Устройство для оценки качестваподшипников качения

 

Союз, Советснии

Социалистические

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i>) g38494 (61) Яополнит1ельное к авт. свнд-ву

3 (5! )М. Кл . (22) Заявлено 18. 1О. 79 (21) 2830194/25-27

G 01 М 13/04 с присоединением заявки ¹

Государствеииый комитет (2;1 ) Приоритет

Опубликовано 15 ° 06.81. Бюллетень ¹ 22 по делам изобретений и открытий (53) УДК 658. 562. .012.7(088.8) Лата опубликования описания 25 . 06 . 8 ) (72) Авторы изобретения

Е.М.Родионов, Л.А.Трофимюк, Б.С.Мигунов и В.И.Пикунов

Ордена Трудового Красного Знамени Раменский приборостроительный завод и Московский авиационный технологический институт им. К.З.Циолковского (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

- Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано преимущественно для измерения момента трения подшипников качения.

Известно устройство для измерения момента трения подшипников качения, содержащее смонтированные на основании механизмы привода и нагружения

10 подшипника, моментомер, состоящий из датчика угла, усилителя, датчика момента, датчик числа оборотов подшипника, блок управления, вход которого соединен с выходом датчика чис15 ла оборотов, а выход со входом механизма привода, и регистратор, вход которого соединен с выходом усилителя (1).

Однако данное устройство не позволяет с высокой точностью оценивать качество подшипников качения по моменту трения.

Цель изобретения — повышение точности оценки качества подшипников качения по моменту трения.

Поставленная цель достигается за счет того, что на основании смонтированы механизмы привода и нагружения подшипника, моментомер, состоящий из датчика угла, усилителя датчика момента, регистратор, вход которого соединен с выходом усилителя. Устройство снабжено фильтром верхних частот, амплитудным детектором, тремя счетчиками, коммутатором, блоком индикации, и последовательно соединенными датчиком числа оборотов, блоками управления, задержки времени программы и аналогоцифровым преобразователем, при этом вход датчика числа оборотов соединен с выходом механизма привода подшипника, второй выход блока управления со входом механизма привода, выход усилителя компенсации со вторым входом, а через фильтр верхних

838494

25

35

45

50 частот с третьим входом аналого-цифрового преобразователя, выход фильтра верхних частот через амплитудный детектор с четвертым входом аналого-цифрового преобразователя, первый выход которого через первый счетчик соединен с первым входом, второй выход через второй счетчик со вторым входом, третий выход через третий счетчик с третьим входом ком-мутатора, выход которого соединен со входом блока индикации.

На фиг. l дана схема устройства; на фиг. 2 — графики, поясняющие работу устройства.

На основании 1 смонтированы ме/ ханизм привода, состоящий из синхронного двигателя 2 с ведущей шестерней и втулки 4 для монтажа испытуемого подшипника 5, а также механизм нагружения,выполненный в виде пружины 6, соединенный торсионом 7 через втулку 8 с внутренним кольцом подшипника 5. Моментомер 9, состоящий из последовательно соединенных датчика 10 угла, усилителя 11 компенсации и датчика 12 момента, связан поводком 13 и пилкой 14 с внутренним кольцом испытуемого подшипника.

К выходу усилителя компенсации подключен регистрирующий прибор 15.

Устройство снабжено фильтром 16 верхних частот, амплитудным детектором 17, тремя счетчиками 18, 19 и

20, коммутатором 21, блоком 22 индикации и последовательно соединен— ными датчиком 23 числа оборотов, блоками 24, 25 и 26 управления, задержки времени, программы соответственно и аналого-цифровым преобразователем 27. Входной вал датчика

23 числа оборотов шестерней 28 соединен с выходом механизма привода подшипника, а второй выход блока

24 управления с двигателем 2 ме.ханизма привода. Выход усилителя компенсации ll соединен со вторым входом и через фильтр 16 верхних частот с третьим входом аналогоцифрового преобразователя 27. Кроме того, выход фильтра 16 верхних частот через амплитудный детектор

17 соединен с четвертым входом аналого-цифрового преобразователя 27, первый выход которого через первый счетчик 18 связан с первым входом, второй выход через второй счетчик

19 со вторым входом, третий выход через третий счетчик 20 с TppTbHM

4. входом коммутатора 21. К выходу коммутатора подключен вход блока

22 индикации. Фильтр 16 верхних частот, амплитудный детектор 17, аналого-цифровой преобразователь

27, три счетчика 18, 19 и 29, коммутатор 21 и блок 22 индикации образуют трехканальный вычислитель

29 устройства для оценки качества подшипников качения.

Устройство работает следующим образом.

