Фрикционная муфта

 

ОП ИСАЙИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Сомз Соввтскнк

Социалистических

Республик

<1>868173

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (22) Заявлено 201078 (21) 2677602/25-27 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет

Опубликовано 30.09.81. Бюллетень ¹ 36 (51)М. Кл.з

F .16 0 13/75

Государствеииый комитет

СССР по делам изо0ретеиий и открытий (53) УДК 621. 825. 54 (088 ° 8) Дата опубликования описания 300981 (72) Авторы изобретения

1

Научно-исследовательский, конструкторско-технологйческий"институт тракторных и комбайновых двигателей (71) Заявитель (54) ФРИКЦИОННУтЯ МУФТ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через пакет фрикционных дисков Ю . Недостатком ее является сложность конструкции. известна фрикционная муфта, сойеР" 10 жащая концентрично расположенные наружную и внутреннюю полумуфты и смонтированные на них фрикционные диски (2$ .

Недостатком ее является повышенная вибрация, что снижает надежность 1з привода в целом.

Цель изобретения — повышение надежности путем уменьшения вибрацни.

Поставленная цель достигается тем чтс муфта снабжена угорами, располо- 20 женными равномерно по окружности против каждого диска наружной полумуфты.

На фиг.1 изображена фрикциоиная муфта, реэрез; на фиг.2 — разрез

A-А на фиг.1; на фиг.3 — вариант вы- полнения упоров на внутренней nosepxности наружной полумуфты, на фиг.4 вариант выполнения упоров на наружной поверхности ведущих дисков. 30

Муфта содержит наружную полумуф- ту в виде кожуха 1, жестко соединенного с маховиком 2, и смонтированные на ней диски нажимной 3 и промежуточный 4. Диски 5 с фрикционными накладками 6, система отжимных рычагов 7, нажимные пружины 8, отводка 9 смонтированы на внутренней полумуфте — валу трансмиссии 10.

Упоры 11 расположены вокруг дисков 3 и 4. Ведущие диски 3 и 4 с кожухом 1 соединяются посредством сопряжений паэ 12 — выступ 13.

На внутренней поверхности кожуха

1 напротив ведущих дисков нажимного

3 и промежуточного 4 закреплено по три равнорасположенных по окружности упора 11 с зазором а относительчо дисков 3 и 4. В другом варианте конструктивного исполнения (фиг.3) упоры 11 закреплены на внутренних поверхностях маховика 2 относительно наружных поверхностей нажимного 3 и промежуточного 4 дисков. Упоры 11 могут быть расположены на наружной поверхности нажимного 3 и промежуточного 4 дисков.

При включенной муфте сцепления крутящий момент двигателя от маховика

868173

2 передается на кожух 1 и далее на ведущие диски 3 и 4. За счет сил трения, создаваемых уснлием нажимных пружин 8, крутящий момент передается на ведомые диски 5 и затем на. вал тран"миссии 10. При включении муфты сцепления ведомые диски 5 пробуксовывают относительно ведущих дисков 3 и 4. В результате трения торцовых поверхностей ведущих дисков 3 и 4 о фрикционные накладки

6 ведомых дисков 5 нажимной диск 3 ,и промежуточный диск 4 нагреваются и происходит расширение дисков.Следст-, вием этого является уменьшение зазора а между упорами 11 и наружными поверхностями ведущих дисков 3 и 4 или уменьшение зазора а между упорами 11 и внутренней поверхностью кожуха

1. Чтобы исключить заклинивание ведущих дисков, величины зазоров а устанавливают равными тепловым.

Наружная поверхность упора 11 имеет форму либо шара, либо цилиндра, благодаря чему контакт между ведущими дисками к упорам осушествляется соответственно либо.в точке, либо по линии. Делается это с той целью, чтобы уменьшить силы трения в местах контактов с упорами. Число упоров должно врыть не менее трех, равнора"положенных по окружности для обеспечения центровки..

При выключении муфты сцепления перемещается отводка 9, воздействуя на систему отжимных рычагов 7, которые

râÿçàHí с наживным диском 8 и кожухом 1. Рычаги 7 оттягивают нажимной диск 3, преодолевая усилие нажимных пружин 8, а также диск 4 (не показано) от ведомых дисков 5. В результате между ведущими 3 и 4 и ведомыми дисками 5 образуе=ся зазор и крутящий момент двигателя от маховика 2 не передается на вал трансмиссии 10 °

Наличие упоров 11 существенно ограничивает смещение ведущих дисков ci оси вращения при операциях включения-выключения муфты как в начале, эксплуатации машины, так и в процессе ее эксплуатации, когда за счет износов существенно возрастает начальный зазор в сопряжениях кожуха.или маховика с ведущими дисками, т,е. благодаря этом„ достигается постоянство величины дисбаланса муфты сцепления в течение срока ее службы.

Предлагаемое устройство позволяет снизить дисбаланс муфты сцепления, передающей крутящий момент ой двигателя на трансмиссию машины, в реэуль15 тате чего снижаются вибрации двигателя и машины, уменьшается число поломок, повышается надежность и долговечность машины в целом, улучшаютСя условия труда обслуживающего персоЩ нала.

Формула изобретения

Фрикционная муфта, содержащая концентрично расположенные .наружную и внутреннюю полумуфты и смонтированные на них фрикционные диски, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения вибрации, она снабжена упорами, равномерно расположенными по окружности проткв каждого диска наружной полуму фты .

35 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 570737, кл. F 16 Э 13/00, 1976

2. Кожевников С.Н., Есиленко Я.И., 4О Рыскин Я.N. Механизмы. М ., "Машиностроение", 1976, с.403, рис.6-52 (прототип), 868173

Составитель И.Яцунов

Редактор М.Ткач Техред Ж,Кастелевич корректор C . Ï Îìèê

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðoä, ул,Проектная, 4

Заказ 8279/42 Тираж 1009. Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к фрикционным муфтам, в частности, для автомобилей

Изобретение относится к механизму фрикционного сцепления, расположенного между двигателем и коробкой передач

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам управления муфтами, тормозами

Изобретение относится к фрикционным сцеплениям, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсатором износа фрикционных накладок

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсаторами износа, и предназначено преимущественно для использования в цепи привода большегрузных автомобилей
Наверх