Подшипниковый узел

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Своз Советскик

Социалистическик

Реслублик

IuI84 2263

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 2912,78 (21) 2709216/25-27 с присоединением заявки Но (23) Приоритет

Опубликовано 300681 Бюллетень Йо 24

Дата опубликования описания . 3006,81 (я)м. к.

F 16 С 33/10

Государственный «омитет

СССP по делам изобретений н от«рыти и (53) УДК 621 822 .5(088.8) Николаевский ордена Трудового Красного Знамени кораблестроительный институт им. адмирала С.О. Макарова (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в подшипниках машин, работающих с периодическими остановками. .Известен подшипниковый узел, содержащий подшипник и систему смазки, включающую резервуар, сообщающийся отверстием с атмосферой и трубопроводом с полостью подшипника, при этом резервуар установлен выше полости подшипника f1).

Недостатком известного подшипникового узла является то, что резервуар выполняет свои функции во время работы подшипника и не может обеспечить смазку при периодических запусках в подшипниках скольжения. "

Цель изобретения — обеспечение смазки при периодических запусках в подшипнике скольжения, имеющего втулку, с карманом в нагруженной зоне. укаэанная цель достигается тем, что в подшипниковом узле, содержащем подшипник и систему смазки, включаю.щую резервуар, сообщающийся отверстием с атмосферой и трубопроводом с полостью подшипника, при этом резер-. вуар установлен выше полости подшипника, система смазки снабжена дополнительным каналом принудительной подачи смазки, а трубопровод сообщен с полостью подшипника через карман втулки, при этом сечение отверстия резервуара меньше сечения трубопровода.

На фиг. 1 представлен подшипниковый узел, поперечный разрез; на фиг. 2 показано сечение кармана втулки 1

Вал 1 установлен во втулке 2 подшипника скольжения, в котором имеется канал 3 принудительной подачи смазки. Втулка 2 в нагруженной зоне имеет карман 4, расположенный вдоль оси вала и не доходящий до торцов подшипника. Трубопровод 5 связывает карман 4 и резервуар 6, который имеет в верхней части отверстие 7 малого сечения, соединяющее полость резервуара с внешней средой. Кромки кармана,4 имеют скосы (фаски).

Геометрия скосов.у краев кармана 4, с p÷åòîì кривизны поверхности вала, определяет расход масла, когда вал 1, не вращаясь, лежит в нагруженной зоне втулки (величина этого зазора совместно с объемом резервуара 6 определяют максимальное время

842263 остановки, после которой еще будет обеспечен запуск с жидкостным трением, т.е. время работоспособности системы смазки с момента остановки машины). Отверстие 7, значительно меньшее по площади, чем трубопровод 5, обеспечивает выравнивание давления воздуха в резервуаре 6 и в окружающей среде, и препятствует значительному расходу масла после выполнения резервуара.

Подшипниковый узел работает следую- 1 щим образом.

При вращении вала 1 смазка, попадая в зазор между валом 1 и втулкой

2, поддерживает вал 1 во всплытом состоянии, в связи с Ям в нагруженной 15 зоне в районе кармана 4, в зазоре между валом и втулкой возникает избыточное давление, через трубопровод 5 поступает в резервуар 6 и выходит наружу через отверстие 7. Кар- 2О ман 4 не связан с окружающим пространством, кроме как через смазочный зазор и трубопровод 5, а сечение отверстия 7 значительно меньше сечения трубопровода 5, что и определяет малые утечки масла иэ резервуара б.

Постоянная утечка масла через отверстие 7 позволяет налрерывно обновлять масло в резервуаре 6 и не дает ему нагреваться от окружающих деталей.

При остановке машины подача смазки через канал 3 прекращается, вал 1 останавливается и опускается до момента контакта с втулкой 2, При этом вал перекрывает карман 4, опираясь на две его торцовые стенки (так как карман не доходит до торцов). Поскольку диаметр вала меньше диаметра втулки, по всей ее ширине, в районе кромки кармана 4 образуется щель (зазор) величина которого зависит от 4О абсолютных размеров втулки и вала и конфигурации скосов кромок кармана.

Масло иэ резервуара б под действием силы тяжести поступает по трубопооводу 5 в карман 4 и вытекает во втулку через зазор между валом и скосами кармана. По мере расхода масла, воздух из окружающей среды (полости машины) через отверстие 7 поступает в резервуар 6, ликвидируя возникающее там раэряжение.

При запуске машины, вал, увлекая эа собой масло иэ кармана 4, создает в нижней части подшипника гидродинамический клин, который обеспечивает всплытие вала (скосы кармана 4 используются также для рациональной организации гидродинамического клина).

При всплытии вала 1 величина щелей между валом и скосами кармана увеличивается и расход масла иэ резервуара б через трубопровод 5 возрастает, обеспечивая смазку подшипника в течение первых оборотов вала машины.

После первых оборотов вала масло от маслоагрегата, связанного с валом 1, заполняет трубопроводы и начинает поступать через канал 3 в подшипник 2. Давление в районе кармана 4 увеличивается и становится больше, чем высота столба масла в трубопроводе 5 и резервуаре 6. Резервуар 6 быстро начинает заполняться маслом, так как сечение трубопровода 5 достаточно большое, а давление воздуха в резервуаре б выравнивается с давлением окружающей среды через отверстие 7.

После заполнения резервуара 6 цикл повторяется.

Формула изобретения

Подшипниковый узел, содержащий подшипник и систему смазки, включающую резервуар, сообщающийся отверстием с атмосферой и трубопроводом с полостью подшипника, при этом резервуар установлен выше полости подшипника, отличающийся тем, что, с целью обеспечения смазки при периодических запусках в подшипнике скольжения, имеющего втулку с карманом в нагруженной зоне, система смазки снабжена дополнительным каналом принудительной подачи смазки, а трубопровод сообщен с полостью подшипника через карман втулки, при этом сечение отверстия резервуара меньше сечения трубопровода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 502137, кл. F 16 С 33/36, 1974.

842263

Фиа.!

Заказ 5013/32

Тираж 8бО Подписное

BHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Т. ромова

Редактор E. Спиридонова Техред A. Савка Корректор С. Щомак

Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх