Инструмент для обкатки зубьев зуб-чатых колес

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

Сеюз Советскик

Социалистических

Республик 1 >814537

* ч ь

„,« б .:: (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 280579 (21) 2771670/25-27 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет—

Опубликовано 2 03,81. Бюллетень ¹ 11

Дата опубликования описания 250 381 ($3)lA К„.3

В 21 Н 5/02

Государственный комитет

СССР яо делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения

В. Ф. Иаповалов, В. И. Печеный, A. Н. К Д,11. т.:.,:. l;:.",ЯЦ

)т.1 YE i i"ö

g "q p,: с ктно%04A 9

Краматорский научно-исследовательский и технологический институт машиностр (71) Заявитель

I! (54 ) ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОБКАТКИ ЗУБЬЕВ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС щения вокруг своих осей. Оси вращения роликов лежат в плоскостях, перпендикулярных оси вращения накатного инструмента. Накатные ролики смонтированы с возможностью регулировочного перемещения по специальным пазам, выполненным в корпусе параллельно

его оси (2j.

Недостаток конструкции этого инструмента заключается в том, что в процессе обработки вершины роликов деформируют металл зубьев колеса сильнее,чем основания,так как рабочая коническая поверхность роликов имеет переменную кривизну увеличивающуюся от основания ролика к вершине. Это ведет к получению не достаточно однородной по качественным показателям накатанной поверхности.Храме того, размеры конических роликов - высота и диаметр зависят от модуля зубьев накатываемого колеса. При крупных модулях (в=30-65 мм) диаметр ролика у основания составляет 80-150 зон, что требует создания пружинами больших (Р-2000-30вб кгс). осевых усилий для обеспечения процесса накатывания.

Это, в свою очередь, при большом консольном вылете роликов (Йр80150 мм) ведет к тшломке их осей.

Изобретение относится к механической обработке металлов, а именно к устройствам для обработки поверхности зубьев поверхностным пластическим деформированием.

Известен инструмент для Обкатки зубчатых колес, содержащий корпус, выполненный в виде цилиндра с установленными на нем по винтовой линии коническими накатными роликами, имеющими возможность вращения вокруг своих осей. Обработка колеса идет методом обкатки. Процесс производительный и может осуществляться на зубофрезерном станке вслед за операцией 15 вубофрезерования (11Недостаток этого инструмеита заключается в том, что при обработке зубьев нельзя создать постоянное усилие обкатки, что,в свою очередь,ухуд- 20 шает качество обработанной поверхности.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является инструмент для обкатки зубьев зубчатых колес, содержащии два подпружиненных навстречу друг другу цилиндрических корпуса с коническими роликами, расположенными по винтовым линиям и установленными с возможностью вра- 30 (53} УДК 621. 771. 068 (088 ° 8) 814537

Достоинство такого инструмента заключается в том, что при обработке зубьев создается постоянное усилие обкатки, что позволяет до некоторой степени улучшить качество накатываемой поверхности.

Цель изобретения — улучшение качества обработки зубьев зубчатых колес, а также повышение долговечности накатного инструмента.

Поставленная цель достигается тем, что каждый корпус выполнен с винтовыми витками, наружная поверхность которых ограничена конической поверхностью, а накатные. элементы установлены на конической поверхности витков и выполнены в виде цилиндричес-: ких роликов, оси вращения которых перпендикулярны образующей конической поверхности витков, при этом витки двух корпусов обращены один к другому поверхностями большего диа- 20 метра.

На фиг.1 изображен накатный инструмент, общий вид; на фиг.2 — схема последовательной обработки боковой поверхности зуба предлагаемым инст- д рументом. на фиг,3 — то же, известным инструментом.

Инструмент состоит из левого

1 и правого 2 корпусов, имеющих винтовые конические выступы А и В одного направления. Корпуса 1 и

2 установлены на оправке 3 с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль шпонок 4 и 5. Накатные элементы 6, например шарикоподшипники, оси вращения которых перпендикулярны конической образующей винтовых выступов А и Б, закреплены на их периферийной части винтами

7 и защищены от возможного засорения прокладками 8 и 9. На оправке 3 ус- 40 тановлены силовые пружины 10 и 11 и нажимной диск 12. Необходимое расстояние между корпусами 1 и 2 обеспечивается прокладкой 13.