Испытуемый подшипник 5 устанавливают в гнездо втулки 4 и нагружают осевой нагрузкой, передаваемой через втулку 8 и торсион 7 от пружины 6 механизма нагружения. Наружное кольцо подшипника приводят во вращение с постоянной частотой двигателем 2 через ведущую шестерню 3 и втулку 4. Внутреннее кольцо увле— кается силами трения в сторону вра щения. Момент увлечения, передаваемый с помощью вилки и привода 13 моментомером 9, компенсируется электрической пружиной, причем ток датчика 1? момента, создающего компенсирующий момент, является электрическим аналогом измеряемого момента сопротивления вращению шарикоподшипника. С помощью блока 24 управления совместно с датчиком 26 числа оборотов обеспечивают автоматический цикл, состоящий во вращении подшипника 5 в одну сторону на заданное число оборотов, реверсирование, вращение в обратную сторону на то же число оборотов и останов, производя при этом непрерывную регистрацию момента на регистраторе 15. Для оценки качества подшипника необходимо ограниченное количество числовых критериев, в качестве которых, как известно, используют постоянное или среднее значение момента трения М пиковое или максимальное значение момента M+ „и среднеквадратичное отклонение от среднего уровня или дисперсию 0. Для определения этих параметров сигнал с выхода усилителя 1! компенсации выступает, кроме регистратора 15, на вычислитель

29. Определение среднего значения момента трения осуществляют в соответствии со следующим выражением:

М = — gM.

4 И ср и где М . — мгновенное значение измеря1 емого момента, 838494

N — количество измерений в пределах одного цикла реализации.

Для этого входной аналоговый сигнал подают на второй вход аналогоцифрового преобразователя 27, на первом выходе которого формируется количество импульсов, пропорциональное мгновенному значению сигнала.

Счетчик 18 производит суммирование результатов 50000 измерений мгновенных значений при прямом направлении вращения подшипника в заданном интервале времени и 5000 при обратном вращении также в заданном интервале времени обработки Т>. Информация со счетчика 18 поступает на первый вход коммутатора .21 со старших раз.рядов, что обеспечивает деление результата суммирования на заданное число N=10000.

Определение дисперсии момента осуществляется в соответствии с выра- жением:

20

3 2 25, D= -> (M--И )

К1 1 Р

Для этого сигнал с усилителя ll компенсации подают на вход фильтра

16 верхних частот, на выходе которого получается центрированное напряжение, пропорциональное M -М содержащее выбросы в моменты времени, соответствующие началу вращения и реверсу. Это напряжение подают на трений вход аналого-цифрового преоб- 35 разователя 27, со второго выхода которого формируется число импульсов, при каждом измерении пропорциональное квадрату входного сигнала. Счетчик 19 производит суммирование импуль-40 сов соответствующих 10000 измерений, выполненных в те же интервалы времени что и при определении M . ИнЭ ср формация со счетчика 19 поступает на второй вход коммутатора 21 также со старших разрядов. Определение

M производится путем запоминания

1ЧСа максимума сигнала, сцентрированного фильтром 16 верхних частот с помощью амплитудного детектора 17 и пере50 водом его в цифровую форму аналогоцифровым преобразователем 17 и счетчиком 20. Для исключения ошибок при вычислениях, вызываемых переходным процессом при начале вращения подшипР ника и при его реверсировании, сигнал с выхода блока 24 управления через блоки 25 и 26 задержки времени и программы запрещает обработку результатов измерения момента сопротивления в указанные интервалы времени.

Результаты испытаний считывают с устройства 22 индикации с помощью коммутатора 21.

Формула изобретения

Устройство для оценки качества подшипников качения, содержащее смонтированные на основании механизмы привода и нагружения подшипника, моментомер, состоящий из датчика угла, усилителя, датчика момента, датчик числа оборотов подшипника, блок управления,вход которого соединен с выходом датчика числа оборотов, а выход со входом механизма привода, и регистромер, вход которого соединен с выходом усилителя, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности оценки качества подшипников, оно снабжено фильтром верхних частот, амплитудным детектором, тремя счетчиками, коммутатором, блоком индикации, последовательно соединенными блоком задержки времени, вход которого соединен со вторым выходом блока управления, блоком программы и аналого-цифровым преобразователем, четвертый вход которого через амплитудный детектор соединен с выходом фильтра верхних частот, при этом выход усилителя соединен со вторым входом, а через фильтр верхних частот с третьим входом аналого-цифрового преобразователя, первый выход которого через первый счетчик соединен с первым вхо- дом, второй выход через второй счетчик со вторым входом, третий выход через третий счетчик с третьим входом коммутатора, выход которого соединен со входом блока индикации.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке У 2810734, кл. G 01 M 13/04, 14.08.79.

838494 ®Р

Составитель И.Баранов

Редактор К.Волощук Техред Н.Бабурка Корректор М,Коста

Заказ 4414 63 Тираж 907 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для оценки качестваподшипников качения Устройство для оценки качестваподшипников качения Устройство для оценки качестваподшипников качения Устройство для оценки качестваподшипников качения Устройство для оценки качестваподшипников качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх