Устройство регулирования возбуждения тягового генератора транспортного средства

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик () 874405

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.07.79 (21) 2794348/24-11 (51) М. Кл.

В 60 L 11/06 с присоединением заявки №вЂ”

Государстеенный комитет (23) Приоритет—

Опубликовано 23.10.81. Бюллетень №39

Дата опубликования описания 28.10.81 но делам изобретений и открытий (53) УДК 629.424.. 1 (088.8) (72) Авторы изобретения

Э. П. Катилас и М. П; Хопава

Белорусский ордена Трудового -Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам возбуждения тягового генератора автономного транспортного средства.

Известно устройство регулирования возбуждения тягового генератора транспортного средства, содержащее блок формирования сигнала обратной связи генератора, вход которого соединен с датчиком тока, установленным в силовой цепи генератора, а выход через усилитель и возбудитель— с обмоткой возбуждения генератора (1) .

Недостатком устройства является его сложность, так как блок, формирования сигнала обратной связи генератора состоит из нескольких узлов сравнения, множительНого блока и стабилизированного источника питания.

Цель изобретения — упрощение устройства.

Указанная цель достигается тем, что блок формирования сигнала обратной связн выполнен в виде генератора переменной частоты, а усилитель — в виде ждущего мультивибратора и силового ключа, а также тем, что генератор переменной частоты содержит

2 три соединенных по кольцевой схеме элемента НЕ, один из которых шунтирован двумя последовательно соединенными конденсаторами, общая точка соединения которых подключена через резистор к коллектору транзистора, включенного по схеме с общей базой, при этом база соединена через делитель с источником питания, а эмиттер через другой делитель — с датчиком тока.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства регулирования возбуждения тягового генератора; на фиг. 2 — то же, принципиальная схема; на фиг. 3 — зависимость частоты генератора переменной частбты от величины входного сигнала; на фиг. 4— внешняя характеристика тягового генератора.

Устройство для регулирования возбуждения тягового генератора 1, приводимого во вращение тепловым двигателем 2, состоит из генератора 3 переменной частоты, выход которого через ждущий мультивибратор 4 соединен с силовым ключом 5. СиЗ1 ловой ключ 5 включен в цепь источника 6 питания обмотки 7 возбуждения возбудителя 8, который так же приводится во вращение тепловым двигателем 2. Вход генера874405

10

Формула изобретения

55 з тора 3 переменной частоты соединен с датчиком 9 тока. Тяговый генератор 1 питает через выпрямитель 10 тяговый двигатель

11 постоянного тока независимого возбуждения, возбуждение которого осуществляется блоком 12.

Генератор переменной частоты содержит три соединенных по кольцевой схеме элемента 13, 14 и 15 НЕ. Выход одного из элементов НЕ, например, элемента 15 НЕ является выходом генератора. Один из элементов НЕ, например элемент 14, шунтирован двумя конденсаторами 16 и 17. Их общая точка соединена через резистор 18 с коллектором транзистора 19, включенного по схеме с общей базой. Эмиттер транзистора 19 соединен с резистивным делителем 20, вход которого предназначен для соединения с датчиком тока. База транзистора

19 соединена с другим резистивным делителем 21 напряжения, вход которого соединяется с источником питания (не показан).

Устройство работает следующим образом.

Регулятор возбуждения генератора работает по число-импульсному принципу, т. е. при изменении регулирующего воздействия изменяется число импульсов тока, протекающих через обмотку возбуждения в единицу времени.

При изменении момента нагрузки на валу тягового двигателя 11 изменяется ток нагрузки генератора 1, изменяется выходной сигнал датчика 9 тока генератора 3, измеряется частота управляемого напряжением генератора 3, изменяется число импульсов постоянной амплитуды и длительности, вырабатываемых ждущим мультивибратором 4, изменяется ток возбуждения в обмотке 7 возбуждения, так как изменяется частота замыканий силового ключа 5. Изменение частоты управляемого . напряжением генератора переменной частоты происходит в функции тока по закону, приведенному на фиг. 3.

Изменение выходного напряжения генератора в функции тока происходит по закону гиперболы, т. е. обеспечивается постоянство мощности синхронного тягового генератора 1 и теплового двигателя 2, или произведение напряжения генератора на

его ток равняется постоянной величине. Например, тяговый генератор работает в устойчивом режиме, соответствующем точке А (фиг. 3 и 4). На выходе управляемого напряжением генератора 3 переменной частоты вырабатываются импульс частотой f„, через обмотку возбуждения 7 протекает ток, обеспечивающий на выходе генератора 1 напряжение 11д (фиг. 4).

