Кузов пассажирского транспортногосредства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 30.1078 (21) 2680001/27-11 (5 )М

3 (23) Приоритет— (32) 03, 11. 77 (31) ?3414/77 (ЗЗ) Швейцария

В 62 D 27/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий

Опубликовано 1505816юллетеиь ¹ 18 (531 уд)(629 .Oil 62 (088.8)

Дата опубликования описания 150581 (72) Авторы изобретения

Иностранцы

Роланд Нахбур (Швейцария) и Дитер Фа (ФРГ) ВСЕ(.6ЮЗЖМ

);1

ИЛ7ЕЦУЦ0

Трхия дф„",-., Ы, ЩО т)-(;

Иностранная фирма Швайцерише Алюминиум AZ (Швейцария) (71) Заявитель (54) КУЗОВ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспорт= ному машиностроению, а именно, к кузовам пассажирских транспортных средств.

Наиболее близким к предлагаемому является кузов пассажирского транспортного средства, включающий в себя каркасы крьхаи и бокоЬин,состоящие из связанных между собой посредством угловых соединительных элементов вертикальных, продольных и поперечных силовых элементов, облицовку крыши и облицовку боковин (1).

Недостатком данного кузова явля з тся ненадежное соединение отдельных конструктивных элементов каркаса кузова при его сборке, а также при ремонте..Кроме того, в случае выполнения каркаса, например,из легких металлов соединительные или силовые элементы каркаса таких кузовов ие выдерживают заданной нагрузки при их эксплуатации, что снижает в целом срок службы транспортного средства.

Цель изобретения - увеличение 2с срока службы путем повышения -надежности соединения элементов каркаса хузова.

Укаэанная цель достигается тем, что силовые элементы выполнены с пазами, а угловые соединительные элементы †. с выступами для их сопряжения с указанными пазами, пазы и выступы связаны между собой резьбовым соединением или сваркой, при этом зоны их сопряжения расположены, преимущественно, в плоскости, перпендикулярной осям колес транспортного средства.

Каждый из указанных пазов и выступов выполнен со скосами для их сопряжения при сборке каркаса.

Каждый паз образован отогнутыми во внутрь его профиля незамкнутыми концами сторон силовых элементов.

Кроме того, резьбовое соединение азов и выступов снабжено устанавливаемой в пазу накладной, выполненной в. виде параллелограмма с центральным резьбовим отверстием.

Выступы соединительных углових элементов выполнены с консольно расположенными парными концами, установленными иод углом. друг к другу и с зазором щежду ними, à nas выполнен с перемычкой, расположенной на расстоянии от его незамкнутых концов, соответствующем высоте выступов, при

Ьтом парные консольные концы висту831066 пов соединены с перемычкой сварным швом.

На фиг. 1 изображен кузов с наружной стороны, вид сбоку; на фиг.

2 — кузов с внутренней стороны, вид сбоку; на фиг, 3 - угловой соединительный..элемент для резьбового соединения, вид сбоку; на фиг. 4 — угловой соединительный элемент, вид спереди1 на фиг. 5 — угловой соединительный элемент, вид сверху; на фиг. 6 — аксонометрическая проекция углового соединительного элемента; на фиг. 7 — силовой элемент каркаса, поперечный разрез; на фиг. 8 — резьбовое соединение силовых элементов каркаса с угловыми соединительными элементами; на фиг. 9 — аксонометри-, ческая проекция резьбового соединения например, вертикального силового элемента с продольным силовым элементом каркаса кузова; на фиг. 10 — деталь 20 узла 1 на фиг. 8; на фиг. 11 — то же, продольный разрез; на фиг. 12 — вид

А на фиг. 8; на фиг. 13 — другой вариант выполнения углового соединительного элемента, служащего для соединения силовых элементов каркаса посредством сварки, вид сбоку; на фиг.

14 — угловой соединительный элемент

Р вид спереди на фиг. 15 угловой соединительный элемент,. вид сверху; на фиг. 16 — аксонометрическая проекция углового соединительного элемента; на фиг. 17 — сварное соедине30 ние силовых элементов каркаса с угловыми соединительными элементами; на фиг. 18 - аксонометрическая проекция

3S сварного соединения1 на фиг. 19 — вид

Б на фиг 17; на фиг. 20 — вариант выполнения резьбового соединения силовых элементов, например, каркаса крыши и боковин; .на фиг. 21 — вариант 40 выполнения сварочного соединения силовых элементов.

