Электропневмоклапан
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗЬБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
>857614 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.09.79 (21) 2814483I25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл з
F 16 К 31/10
Гвсудерстееииый квмитет
СССР (53) УДК 621 646 (088.8) Ilo делам иэебретений и втерытий
Опубликовано 23,08.81. Бюллетень № 31
Дата опубликования описания 28.08.81 (72) Автор изобретения
Б. Д. Фатов (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПНЕВМОКЛАПАН
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может найти применение в системах подачи давления рабочей среды в исполнительные полости пневматических устройств.
Известен электропневмоклапан, в корпусе которого установлены подпружиненный запорный орган и управляющий клапан; соединенный каналом с полостью запорного органа (1).
Известен также электропневмоклапан с установленным в корпусе подпружиненным основным запорным органом, входная и управляющая полости которого соединены каналами с рабочими полостями двух электромагнитных сервоклапанов (2).
Недостатком известного клапана является низкая надежность работы в случае отказа в системе электропитания. Например, при обрыве. или коротком замыкании в цепи электромагнита клапан не откроется и не выполнит своей основной функциональной задачи.
Цель изобретения — повышение надежности работы электропневмоклапана.
Поставленная цель достигается тем, что в каналах, соединяющих рабочую полость сервоклапанов с управляющей полостью основного запорного органа установлены нагруженные пружиной обратные клапаны, между затворами которых размещен шток, а расстояние между их седлами меньше дли5
На чертеже схематично показан предлагаемый электропневмоклапан, общий вид.
В корпусе 1, содержащем входной и выходной штуцеры, расположен основной запорный орган 2, который с помощью npy>g жины 3 прижат к седлу, разобщая входную
А и выходную В полости. Входная полость А сообщается с управляющей полостью D двумя параллельными каналами, каждый из которых состоит из последовательно сообшенных между собой каналов Е, F,R (пер1 вый канал) и G, К, R (второй канал).
Во внутренней расточке корпуса, соединяющей отверстия F, К и R, расположено блокирующее устройство, вйполненное из двух обратных клапанов 4 и 5, шариковые запорные элементы которых подпружинены пружинами 6 и 7 к торцам соосно расположенного с ними подвижного штока 8, разделяющего шариковые затворы на расстояние, превышающее расстояние между их сед857614 лами. Для Y ïpàâëåния подачей рабочей среды в управляющую полость D и сбросом ее из данной полости в окружак>щую.среду служат два ублир ющих друг друга сервоклапана 9 и и10. каж IhIA из ко>орых приВодится в действие электромагнитными пр".âàëàìè l i и 12. каналам G К поступает в pàáoHèå полости обратных клапанов 4 и 5 и далее через продольные прорези в iliToKH 8 H OTBepcTHe R в управляющук> полость D, в результате чего,, основной запорный орган 2 помимо усилия от пружины 3 прижимается к седлу и перепыдО м да Иле ни я электропнеВмокла Г1ян закрыт.
Для открытия электропневмоклапана подается ток на клеммы электромагнитных приводов 11 и 12, и сервоклапаны 9 и 10 перемешаются до упора своими уплотнительными торцами в седла, перекрывая отверстия
Е, С> и одновременно открывая отверстия 1, М, в результате чего рабочая среда из управляющей полости 0 сбрасывается в окружак>щую среду. Под действием образующегося при этом перепада давления между полостями Л и D основной запорный орган 2 отходит от седла корпуса, открывая доступ сжатого газа от входа Л электропневмоклапана к его выходу В. Электропневмоклапан находится в открытом положении. При снятии напряжения с электромагнитных приводов 11 и 12, сервоклапаны 9 и 10 под действием пружин и давления газа перемещаются в исходное положение, перекрывая дренажные отверстия 1 и М и открывая каналы Е и G. Сжатый газ из входной полости A uo каналам Е, F, G, К и R заполняет управляющую полость D и основной затвор 2, под действием пружины 3 садится на седло корпуса, разобшая полости А и В. Если в силу какого-либо случайного отказа в одной из цепей электропитания клапана, например обрыва проводника, коротком замыкании и т. д напряжение будет подведено только к одному электромагнитному приводу, то надежное открытие электропневмоклапана будет обеспечиваться при помощи блокирующего устройства, выполненного в виде двух обратных клапанов 4 и 5 и размещенного между ними подвижного штока 8. зо
З5
4О
Дренаж из полостей сервоклапанов 9 и
10 осуществляется через каналы 1 и М
Электропневмоклапан работает следуюгцим образом.
Б исходном положении электромагнитI l и 12 обесто:Ioïû) основной запорный орган 2 под действием пружины 3 прижат своим уплотнительным торцом K седлу корпуса, разобщая полости входа Л и выхода В. Подпружиненные сервоклапаны
9 и 10 перекрывают дренажные каналы 1 и М, а ог>ратные клапаны 4 и 5 о-,жаты от своих седел. Сжатая раоочая среда из входной полости Л по каналам Е„ Е и соответственно
При подаче напряжения только на электромагнитный привод 11 сервоклапан 9 перекроет канал Е и откроет дренажный канал
L, а сервоклапан 12 останется в исходном положении. в результате чего каналы G и К останутся сообщенными между собой, а дренажный канал М будет перекрыт. Сжатый газ из полости D будет сбрасываться в окружающую среду по каналу R, прорезям штока 8, рабочей полости обратного клапана 4, далее по каналам F и 1. Под действием возникающего при этом перепада давления между рабочей полостью обратного клапана
5, сообщенной с входной полостью А и управляющей полостью D, сообщенной с окружающей средой, обратный клапан 16 сядет на свое седло, исключая заполнение полости D сжатым газом по каналам G и К, а обратный клапан 15 подвижным штоком 8 будет отжат от своего седла. В результате основной затвор 2 под действием перепада давления между полостями А и D перемещается вправо, открывая проход сжатого газа из полости Л в полость В. Электропневмоклапан открыт.
При снятии напряжения с электромагнитного привода 11 сервоклапан 9 возвращается в исходное голожение, перекрывая дренажное отверстие 1 и открывая доступ сжатому газу со стороны входной полости А в управляющую полость D через отверстия
F u R. По мере заполнения полости D сжатым газом основной затвор 2 под действием пру>кипы 3 садится на седло корпуса, разобщая входную Л и выходную В полости.
Аналогичным образом работает электропневмоклапан при подаче напряжения на электромагнитный привод 12 при обесточенном электроприводе 11.
Установка блокирующего устройства, выполненного в виде двух последовательно расположенных обратных клапанов, между которыми размещен подвижный шток, длина которого превышает расстояние между седлами обратных клапанов, позволяет существенно повысить надежность работы клапана в целом.
Формула изобретения
Электропневмоклапан, с установленным в корпусе подпружиненным основным запорным органом, входная и управляющая полости которого соединены каналами с рабочими полостями двух электромагнитных сервоклапанов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, в каналах, соединяющих рабочую полость сервоклапанов с управляющей полостью основного запорного органа, установлены нагруженные пружиной обратные клапаны, между затворами которых размещен шток, а рас857614
Выход
Составитель В. Королев
Редактор H. Кончицкая Техред А. Бойкас Корректор В. Синицкая
Заказ 7206/61 Т яра ж 1006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий
I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 стояние между их седлами меньше длины штока.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Мо 465514, кл. F 16 К 31/10, 1975.
2. Авторское свидетельство СССР № 542057, кл. F 16 К 31 42, 1977. а