Ток нагрузки тягового генератора увеличился до значения 3 . На выходе управляемого напряжением генератора переменной частоты устанавливается частота и через обмотку 7 возбуждения протекает

Зо

40 меньший ток, обеспечивающий на выходе генератора 1 напряжение Uz . Мощность синхронного тягового генератора 1 остается неизменной. Ток нагрузки тягового генератора уменьшился от значения Э„до значения 3, . На выходе управляемого напряжением генератора 3 переменной частоты вырабатываются импульсы частотой f< частота замыканий силового ключа 5 увеличивается, ток возбуждения синхронного генератора 1 увеличивается и на его выходе устанавливается напряжение U . Мощность синхронного тягового генератора остается неизменной.

Таким образом, напряжение синхронного тяговсго генератора изменяется по гиперболическому закону в функции тока нагрузки. Управляемый напряжением генератор переменной частоты (фиг. 2) работает в автоколебательном режиме. При изменении положительного потенциала на входе делителя 20 происходит изменение сопротивления коллектор-эмиттер транзистора 19, так как потенциал его базы задан резистивным делителем 21 и напряжением на его входе. Изменение сопротивления коллекторэмиттер транзистора 19 приводит к изменению частоты генерации управляемого напряжением генератора переменной частоты.

Получение требуемой функциональной зависимости выходной частоты осуществляется подбором соотношения конденсаторов 16 и 17. Верхний уровень частоты ограничивают подбором резистора 18.

Использование предлагаемого устройства для возбуждения тягового генератора транспортного средства по сравнению с существующими имеет преимущества, заключающиеся в простоте наладки и изготовления, меньшей стоимости, уменьшении габаритов и потребляемой мощности и использовании при производстве элементов серийно выпускаемых . промышленностью.

Экономический эффект ожидается в сумме 1121 руб. в год на одно устройство.

1. Устройство регулирования возбуждения тягового генератора транспортного средства, содержащее блок формирования сигнала обратной связи генератора, вход которого соединен с датчиком тока, установленным в силовой цепи генератора, а выход через усилитель и возбудитель — с обмоткой возбуждения генератора, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства, блок формирования сигнала обратной связи выполнен в виде генератора переменной частоты, а усилитель — в виде ждущего мультивибратора и силового ключа.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что генератор переменной частоты со874405 держит три соединенных по кольцевой схеме элемента НЕ, один из которых шунтирован двумя последовательно соединенными конденсаторами, общая точка соединения которых подключена через резистор к коллектору транзистора, включенного по схеме с общей базой, при этом база соединена через делитель с источником питания, а эмнттер через другой делитель — с датчика тока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 335132, кл. В 60 L 11/04, 1970.

Ус

Ь

Ув

//exÄ a Ä Ä>Sxx

Фиг.З

Ис 4

Мд

Составитель Н. Лысяков

Редактор Н. Рогулич Техред А. Бойкас Корректор Г. Назарова

Заказ 9152/26 Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство регулирования возбуждения тягового генератора транспортного средства Устройство регулирования возбуждения тягового генератора транспортного средства Устройство регулирования возбуждения тягового генератора транспортного средства Устройство регулирования возбуждения тягового генератора транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для модернизации отечественных тепловозов серий ТЭМ 2, ЧМЭЗ и др

Изобретение относится к устройству электропривода рельсового транспорта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электрической передачи тепловоза в режиме торможения

Изобретение относится к области тягового электропривода и может быть применено на электротранспортных средствах с двигателями постоянного тока, питаемых от генератора переменного тока

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрооборудованию транспортных средств, а именно, к силовым полупроводниковым преобразователям для тепловоза с питанием трехфазным переменным током от синхронного дизель-генератора с системой вертикального воздушного охлаждения

Изобретение относится к способу регулирования электрической передачи тепловозов в режиме электрического торможения

Изобретение относится к области тягового электропривода и может быть применено на электротранспортных средствах с двигателями постоянного тока, питаемых от генератора переменного тока

Изобретение относится к области тягового электропривода и может быть применено на электротранспортных средствах с двигателями постоянного тока, питаемыми через управляемые выпрямители от генератора переменного тока
Наверх