Обработка зубчатого колеса 14 проис ходит следующим образом.

Перед обкаткой поджимают пружины

10 и 11, обеспечивают необходимое усилие накатывания, При этом корпуса

1 и 2 плотно прижаты к прокладке 13.

Инструмент радиально вводят в зацепление с колесом 14 до появления контакта накатных элементов б с зубьями колеса 14. Пружины 10 и 11 сжимаются и между прокладкой появляется зазор, необходимый для возвратно-поступатель- 5 ных перемещений корпусов 1 и 2 по .шпонкам 4 и 5.

В процессе накатки (оиг.1 и фиг.2) накатные элементы б последовательно, один за другим контактируют с боковы- ф) ми поверхностями зубьев колеса 14 по линиям зацепления BE и В Е, обеспечивая полную обработку эвольвентного профиля с каждой стороны зуба. Так как радиус кривизны р рабочих поверхностей накатных элементов 6 в каждый из моментов контакта (фиг..2 ) одинаков, то накатанная. поверхность более одно; родна по. качественным .показателям,чем в случае обработки колеса инструментом (фиг.3) где в,каждом из моментов контакта радиус кривизны рабочей по- верхности накатного. элемента 6 различен и изменяется ет наибольшего ф до наименьшого

Предлагаемая конструкция 1накатного инструмента в диапазоне -модулей

20-65 мм имеет одинаковые цилийдрические накатные элементы, диаметральные. размеры которых в 2-4 .раза меньше,.чем у известных конструкций, что упрощает .конструкцию инструмента и позволяет существенно снизить усилия обкатывания, т.е. повысить срок службы инструмента. Постоянный радиус кривизны контактирующих поверхностей роликов позволяет по сравнению с известными конструкциями получить более качественную, однородную поверхность обрабатываемых зубьев, что в свою очередь, значительно увеличивает срок службы зубчатых колес.

Экономическая целесообразность предложенной конструкции заключается в том, что после обработки эубчатых колес предлагаемым инструментом долговечность их увеличивается на

30-40:, а также снижается себестоимость за счет упрощения конструкции инструмента и повышения срока его службы.

Формула изобретения

Инструмент. для обкатки зубьев зубчатых колес, содержащий два подпружиненных в направлении один к другому цилиндрических корпуса с установлен/ ными на каждом из них с возможностью вращения накатными элементами, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества. обработки и повышения долговечности, каждый. корпус выполнен с винтовыми витками на цилиндрической поверхности, наружная поверхность которых ограничена. конической поверхностью, а накатные элементы установлены на конической поверхности витков и выполнены в виде цилиндрических роликов, оси вращения которых Перпендикулярны образующей конической поверхности витков, при этом витки двух корпусов обращены один к другому поверхностями большего диаметра.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1 Авторское свидетельство СССР

9 181102, кл. В 21 Н 5/02, 1966.

2. Авторское свидетельство СССР

9 380383, кл. В 21.Н 5/02, 15.05.73.

814537

Фиг.2

Составитель В. Иуконин

Редактор Л. Белоусова Техред Л. Пекарь Корре р кто Е. Роiако

Заказ 891 14 Тираж 740 Подписное

ВНИИПИ Государственного Комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауыская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,

Инструмент для обкатки зубьев зуб-чатых колес Инструмент для обкатки зубьев зуб-чатых колес Инструмент для обкатки зубьев зуб-чатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления накаткой зубчатых колес с внутренними зубьями в ремонтном производстве

Изобретение относится к способу для упрочняющего накатывания нагружаемой вдоль оси нагрузки детали в проходящей примерно перпендикулярно оси нагрузки канавке, которая имеет минимальный радиус кривизны, который должен определяться в параллельном оси нагрузки поперечном сечении

Изобретение относится к металлообработке, отделочно-упрочняющей обработке крупномодульных зубчатых колес, например, тяговых редукторов подвижного состава

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в разных областях машиностроения, а именно для упрочнения различных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к обработке материалов, в частности к изготовлению профилей накатыванием роликами

Изобретение относится к области накатки, а именно к изготовлению компонента, имеющего зубья с внутренним зацеплением в виде барабана многодисковой муфты сцепления или зубчатого колеса внутреннего зацепления

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием
Наверх