Кузов пассажирского транспортного средства содержит вертикальные, продольные и поперечные силовые элементы 45

1, 2 и 3 соответственно каркаса, связанные между собой угловыми соединительными элементами 4 посредством резьбового соединения или сварки.

Кузов содержит облицовку 5 крыши и облицовку 6 боковин (см. фиг. 1 и 2)

Силовые элементы каркаса кузова выполнены с пазами"а",образованными отогнутыми во внутрь его профиля незамкнутыми концами 7 сторон силовых элементов (фиг. 7). Угловые соединительные элементы выполнены с выступами б (фиг. 3, 4 и 5) для их взаимодействия с указанными пазами а, при сборке каркаса. При этом каждый из указанных выступов и па- 60 зов выполнен со скосами 8 и 9 (фиг.

4, 7), Накладка 20 (фиг. 10, 11), устанавливаемая в указанном пазу (при использовании варианта резьбового соединения угловых соединитель- 65 ных элементов с силовыми элементами каркаса), выполнена в виде параллелограмма с резьбовым отверстием 11 под винт 12 (фиг. 8, 12) . Выступы ! ! б угловых соединительных элементов 4 (при использовании варианта сварного соединения с силовыми элементами каркаса кузова) выполнены с консольно расположенными парными концами 13 (фиг. 13-16), установленными под углом друг к другу и с зазором между ними (фиг. 14 — 16) . При этом паз !а выполнен с перемычкой

14, расположенной на расстоянии в от верхних кромок 15.его незамнутых концов 7, соответствующем высоте выступов б (фиг. 7, 19), Для получения резьбового соединения между силовыми элементами и угловыми соединительными элементами через отверстие 16 последних пропущен винт 12, на который затем навинчивается накладка 10, после чего указанный узел вводится в паз a силового элемента, и винт 12 затягивается, что дает возможность получения прочного соединения углового соединительного элемента с силовыми элементами каркаса (фиг. 8, 12).

Для получения сварного соединения силовых элементов с угловыми соединительными элементами последние имеют скосы 17 (фиг. 13, 16) для обеспечения получения бокового сварного шва 18 (фиг. 17, 18) . Кроме того, консольные парные концы 13, с целью получения надежного сварного соединения, имеют зазор 19 (фиг. 14, 15), в котором выполняется сварной шов

20 (фиг. 19) . С помощью этого шва в выступы угловых соединительных элементов соединены с перемычкой 14 паза а силовых элементов каркаса.

Облицовка 5 крыши, расположенная в продольном направлении по всей дли-. не кузова, выполнена в виде верхнего профильного элемента (фиг. 1, 2, 20) . В зоне .сопряжения поперечного силового элемента 3 каркаса с вертикальными силовыми элементами 1, образующими опорные проемы, верхний профильный элемент усилен раскосами 21.

Верхние профильные элементы расположены по обеим сторонам кузова и жестко соединены с поперечными силовыми элементами 3. В зоне сопряжения вертикальных силовых элементов 1 с верхним профильным элементом последний снабжен соединительной деталью 22 (фиг. 20), Открытый профиль верхнего профильного элемента используется для прокладки в нем кабеля, монтажа изоляции и т.д. Путем теплоизоляции верхнего профильного элемента, а также за счет использования изолированных продольных силовых элементов

3 и раскосов 21 почти полностью исключается образование конденсата.

831066

Крышу кузова можно со всем интерьером заготавливать как одно целое.

Окна кузова выполняются таким образом, чтобы стекла можно было зафиксировать в оконных проемах путем склеивания нли с помощью зажимных 5 резиновых уплотнительных элементов . (нз показаны) . Вертикальные силовые элементы 1 состоят нз прямоугольных профильных элементов с боковыми соединительными деталями.,В случае i0 вклеивания стекол, позволяющих создать гладкий внешний контур, покрытие вертикальных силовых элементов между окнами и фиксация внутренней облицовки осуществляется с применением эажимного элемента (не показано), кото-. рый установлен на соединительных деталях верхнего профильного элемента и вертикальных элементах. При фиксации стекол посредством резинового 2О уилотнительного элемента наружная облицовка вертикальных силовых элементов и фиксация внетренней облицовки производится также с помощью указанного эажимного элемента.

