Коробка передач транспортногосредства

 

() 846328

ОПИСАНИЕ

И 306РЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Соцнаинстнческнх

Респубики (6t ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) заявлено 25.06.79 (2! ) 2785457/27 11 с присоединением заявки М.— (23) Приоритет (5 I ) M Кл.

В 60 К 17/08

Ваударстевнный квмнтет

СССР пв делам нзеаретеннй и аткритнй (53) УДK 629.113-585.1 (088.8) Опубликовано 15.07.81. Бюллетень М 26

Дата опубликования описания 15.07.81

Московскии автомобильныи эавод,им. аявитель ихачева(54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРГНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к ступенчатым коробкам передач транспортных машин.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая две фрикционные муфты, ведущие элементы которых связаны с входным валом, а каждый из ведомых связан с ведущей шестерней, соосный входному выходной вал, по крайней мере, с двумя свободно установленными шестернями, промежуточный вал с установленными на нем шестернями, находящимися в зацеплении с упомянутыми шестернями,.и муфты, установленные на выходном валу для связи его соответственно с шестернями выходного вала и с одной нз ведущих шестерен (11..

Недостаток данной коробки передач заключается в том, что при прямой передаче проме20 жуточный вал вращается вхолостую, не принимая участия в передаче крутящего момента на выходной вал, что понижает КПД всей коробки передач на прямой передаче.

Цель изобретения — повышение KITH путем исключения потерь ри холостом вращении промежуточного вала.

Поставленная цель достигается тем, что две шестерни промежуточного вала, находящиеся в зацеплении соответственно с одной из . ведущих шестерен и шестерней выходного вала, выполнены в виде свободно установленной блок-шестерни.

На чертеже изображепа кинематическая схема предлагаемой коробки передач.

Коробка передач содержит входные валы 1 и 2 (выполненные заодно с шестернями постоянного зацепления), промежуточный вал 4 с жестко закрепленными шестернями 5-7 и свободно посаженной шестерни 8 заднего хода, выходной вал 9 со свободно посаженными шестерня ии 1О12, паразитную шестерню 13

f заднего хода, посаженную на ocb 14 зубчатых муфт 15-17. Входные валы соединяются с блоком 18 сцеплений 18 при помощи фрикционных муфт 19 и 20. Реактивный момент от зацепле ния воспринимается картером 21.

3 84

Коробка передач работает следующим образом.

Блок 18 сцепления фрикционных муфт 19 и 20 приводится во вращение от вала двигателя (на чертеже не показан) или турбинного вала гидротрансформатора через выходной вал. Нейтраль в коробке передач обеспечивается установкой кареток зубчатых муфт 15 и 16 в среднее положение, при этом каретка зубчатой муфты 17 должна находиться в крайнем левом положении, Для получения первой передачи необходимо каретку зубчатой муфты 16 передвинуть в крайнее правое положение и тем самым жестко соединить выходной вал 9,.с шестерней 12 первой передачи. При включении сцепления крутящий момент двигателя передается на выходной вал 9 через фрикционную муфту 20, входной вал 1, шестерню 5, промежуточный вал 4 и пару шестерен 7 и 12.

Для получения второй передачи необходимо каретку зубчатой муфты 15 передвинуть в крайнее правое положение и тем самым жестко соединить выходной вал 9 с шестерней

10 второй передачи. При плавном включении фрикционной муфты 19, одновременно плавно выключается фрикционная муфта 20. Таким образом в течение некоторого времени одновременно первая и вторая передачи (включаемая и выключаемая) передают крутящий момент, тем самым обеспечивая безразрывность пере. ключения передач. Далее выключаемая фрикционная муфта 20 полностью разблокируется и крутящий момент двигателя полностью через фрикционную муфту 19, входной вал 2, блок 3 шестерен, шестерню 10 передается на:. выходной вал 9;

Для получения третьей передачи необходимо каретку зубчатой муфты 16 из крайнего правого положения передвинуть в крайнее левое, тем самым разъединив шестерню 12 и жестко соединив шестерню 11 с выходным валом 9.

Далее "перебрасываем" сцепление аналогично

"перебросу" сцеплений при переходе с первой передачи на вторую. Таким образом на третьей передаче крутящий момент двигателя передается на выходной вал 9 через фрикционную муфту 20, входной вал l, шестерню 5, промежуточный вал 4 и пару шестерен 6 и 11.

Для получения четвертой передачи (которая выполнена прямой) необходимо каретку зубчатой муфты 15 установить в крайнее левое положение, тем самым разъединив шестерню 10 с выходным валом 9 и жестко

63 28 4 соединив входной вал 2 с выходным валом 9.

Переброска сцеплений осуществляется аналогично "перебросу" сцеплений при переходе с первой передачи на вторую. Таким образом крутящий момент двигателя передается на выходной вал 9 на прямую, минуя зубчатые зацепления через фрикционную муфту 19 н Входной вал 2.

Переключение передач "вниз" происходит, аналогичным образом в обратном порядке.

Для получения заднего хода необходимо каретку зубчатой муфты 16 установить в среднее положение, а каретку зубчатой муфты 17 переместить в крайнее правое положение, тем

15 самым жестко соединить шестерню 8 с проме. жуточным валом 4. Крутящий момент двигателя передается на выходной вал 9, через фрикционную муфту 20, входной вал 1, шестерню 5, промежуточный вал 4, шестерни

2о 8 и 13 и зубчатый венец, нарезанный на каретке зубчатой муфты 16.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить КПД коробки передач транспортного средства на прямой передаче, исключает no2s терн на вращение промежуточного вала вхолос. тую, Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая две фрикционные муфты, ведущие элементы которых связаны с входным валом, 1 а каждый из ведомых связан с ведущей шес35 терней, соосный входному выходной Вал, по крайней мере, с двумя свободно установленными шестернями, промежуточный вал с установ( ленными на нем шестернями„находящимися в зацеплении с упомянутыми шестернями, и

4о муфты, установленные на выходном валу для . связи e1 o соответственно с шестернями вы. ходного вала и с одной из ведущих шестерен, отличающаяся тем, что, с целью повышения .КПД путем исключения потерь (4s при холостом вра цении промежуточного вала, две шестерни промежуточного вала, находящиеся в зацеплении соответственно с одной из ведущих шестерен и шестерней выходного вала,,выпол. иены в виде свободно установленной блок-шесso терни.

Источники информации, принятые во вйимание при экспертизе

1. Заявка ФРГ Р 1455936, кл. 63 С 34/01, 1971.

846328

Составитель С. Белоусько

Техред 3 Фанта

Корректор M. Пожо

Редактор Т. Веселова

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул, Проектная,.4

Заказ 5349/24 Тираж 732 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий

313035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Коробка передач транспортногосредства Коробка передач транспортногосредства Коробка передач транспортногосредства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх