоритет

Опубликовано 23,0ЫХ, Бюллетень 89 3 (53) УД (615. 471 (088. 8) ДьтВ опубликОВВния Описьния 2 3 . 01

A. Г. Бондарчук, В. А. Жилин, И. Д. Колодный и И. Д. Шарыбин (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Пермский политехнический инсти (54) ТРЕНАЖЕР ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к обучаю щим устройствам и может найти применение, в частности, при подготовке и проверке квалификации водителей в органиэациях ГАИ, ДОСААФ и т.д.

Известен тренажер водителя транспортного средства, содержащий кабину с органами управления, устройство имитации поступательного движения и устройство отображения информации 1). Однако устройства имеют ограниченную точность в процессе обучения профессиональным навыкам.

Известен также тренажер, содержащий рабочее место водителя, оборудованное сидением, органами управления автомобилем, соединенными с датчиками, блоком индикации скорос- 20 ти движения и частоты вращения двигателя l2j .

Недостаток тренажера - низкая точность имитации процессов, происходящих в двигателе внутреннего сго- 2з рания, муфте сцепления и коробке перемены передач, а также ограниченные функциональные возможности иэ-за отсутствия имитации движения .по до.роге сложного вертикального профиля. 30

Наиболее близким к предлагаемому является тренажер, содержащий органы управления, датчики, блоки моделирования реальных процессов, блок ввода программы обучения, блок отображения и регистрации учебной информации $3) .

Однако тренажер имеет ограниченную точность, в связи с ограниченностью контролируемых параметров, характеризующих уровень профессиональной подготовки водителя транспортного средства.

Цель изобретения — повышение точности устройства .и расширение его функциональных возможностей путем имитации движения по дороге сложного вертикального профиля.

Указанная цель достигается тем, что в известный тренажер, содержащий органы управления, связанные с датчиками обратной связи, блоки моделирования реальных процессов, блок ввода программы обучения и блок индикации, введены блок интегрирования и формирователь сигналов изменения критических параметров учебного процесса, подключен ный ко входу первого блока моделиро, вания реальных процессов и к выхо798957

1. Авторское ,Р 341072, кл. G

2. Авторское

Р 260297, кл. G

3. Авторское по заявке Р 206 кл. G 09 В 9/04 дам блока ввода программы обучения и блока интегрирования, который через последовательно вкгюченные первый, второй и третий блоки моделирования реальных процессов соединен с выходом четвертого блока моделирования реальных процессов, выходы Первого и четвертого блоков моделирования реальных процессов йодключены к блоку индикации, входй второго, третьего и четвертого блоков моделирования реальных процессов соединены с выходами соответствующих датчиков обратной связи, выход второго блока моделирования реальных процессов подключен ко входу третьего блока моделирования реальных процессов, samoa которого соединен со входом четвертого блока моделирования реальных процессов.

На чертеже приведена структурная схема тренажера.

Тренажер содержит органы 1, 2 и

3 управления (педали 1 "газа", "сцепления" 2,рычаг 3 переключения передач), соединенные, соответственно, с датчиками 4,5 и 6 обратной связи (положения педали 4 "газа", положения педали 5 "сцепления" и положения рычага 6 переключения передач), а также последовательно соединенные блоки 7,8, 9 и 10 моделирования реальных процессов (двигателя 7, муфты 8 сцепления, коробки

9 переменных передач, динамики 10 поступательного движения), блок 11 интегрирования (пройденного пути) и формирователь 12 сигналов изменения критических параметров учебно- го процесса (например, задания вертикального профиля дороги),а также блок 13 ввода программы обучения и: блок 14 индикации.

Выходы датчиков 4, 5 и 6 соединены, соответственно, с входами блоков моделирования 7, 8 и 9.

Тренажер водителя транспортного средства работает следующим образом.

При подаче питания. начинают работать блоки 7 — 10 и 14.

Когда обучаемый воздействует на органы 1, 2 и 3 управления, то в блоках 7 — 10 начинаются процессы, аналогичные процессам в реальном транспортном средстве, что вызывает изменение аналогов скорости движения и частоты вращения двигателя.

По мере движения блок 11 воздействует на формирователь 12, что приводит к изменению параметров движения.

36

40 аз

При воздействии на блок 13 происходит смена закона изменения вертикального профиля дороги в соответствии с изменением условий обучения.

Таким образом, в предлагаемом устройстве достигается повышение качества обучения, вследствие повышения точности имитации и расширения функциональных возможностей за счет имитации движения по дороге сложного вертикального профиля, чем повышается точность процесса обучения профессиональным навыкам водителей транспортного средства.

Формула изобретения

Тренажер водителя транспортного средства, содержащий органы управления, связанные с датчиками обратной связи, блоки моделирования реальных процессов, блок ввода программы обучения и блок индикации, отличающийся тем, что, с целью повышения точности устройства, он содержит блок интегрирования и формирователь сигналов изменения критических параметров учебного процесса, подключенный ко входу первого блока моделирования реальных. процессов и к выходам блока ввода программы обучения и блока интегрирования, который через последовательно включенные первый, второй и третий блоки моделирования реальных процессов соединен с выходом четвертого блока моделирования реальных процессов, выходы первого и четвертого блоков моделирования реальных процессов подключены к бло-, ку индикации, входы второго, третьего и четвертого блоков моделирования реальных процессов соединены с выходами соответствующих датчиков обратной связи, выход второго блока моделирования реальных процессов подключен ко входу третьего блока моделирования реальных процессов, выход которого соединен со входом четвертого блока моделирования реальных процессов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе, свидетельство СССР

09 Н 9/04, 1972. свидетельство СССР

09 В 9/04, 1969. свидетельство СССР

8015/18-24, 1975 (прототип).

: 798957

Составитель A. Карлов

Техред A.Лч Корректор С. uleKMap

Редактор В. Еремеева

Заказ 10071/73 Тираж 495 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5, Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер водителя транспортно-го средства Тренажер водителя транспортно-го средства Тренажер водителя транспортно-го средства 

 

Похожие патенты:
Тренажер // 766332

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх