Дорожная конструкция

 

ОПИСАпИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

<>823480 (61) Дополнительное к авт, саид-вуС51)м. кл.з (22) Эаявлено 2507,79 (21) 2801396/29-33 с присоединением заявки Йо

Е 01 С 9/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений. н отнрнтнй (23) Приоритет—

Опубликовано 2304В1. Бюллетень N9 1 5

Дата опубликования описания 230481 (53) УДК 625.711.2 (088.8)

Ф 1

В.Д.Прохоренков,. A.A..Koøêèí, В.И.Ки ев и (72) Авторы изобретения

Одесский филиал Всесоюзного институ1 ана цр организации энергетического строительства (71) Заявитель (54) ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ

Изобретение относится к строительстьу, в частности, дорожных покрытий н оснований и может быть использовано при строительстве автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос, площадок под технологическое оборудование и т..д., в особенности при.строительстве на слабых грунтах, Известны различные конструкции до= рог, содержащие многослойные основания и покрытия fl).

Недостатком этих конструкций является невысокая несущая способность и невозможность применения при слабых основаниях. 15

Наиболее близкой к предлагаемому является дорожная конструкция, включающая уложенные на основание пустотелые блоки, шарнирно соединенные между собой (2). 20

Недостатком такой конструкции явля.ется ее невысокая несущая способность в условиях слабых грунтов оснований.

Цель изобретения — повышение несущей способности дорожной конструкции при ьоэведении на слабых грунтах оснований.

Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемой дорожной конструкции, включающей уложенные на основание пусто-30 телые блоки, шарнирно соединенные ме»между собой, блоки расположены симметрично относительно середины проезжей части, причем каждая пара симметричных блоков шарнирно соединена по середине проезжей части, а каждый блок выполнен с переменным поперечным сечением, сужающимся к середине проезжей части, и дополнительно соединен с симметричным ему блоком гибкой стяжкой, расположенной под нижней поверхностью блоков.

На.чертеже схематично изображена предлагаемая конструкция, общий вид.

Дорожная конструкция состоит иэ пустотелых блоков 1, соединенных по середине проезжей части дороги шарниром 2 ° Блоки 1 выполнены неправильной формы, с переменным поперечным сечением, сужающимся к шар» нирному соединению 2. Верхняя поверхность блоков выполнена с обычным ста»вЂ” дартным поперечным уклоном 0,02-0,03, а нижняя поверхность — таким о6раэом, чтобы образовался треугольный в поперечном сечении формы зазор между поверхностью грунта 3 и нижними поверхностями блоков 1.

823480. Блоки 1 установлены с возвышением шарнирного соединения 2 над поверхностью грунта 3 при опирании свободных концов блоков 1 на грунт у кромок дороги. Блоки 1 соединены поперечной стяжкой 4, расположенной у поверхности грунта с нижних. сторон блоков

1.

В продольном сечении у кромок проезжей части блоки жестко соединены между собой как в верхней части покрытия, так и в нижней части у поверхности грунта.

Предварительно подготавливаются блоки, форма и размеры которых рассчитаны, исходя из намечаемой ширины проезжей части и ее поперечного уклона, известных максимальных транспортных нагрузок, прочностных свойств грунта, на котором произвоцится сооружение дороги, а также учитывается расчетный зазор между внутренними по- 20 верхностями блоков и поверхностью грунта и площадь опирания блоков на грунт.

Монтаж готовых блоков 1 производят, устанавливая высоту шарнирного сое- 5 динения 2, обеспечивающую заданный поперечный уклон проезжей части дороги, регулируя ее уклон стяжкой 4, которой соединяют кажду пару блоков

1 в поперечном сечении. Затем каждую пару соединенных стяжкой 4 блоков 1 устанавливают вдоль дороги рядом друг к другу и жестко соединяют между собой.

