Коробка передач транспортного средства

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.03.76 (21) 2339275/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл.з

В 60 К 17/08

Гасударственный кюмитет

СССР

Опубликовано 23.06.81. Бюллетень № 23

Дата опубликования описания 28.06.81

M JgllIM кзюбретений и еткрмтий (53) УДК 629.113-585.1 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Д. Первой и В. Н. Таламанов (71) Заявитель (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано, преимущественно, в коробках передач мотоциклов, мотороллеров и других транспортных средств.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая четыре управляемых муфты и параллельно расположенные входной вал с ведущими шестернями и выходной вал с ведомыми шестернями, образующими три зубчатых ряда, причем ведущие шестерни входного вала и ведомые шестерни второго и третьего зубчатых рядов установлены свободно на соответствующих валах и связаны с последними посредством упомянутых муфт, а ведущие шестерни второго и третьего зубчатых рядов выполнены в виде блок-шестерни (1).

Недостатком этой коробки передач является то, что для получения требуемого количества передач необходимо применение стольких же пар шестерен и получаются большие габариты шестерен по диаметру при обеспечении требуемого диапазона регулирования, что влечет за собой усложнение конструкции.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей коробки передач.

Поставленная цель достигается тем, что коробка передач снабжена дополнительным зубчатым рядом и дополнительной управляемой муфтой, одна из полумуфт которой связана с ведомой шестерней второго зубчатого. ряда, при этом ведомая шестерня первого зубчатого ряда закреплена на ведомом валу, ведущая шестерня дополнительного зубчатого ряда установлена с возможностью осевого перемещения на ведущем валу и связана посредством первой и второй управляемых муфт соответственно с ведущими шестернями первого и второго зубчатых рядов, а ведомая шестерня дополнительного зубчатого ряда установлена на ведомом валу с возможностью осевого перемещения и связана с другой полумуфтой дополнительной муфты.

На фиг. 1 показана предлагаемая коробка передач, общий вид; на фиг. 2 — кинематическая схема коробки передач со схемами включения 1 — V передач.

Коробка передач содержит два вала 1

31 и 2. На валу 1 подвижно в осевом направлении на шлицах установлены шестерня 3. кулачками, две свободно вращающиеся шестерни 4 с кулачками и шестерня 5, образующие блок 6 шестерен, а на валу 2

839752

3 подвижно в осевом направлении установлена свободно вращающаяся шестерня 7 с кулачками для соединения со свободно вращающейся шестерней 8, между свободно вращающимися шестернями 8 и 9 с кулачками подвижно в осевом направлении на шлицах и против блока 6 установлена кулачковая муфта 10 для связи их с. валом. Кроме того, на валу 1 установлена свободно вращающаяся шестерня 11 с кулачками, а на валу 2 закреплена шестерня 12. 1О

Для повышения надежности переключения кулачковая муфта 10 в нейтральном положении может быть в зацеплении с кулачками шестерни. 9.

Коробка передач работает следующим образом.

В нейтральном положении шестерни 3 и

7 своими кулачками не сцепляются с кулачками шестерен 4, 8 и 11. Кулачковая муфта 10 сцепляется своими кулачками шестерни 9. В этом положении передача кру- 20 тящего момента от вала 1 к валу 2 не происходит. При сцеплении кулачков шестерни 7 с кулачками шестерни 8 и кулачковой муфтой 10 с кулачками шестерни 9 крутящий момент передается от вала 1 через шестерни 3, 7, 8, 4, 5, 9 и муфту 10 на вал 2 (положение I). При сцеплении кулачков шестерни 3 с кулачками шестерни

4 и кулачковой муфты с кулачками шестерни 9 крутящий момент передается с вала 1 через шестерню 3, блок шестерен 6, шестерню 9 и муфту 10 на вал 2 (положение II).

При сцеплении кулачков шестерни 7 и кулачковой муфты 10 с кулачками шестерни 8 крутящий момент с вала 1 через шестерни 3, 7, 8 и муфту 10 передается на 35 вал 2 (положение 111).

При сцеплении кулачков шестерни 3 с кулачками шестерни 4 и муфты 10 с кулачками шестерни 8 крутящий момент передается с вала 1 через шестерни 3, 4, 8 и муфту 10 на вал 2 (положение IV).

При сцеплении кулачковой шестерни 3 с кулачками шестерни 11 крутящий момент передается с вала 1 через, шестерни 3, li, 12 на вал 2 (положение V) .

За счет того, что на одной из передач (положение I) крутящий момент передается через три пары шестерен, возможно уменьшение габаритов и металлоемкости при сохранении требуемого диапазона регулирования и прочности деталей коробки передач.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая четыре управляемые муфты и параллельно расположенные входной вал с ведущими шестернями и выходной вал с ведомыми шестернями, образующими три зубчатых ряда, причем ведущие шестерни входного вала и ведомые шестерни второго и третьего зубчатых рядов установлены свободно на соответствующих валах и связаны с последним посредством упомянутых муфт, а ведущие шестерни второго и третьего зубчатых рядов выполнены в виде блок-шестерни, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, она снабжена дополнительным зубчатым рядом и дополнительной управляемой муфтой, одна из полумуфт которой связана с ведомой шестерней второго зубчатого ряда, при этом ведомая шестерня первого зубчатого ряда закреплена на ведомом валу, ведущая шестерня до пол интел ьного зубчатого ряда установлена с возможностью осевого перемещения на ведущем валу и связана посредством первой и второй управляемых муфт соответственно с ведущими шестернями первого и второго зубчатых рядов, а ведомая шестерня дополнительного зубчатого ряда установлена на ведомом валу с возможностью осевого перемещения и связана с другой полумуфтой дополнительной муфты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР № 465351, кл. В 60 К 17/06, 1970.

839752

Фиг. 1 авиа. 2

Составитель С. Белоусько

Редактор В. Иванова Техред А. Бойкас Корректор С. Щомак

Заказ 4626/15 Тираж 732 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушскаи наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх