Устройство для регулирования тяговых двигателей независимого возбуждения транспортных средств

 

оад® д

И. П. Бородулин; И. П. Аникиев, ° Г.A. ПупыйИ Н ф,4

В.A. Щербаков, В.В. Бардышов и В.А. Лигус д тр»,;„

kkg " ЕК4

Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного

Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта г г (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Изобретение относится к машиностроению, в частности транспортному машиностроению, и может быть использовано на транспортных средствах с тяговыми двигателями независимого возбуждения.

Известно устройство для регулирования тяговых двигателей независимого возбуждения транспортных средств, преимущественно тепловозов, содержащее включенные в цепь якорей тяговых двигателей трансформаторы постоянного тока, соединенные с входами выпря". мителей, выходы которых соединены че- 15 рез балластные резисторы с соответствующими входами блока выделения наибольшего сигнала, при этом обмотки независимого возбуждения тяговых двигателей соединены с источником пе- 20 ременного напряжения через тиристорные регуляторы с блоком управления, выполненным с обмотками управления, и задатчиком тока якоря (1).

Известное устройство обеспечивает 25 регулирование тяговых двигателей независимого возбуждения в заданном диапазоне изменения скорости движения транспортного средства. Однако в схе ме укаэанного устройства использует- )Q ся контактное электромагнитное реле, что снижает е го н адежност ь .

Цель изобретения — повьыение надежности устройства для регулирования тяговых двигателей независимого возбуждения.

Цель достигается тем, что блок управления снабжен транзистором, резистором, переменным резистором, разделительным диодом, стабилитроном и источником стабилизированного напряжения, к которому подключены одни иэ обмоток управления, другие из которых соединены между выходом блока выделения наибольшего сигнала и точкой соединения .выпрямителей с соответствующими балластными резисторами, а третьи обмотки управления, соединенные последовательно, подключены одними выводами к эмиттеру транзистора, коллектор которого соединен с вы ходом блока выделения наибольшего сигнала, а другим — через переменный резистор и диод к выходу эадатчика тока якоря, причем база транзистора соединена с средним выводом переменного резистора через стабилитрон, а между точкой соединения переменного резистора и разделительного диода и

872332 точкой соединения балластных резисторов включен резистор.

На чертеже показана схема устройства (условно для двухтяговых двигателей,).

К тяговому генератору 1 подключены яйори 2 и Зтяговых двигателей с обмотками 4 и 5 возбуждения. B цепи якорей 2 и 3 двигателей включены тран-,сформаторы 6 и 7 постоянного тока, соединенные через выпрямители 8 и 9 с балластными резисторами 10 и 11. Обмотки 4 и 5 возбуждения через тиристорные регуляторы 12 и 13 подключены к источнику переменного тока 14.

K балластным резисторам 10 и 11 подключен блок управления, содержащий обмотки 15-20 управления тиристорными регуляторами, Обмотки 15 и 16 сое.динены с транзистором 21. Между коллектором транзистора 21 и балластными резисторами 10 и 11 включен блок jQ выделения наибольшего сигнала с диодами 22 и 23, анод каждого иэ которых соединен с соответствующим балластным резистором, а катоды связаны между собой. К эмиттеру транэис- 25 тора 21 подключены одними выводами обмотки 15 и 16 управления, соединенные последовательно. Вторые выводы обмоток 15 и 16 управления через пере менный резистор 24 и диод 25 связаны с задатчиком тока якоря 26, выполненным в виде переменного резистора, к которому подведено напряжение, пропорциональное, например, частоте вращения коленчатого вала дизеля. Общая точка переменного резистора 24 и 35 диода 25 соединена через резистор 27 с общей точкой соединения эадатчика тока якоря 26 и балластных резисторов

10 и 11. Каждая иэ обмоток 17 и 18 управления подключена параллельно дио- 40 дам 22 и 23 соответственно, а обмотки 19 и 20 управления соединены последовательно и подключены к источнику стабилизированного напряжения 28.

База транзистора 21 соединена с средним выводом переменного резистора

24 через стабилитрон 29 и параллельно эмиттер-базовому переходу транзистора 21 включен резистор 30 и ис- О точник напряжения 31.

Устройство работает следующим образом.

Под действием напряжения тягового ..енератора 1 по якорям 2 и 3 тяговых двигателей протекают токи, которые э5 лзмеряются трансформаторами 6 и 7 постоянного тока. Токи рабочих обмоток трансформаторов выпрямляются выпрями телями 8 и 9 и протекают по балластным резисторам 10 и 11. Таким образом, на щ балластных резисторах 10 и 11 выделя- ются напряжения, пропорциональные токам якорей 2 и 3 двигателей, которые сравниваются между собой с помощью диодов 22 и 23 блока выделения наибольшего сигнала, и напряжение в точке А пропорционально наибольшему из токов якорей двигателей. Это напря. жение через транзистор 21 прикладывается к обмоткам 15 и 16 управления.