Обеспечение определенной формы и величины зазора в поперечном сечении между нижними поверхностями блоков и поверхностью грунта при опирании свободных концов плит на грунт дает воэможность обеспечить наивысшую несущую способность конструкции 40 в целом в зависимости от прилагаемой нагрузки, прочностных свойств грунта и ширины проезжей части дороги. Форма зазора в поперечном сечении может быть любая, ограниченная формой бло- 45 ка. Форма зазора и его наибольшая величина находятся в зависимости от площади поперечного сечения данной конструкции.

Для достижения автоматического увеличения площади опирания конструкции от увеличения нагрузки на дорогу P или от снижения несущей способности грунта R, т.е. для поддержания постоянного минимального удельного давления на грунт с обеспечением его работы в упругой стадии при максимальной суммарной величине прикладываемых транспортных

P нагрузок и минимальной несущей 60 способности R грунта,,нижнюю поверхность блоков, форму зазора и его наибольшую величину в середине проезжеЧ часу выбирают иэ соотношения Рэ„,, = 4 (1 — P ) t.ñ, ; 65 где b. — ширина проезжей части дороги, м;

tgj. — уклон проезжей части дороги;

Р „- максимальная нагрузка на дорогу, т/м

R > — сопротивление грунта, т/м считая по предельному случаю просадки конструкции в грунт до определенного предела, чтобы вся нижняя часть все же возвышалась над грунтом и ее средняя часть имела определенный зазор.

При дорожной конструкции, имеющей зазор в средней части, во время осадки свободных концов блоков у кромок проезжей части происходит выпирание грунта не наружу (в стороны от оси дороги), а внутрь (к оси дороги), что придает грунтовой поверхности, находящейся под основанием дорожной одежды, форму, противоположную форме эпюры изгибающего момента (М„ „ ) в поперечном сечении от нагрузки, благодаря чему М„, приближается к нулю, Это значит, что конструкция основания дорожной одежды не испытывает больших напряжений, а потому на ее изготовление не требуется прочный материал. Кроме того, такая волнообразная форма конструкции, придающая выпуклость грунтовой поверхности в середине проезжей части, повышает несущую способность грунта и уменьшает просадку конструкции в целом.

Поскольку блоки основания дороги у кромок проезжей части имеют значительную высоту и у бортового камня обтекаемого профиля она еще больше, то дорога не заносится снегом в период эксплуатации ее зимой.

Так как блоки выполнены пустотелыми внутри, они снижают вес покрытия, необходимого для устройства 1 км дороги.

Формула изобретения

Дорожная конструкция, включающая уложенные на основание пустотелые блоки, шарнирно соединенные между собой, отличающаяся тем, что, с целью повышения несущей способности дорожной конструкции при возведении на слабых грунтах основания, блоки расположены симметрично относительно середины проезжей части, причем каждая пара симметричных блоков шарнирно соединена по середине проезжей части, а каждый блок выполнен с переменным поперечным сечением, сужающимся к середине проезжей части,и дополнительно соединен с симметричным ему блоком гибкой стяжкой, расположенной под нижней поверхностью блоков.

823480

Составитель Б.Трусканов

Редактор С.Родикова Техред А.Бабинец Корректор Б Бутяга

Заказ 2015/35 Тираж 561 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, й-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул.Проектная,4

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети СССР Союздорпроект

Альбом типовых проектных реыений.

Серия 503-0-11,Новосибирск, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

9 278718, кл. E 01,, С 9/08, 1.967 .(прототип) .

Дорожная конструкция Дорожная конструкция Дорожная конструкция 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к сборно-разборным покрытиям автомобильных дорог

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к сборным покрытиям автомобильных дорог

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к сборно-разборным покрытиям автомобильных дорог

Изобретение относится к области строительства технологических автомобильных дорог лесного комплекса с использованием деревянных элементов и последующей их засыпкой

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при строительстве дороги в сложных грунтово-геологических условиях
Наверх