Планетарная зубчатая передача

 

О П И С А Н И Е «и«848830

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советскии

Соцмалистическин

Реслублии

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 09.07.79 (21) 2793561/25-28 (5t)M. Кл.

F 16 Н 57/04 с присоелинением заявки .1«й«

3Ъеударетееннь«й комитет

СССР ао делам изобретений н еткрнтий (23) Приоритет

Опубликовано 23.07.81 ° Б«оллеень М 27 (53) УДК 621. 89 (088. 8) Дата опубликования описания30.07,81 (72) Автор изобретения

- т 11АТБ4!ТВО).

- 1 " .—.СИАЯ

А.И.Полетучий

Е:. -"-. iGTEKA т

Харьковский авиационный институт им. Н.Е,Жуковского (71) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи энергии на расстояние с преобразованием скорости и момента.

Известна зубчатая передача, содержащая взаимозацепляющиеся колеса, маслопроводящие каналы и соединенные с ними камеры, выполненные в теле одного из колес, маслораспределитель для подвода смазки, связанные с од10 ним из колес торцовые шайбы, одна из которых выполнена подпружиненной в осевом направлении, а одно из взаимодействующих колес установлено с возможностью осевого перемещения (1«.

15, Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является планетарная зубчатая передача, содержащая водило, центральные колеса, взаимодействующие с ними сателлиты, установленные на осях в водиле, торцовые шайбы, маслораспределители, сообщающиеся с ними каналы. Прн рабо2 те передачи маслораспределитель обеспечивает подвод смазки через масло-. подводящие каналы к поверхностям зубьев колес L2g.

Однако известные передачи трудоемки в изготовлении маслоподводя-, щих каналов в теле сателлита, а наличие камер на активной поверхности зубьев ослабляет нагрузочную способность передачи.

Цель изобретения — повышение технологичности и нагрузочной способности передачи.

Указанная цель достигается тем, что маслораспределители установлены на осях сателлитов, одна из торцовых шайб жестко связана с сателлитом и в ней выполнены каналы, сообщающиеся с маслораспределителем, подающие смазку в зазоры между зубьями, образующиеся при взаимодействии сателлитов с центральными колесами, другая торцовая шайба подпружинена по направлению к сателлиту, а цен8830 4

Формула изобретения

3 84 тральные колеса установлены с воэможностью осевого перемещения.

На фиг. 1 изображена планетарная зубчатая передача, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. I.

Планетарная зубчатая передача содержит водило 1, закрепленные в нем оси 2, подшипниковые опоры 3, установленные на осях 2, сателлиты 4, смонтированные на опорах 3 и находящиеся в зацепленйи с центральными колесами -5 и 6. Центральное колесо 5 с возможностью относительного перемещения связано с ведущим . валом 7, а центральное колесо 6 также с возможностью осевого перемещения связано с тихоходным валом или корпусом (не показаны).

На торцах сателлитов 4 закреплены шайбы 8 и 9. Шайба 8 плотно прилегает к торцу сателлита 4 и связана с ним без относительного движения посредством винтов 10, а шайба 9 имеет возможность некоторого осевого перемещения и подпружинена по направлению к сателлиту 4 упругими элементами 11, установленными на винтах 12 в равномерно расположенных по окружности отверстиях 13 сателлита 4. Вин-ты 12 завинчены в переходники. 14, опирающиеся посредством буртиков иа шайбу 9.

В щеках водила l выполнены каналы 15, связанные с маслосистемой высокого давления и с каналом 16 маслоперепускной втулки 17. На осях 2 неподвижно закреплены маслораспределители 18. Каждый маслораспределитель

l8 выполнен в виде кольца, в котором имеются два отверстия 19 и две камеры 20 (коллекторы), сообщающиеся с этими отверстиями. При помощи отверстий 2! и 22, выполненных соответ.ственно в оси 2 и в маслоперепускной втулке 17, камеры 20 сообщаются с маслосистемой высокого давления.