Если ток якоря имеет такую величину, что напряжение точки меньше напряжения, снимаемого с эадачика 26 тока якоря, к которому подведено напряжение, пропорциональное частоте вращения коленчатого вала дизеля, то диод 25 заперт и ток, протекающий по обмоткам 15 и 16 управления, протекает только по резистору 27. Обмотки 15, и 16 управления включены так, что увеличение тока, протекающего по ним, вызывает увеличение, напряжения на выходах тиристорных регуляторов 12 и

13, а следовательно и тока обмоток возбуждения двигателей.

При определенном значении тока якоря и соответственно, напряжения в точке Д диод 25 открывается и ток, протекающий по обмоткам 15 и 16 управления, теперь протекает, по резистору 27 и по задатчику 26 тока якоря. Так как сопротивление задатчика

26 намного меньше сопротивления резистора 27, то небольшое увеличение тока якоря вызывает значительное увеличение тока, протекающего по обмоткам 15 и 16 управления, и, соответственно, тока возбуждения.

Когда ток обмоток 15 и 16 управления достигает определенного значения,пробивается стабилитрон 29 и при дальнейшем увеличении напряжения точки А начинает увеличиваться сопротивление эмиттер-коллекторного пере— хода транзистора 21. В результате ток обмоток 15 и 16 управления поддерживается на примерно постоянном уровне, эа счет чего ограничивается максимальное значение тока возбуждения, Для выравнивания нагрузок между тяговыми двигателями используются об мотки 17 и 18 управления, включенные так, что увеличение тока, протекающего по ним, вызывает уменьшение напряжения на выходе тиристорных регуляторов 12 и 13. Указанные обмотки подключены параллельно диодам 22 и 23 соответственно, так как к диодам 22 и 23 приложены напряжения, пропорциональные разности между током якоря данного двигателя и двигателя, имеющего наибольший ток якоря, то обеспечивается выравнивание нагрузок между двигателями с точностью, определяемой коэффициентом усиления блока управления.

Обмотки 19 и 20 управления предназначены для выбора начальной рабочей точки тиристорных регуляторов 12 и 13.

Так как в устройстве не используются контактные элементы, то это повыаает его надежность и уменьшает расхо.872332

Формула изобретения ды на эксплуатацию и ремонт транспорт. ного средства.

Устройство для регулирования тяго5 вых двигателей независимого возбужде1 ния транспортных. средств, преимущественно тепловозов, содержащее включенные в цепь якорей тяговых двигателей трансформаторы постоянного тока, соединенные с входами выпрямителей, выходы которых соединены через балластные резисторы с соответствующими входами блока выделения наибольшего сигнала, при этом обмотки независимого возбуждения тяговых двигателей соединены с источником переменного напряжения через тиристорные регуляторы с блоком управления, выпояненным с обмотками управления, и за- 20 датчиком тока якоря, о т л и ч а ю щ е е с. я тем, что, с целью.повыаения надежности, блок управления снабжен транзистором, резистором, переменным резистором, разделительным диодом,25 стабилитроном и источником стабилизированного напряжения, к которому подключены одни из обмоток управления, другие из которых соединены между выходом блока выделения наибольшего сигнала и точкой соединения выпрямителей с соответствующими балластными резисторами, а третьи обмотки управления, соединенные последовательно, подключены одними выводами к эмиттеру транзистора, коллектор которого соединен с выходом блока выделения наибольшего сигнала, а другим — через переменный резистор и диод к выходу задатчика тока якоря, причем база транзистора соединена с средним выводом переменного резистора через стабилитрон, а между точкой соединения переменного резистора и разделительного диода и точкой соединения балластных резисторов включен резистор.

Источники информации. принятые во внимание при экспертизе

1. Доклады научно-технической конференции по итогам научно-исследовательских работ за 1968-1969 r. Секция электрофикации и автоматизации. Подсекция электрического транспорта. М., МЭИ, 1969, с. 46-53.

ВНИИПИ Заказ 8911/30

Тираж 735 Подписное

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная,4

Устройство для регулирования тяговых двигателей независимого возбуждения транспортных средств Устройство для регулирования тяговых двигателей независимого возбуждения транспортных средств Устройство для регулирования тяговых двигателей независимого возбуждения транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для модернизации отечественных тепловозов серий ТЭМ 2, ЧМЭЗ и др

Изобретение относится к устройству электропривода рельсового транспорта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электрической передачи тепловоза в режиме торможения

Изобретение относится к области тягового электропривода и может быть применено на электротранспортных средствах с двигателями постоянного тока, питаемых от генератора переменного тока

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрооборудованию транспортных средств, а именно, к силовым полупроводниковым преобразователям для тепловоза с питанием трехфазным переменным током от синхронного дизель-генератора с системой вертикального воздушного охлаждения

Изобретение относится к способу регулирования электрической передачи тепловозов в режиме электрического торможения

Изобретение относится к области тягового электропривода и может быть применено на электротранспортных средствах с двигателями постоянного тока, питаемых от генератора переменного тока

Изобретение относится к области тягового электропривода и может быть применено на электротранспортных средствах с двигателями постоянного тока, питаемыми через управляемые выпрямители от генератора переменного тока
Наверх