Облицовка б боковин, расположенная в продольном направлении кузова, выполнена в виде среднего профильного элемента (фиг. 21), служащего одновременно как внешней облицовкой боковин, так и средством защиты пас- M сажиров при аварийной ситуации транспортного средства. В области вертикальных силовых элементов 1 средний. профильный элемент усилен распорками (не показаны). Средний профильный 35 элемент боковин расположен на неко" торой высоте так, что отпадает необходимость вырезать его в надколесной зоне. Соединение шасси со средним профильным элементом осуществляется 4() с помощью опорных стоек 23 описанным способом посредством угловых соединительных элементов 4. Нижняя часть боковин выполнена из легкомонтируемого и демонтируемого нижнего профильного элемента 24 и панелей 25 (фиг. . 1). Нижний профильный элемент 24 своей верхней частью соединен с соединительной деталью среднего профильного элемента боковин, а в нижней части - с опориами стойками 23 и промежуточным продольным элементом

26 (фиг. 21) . Нижняя часть ирофильного элемента 24 выполнена за одио целое с отгибом для размещения з последнем части резинового уилотнитеаа 55

27. Панели 25 состоят из отбортоэаи ных алюминиевых многослойных илаеи3и, верхние кромки которым свабжеиы

:усилительным ирофилыаее злеюаеитом 28, который одновременно соиряжеи с час» g) тью резинового уилотиитеяя 27. С внутренней стороны кузова посредством крепежных элементов крепится внутренний профильный элемент 29 (фиг.

1) . 3a счет применения, например трех различных по высоте нижних профильных элементов 24, а также вследствие варьируемого монтажа соеди,нения промежуточного профильного элемента 26 и внутреннего-профильного элемента 29 высоту боковины можно регулировать бесступенчато. Боковины на торцовых сторонах, а также в зонах дверей ограничиваются вертикальным профильным элементом 30, который вместе с поперечными силовыми элементами 3 и раскосами 21 образует жесткую несущую конструкцию.

Предлагаемую конструкцию кузова целесообразнее использовать при применении штампованных профильных элементов из легких металлов, предпочти.тельно сплавов алюминия. В ней улучшено соединение его несущих элементов, упрощен процесс сборки кузова н его ремонт, Формула изобретения

1. Кузов пассажирского транспортного средства, включающий в себя кар- касы крщаи н боковин. состоящие из связанных между собой посредством угловых соединительных элементов вертикальных, продольных и поперечных силовых элементов, облицовку крыши н облицовку боковин,о т л и ч а ю щ н и с я тем, что, с целью увеличения срока службы путем повышения надежности соединения элементов каркаса кузова, силовые элементы выполнены с пазами, а угловые соединительные элементы— с выступами для их сопряжения с указанными назары, пазы н выступы связаны между собой резьбовым соединением нлн сваркой, при этом зоны нх сопряжения расположены, преимущественно, в плоскости, перпендикулярной осям олес транспортного средства.

2 ° Кузов по п. 1, о т л и. ч а ю— шийся тем, что каждый нз укаэанных пазов и выступов выполнен со скосами для их сопряжения прн сборке каркаса.

З.Kysos ио п.1 о т л и ч а ю щ и йс я тем, что каждый паз образован отогнутыми во внутрь его профиля незамкнутыми концами сторон силовых элементов.

4 ° Kysoa по п; 1, о т л и ч а ющ н и с я тем, что резьбовое соединеиие пазов и выступов снабжено устанавливаемой в пазу накладкой, выполненной в виде параллелограмма с центральным резьбовым отверстием.

5. Кузов ио и. 1, о т л н ч а юшийся там, что выступы соединительных угловых элементов выполнены ь коисольио расположенными парными концами, установленными под углом друг к другу и с зазором между ними, а иаз выполнен с перемычкой, расир 8310бб ловленной на расстоянии от его неэамкнутых концов, соответствующем высоте выступов, при этом парные консольные концы выступов соединены с перемачкой сварным швом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент.CPl М 894508, кл, 63 с. 43/30, 1953 (прототип).

831066

9 цс, Ю

4Ри е, 21

ВНИИПИ Заказ 2765/23 Тираж 699 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ьл. Проект

Кузов пассажирского транспортногосредства Кузов пассажирского транспортногосредства Кузов пассажирского транспортногосредства Кузов пассажирского транспортногосредства Кузов пассажирского транспортногосредства Кузов пассажирского транспортногосредства Кузов пассажирского транспортногосредства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспорта, к изготовлению кузовов транспортных средств, в частности к соединениям кузовных элементов автобусов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к соединениям конструктивных элементов кузова

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к соединительному облицовочный элементу автобусного кузова

Изобретение относится к средствам для перевозки жидкостей, например, по автомобильным дорогам и может быть использовано на транспортных средствах, рамы которых подвержены знакопеременным крутильным колебаниям относительно продольной оси во время движения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к облицовке боковых стен салона кузова
Наверх