В неподвижной относительно сателлита шайбе 8 выполнены радиальные каналы 23, число которых равно чи.слу зубьев сателлита. При этом оси радиальных каналов 23 совпадают с осями симметрии впадин зубьев. На уровне радиальных зазоров между зубьями

s шайбе 8 выполнены осевые каналы

24, сообщающиеся с радиальными каналами 23.

Каждая камера 20 маслораспределителя 18 выполнена так, что она сообщается только с двумя-тремя радиальными каналами 23, сообщающимися

Э Э в свою очередь, посредством каналов 24 с радиальными зазорами между зубьями, находящимися в данный момент в зацеплении.

Планетарная зубчатая передача работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 7 получает вращение центральное коле1О со 5, а от него сателлиты 4 . Последние, обкатываясь по центральным колесам 5 и 6, сообщают движение водилу 1.

От маслосистемы высокому давления

15 по каналам 15 и 16 и отверстиям

21, 22 и 19 масло попадает в камеры

20, а от них в радиальные. канали

23, сообщающиеся в данный момент с камерами 20, и далее через осевые

20 каналы 24 во впадины зубьев, находящикся в зацеплении.

Вращаясь вокруг оси 2, а соответ-ственно и вокруг маслораспределителя

18, шайба 8 подводит все время к каг5 мере 20 другие каналы 23, которые, получив с камер 20 определенную порцию масла, гарантированно переправляют ее в зацепляющиеся зубья.

Благодаря наличию уплотняющих

3о зону зацепления шайб 8 и 9 между активными поверхностями зубьев колес 4, 5 и 6 возникает увеличенный смазочный . слой, что способствует повышению контактной прочности зу55 бьев, КПД и теплостойкости передачи.

Торцовая шайба 9 и оба центральных колеса 5 и 6 имеют возможность перемещаться в осевом направлении и о устанавливаться в оптимальном положении.

Назначение упруги < элементов ll заключается в создании усилия прижатия шайбы 9 к сателлиту 4, в не45 обходимом смещении центральных колес 5 и 6, а также в обеспечении возможности сброса избыточного давления масла.

Использование предлагаемой плаso нетарной передачи позволяет создавать тяжелонагруженную, долговечную планетарную передачу, работающую при повышенных скоростях и температурах.

Планетарная зубчатая передача, содержащая водило, центральные коле. 5 848630 6 са, взаимодействующие с ними сател- мелщу зубьями, образующиеся при взалиты, — установленные на осях в води- имодействии сателлитов с центральныле торцовые шайбы, маслораспреде- ми колесами, другая торцовая шайба лители, сообщающиеся с ними каналы, подпружинена по направлению к cavan.! отличающаясятем, что, литу а центральные колеса установлес целью повышения технологичности ны с возможностью осевого перемещен нагрузочной способности планетар- ния. ной передачи, маслораспределители Источники информации, установлены на осях сателлитов, од- принятые во внимание при экспертизе на из торцовых шайб жестко связана 1о 1. Авторское свидетельство СССР с сателлитом и в ней выполнены ка- Ф 649910, кл. F 16 H 1/08, 1977. налы, сообщающиеся с маслораспреде- . 2. Патент ГДР Â 100525, лителем, подающие смазку в зазоры кл . F Н 57/04, 1973 (прототип).

848830

Составитель Г.Кузнецова

Техред 3, Фанта

Корректор А. Гриценко

Редактор И.Николайчук

Подписное

Филиал IHIII ."Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6051/44 Тираж 1006

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Планетарная зубчатая передача Планетарная зубчатая передача Планетарная зубчатая передача Планетарная зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к конструктивным особенностям, относящимся к охлаждению редукторов вертолета

Отдушина // 2112174

Картер // 2115854
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для конструирования корпусных деталей редукторов, работающих в условиях перемещения в пространстве

Редуктор // 2124660

Изобретение относится к системам смазки, в частности к гибридной системе смазки с автономной откачкой масла для применения в агрегате трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению, в частности к закрытой быстроходной цепной передаче с роликовыми и зубчатыми цепями

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к устройствам системы смазки и гидроуправления трансмиссией

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания
Наверх