Подшипниковый узел

 

Соеэ Советских

Социалистических республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 31Р579 (21) 2772703/25-27 (51)М. Нл.

F 16 С 33/66 с присоединением заявки М(23) Приоритет

Государственный комитет

СССР ио аман изобретений н открытий

Опубликовано 23,10.81; Бюллетень NP 39

Дата опубликования описания 2310.81 (53) УДК 62-723

:621.822 (088. 8) (72) Авторы изобретения

В.A. Лизогуб, A.Ï. Кушнир, A.A. Бабак и A

Ордена Трудового Красного Знамени зксперим научно-исспедовательский институт металло и Всесоюзный заочный машиностроительный кн (71) Заявители

x_#_ Ж* .„ 47," (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах, например шпин-. дельных бабках металлорежущих станков.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является подшипниковый узел, содержащий смон- . тированные в корпусе к на валу подшипники, систему смазки, состоящую иэ насоса, диск которого расположен в лабнринтном уплотнении, и каналов подвода смазки к подшипникам и отвода ее иэ сливной полости f13, Недостатком известного узла является повышенное тепловыделение

as-за .механического трения между пластинами диска и корпусом, что, в конечном счете, снижает долговечность работы узла.

Цель изобретения - повышение долговечности работы узла.

Поставленная цель достигается тем, что подшипниковый узел, содержащий смонтированные в корпусе и на валу подшипники, систему смазки, состоящую иэ насоса, диск которого расположен в лабиринтном уплотнении, и каналов подвода смазки к подшипникам и отвода ее из сливной полостк, снабжен эонткчным диском, закрепленным на валу с зазором относительно

-выходного отверстия канала отвода смазки, причем на каждом торце диска насоса выполнены равномерно расположенные по окружности пазы.

На чертеже изображен подшипниковый узел, разрез.

В корпусе 1 установлен подшипник

2 и .крышка 3. Для подвода смазки к подшипнику 2 в корпусе 1 выполнен наклонный канал 4 и расточка, в которой установлен фильтр 5, .закрепленный кольцом б. Внутреннее кольцо

15 подшипника 2 жестко установлено на .валу 7. На нижнем конце вала 7 закреплен вращающийся стакан 8 лабиринтно-дискового уплотнения. На наружной поверхности стакана 8 установ20 лены диски 9. На каждом торце диска

9 выполнены равномерно расположенные по окружности импелерные пазы. Напротив. наружной цилиндрической поверхности диска 9 в невращающемся стакане 10 уплотнения выполнены каналы ll связанные через кольцевую проточку на наружной поверхности стакана 10 с выполненным в крышке 3 и в корпусе 1 каналом 12 отвода

30 смазки. На валу 7 неподвижно уста875123 новлен с небольшим зазором относительно выходного отверстия канала отвода эонтичный диск 13. Со стороны бобышки корпуса 1 на торце диска 13 выполнено углубление.

Стакан 10 лабиринтно-дискового уп,лотнения, вместе с жестко установ ленными в нем дисками 14, установленный по плавающей посадке в расточке крышки 3 и зафиксированный от проворота винтом 15 и упругим резиновым элементом 16, своим внутренним торцОм и буртом крышки 3 образует слйвную полость 17. Весь комплект деталей закреплен на валу 7 специальной гайкой 18.

В целях создания замкнутой цир- 15 куляции смазки канал 12 отвода может быть соединен с каналом подвода смазки 4 или 19.При этом выходное отверстие канала 12 заглушается со стороны зонтичного диска. Во внут- Щ реннем круге циркуляции можно также установить встроенный в корпус 1 или выносной фильтр для очистки смазки, а также систему охлаждения смазки.

Подшипниковый узел работает следующим образом.

При Вращении вала 7 масло от централизованной системы смазки,пройдя фильтр 5 поступает через канал подвода смазки 4 в подшипник 2 под действием скоростного напора струи масла. Количество масла, поступающего в подшипник 2, регулируется сопротивлением фильтра 5 или изменением расхода подаваемой на фильтр 5 струи масла. Струйная подача масла повышает работоспособность фильтра по сравнению со схемой последовательной установки фильтра в канале. При струйной подаче масла часть смазки 40 проходит через фильтр 5 и канал 4 к подшипнику 2.

Другая часть смазки, охлаждая подшипниковый узел снаружи, стекает в нижнюю часть корпуса 1> При этом напором струи масла из фильтра 5 вымываются твердые частицы, которые могли попасть.на фильтр 5 вместе со смазкой.

Пройдя подшипник 2, масло скап- ® ливается в сливной полости 17, откуда поступает под действием центробежных сил развиваемым вращающимся диском 9 в каналы 11, а затем — в кольцевую проточку стакана 10 и в канал 12, выполненный в крышке 3 и корпусе 1. Выходное отверстие канала

12 при вращении вала 7, взаимодействуя с прилегающим торцом диска 13, образует эжекторную щель, что способствует выходу масла из канала 12 во внешнюю полость.

Таким образом, масло, которое прошло через подшипник и содержащее продукты его износа, выводится иэ подшипникового узла во внешнюю полость, а новые порции масла могут попасть в подшипник 2 только пройдя фильтр 5 либо фильтр в канале 19.

При остановке вращейия вала 7 стакан

10 под действием своего веса и давления смазки смещается вниз до появления контакта между боковыми сторонами дисков 9 и 14. Это приведет к запиранию лабиринтного зазора, что будет препятствовать вытеканию масла иэ узла. Упругий резиновый элемент б

16 закрывает посадочную поверхность стакана 10 и крышки 3, препятствуя вытеканию масла.

Предлагаемая конструкция подшипникового узла, более долговечна по сравнению с известными, так как улучшена циркуляция масла в узле, поступающее в подшипники масло очищается специальным фильтром, а отработанное масло, минуя подшипники, попадает во внешнюю полость. формула изобретения

Подшипниковый узел, содержащий смонтированные в корпусе и на валу подшипники, систему смазки, состоящую из насоса, диск которого расположен в лабиринтном уплотнении, и каналов подвода смазки к подшипникам и отвода ее из сливной полости„ о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности, узел снабжен зонтичным диском, закрепленным на валу с зазором относительно выходного отверстия канала отвода смазки, причем на каждом торце диска насоса выполнены равномерно расположенные по окружности пазы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ Р 1040327,кл. 47 е 1, 1957.(прототип).

875123

10 Составитель В. Хохлов

Редактор В. Лазаренко Техред A.Ñàâêà Корректор Ю . Макаренко

Заказ 9295/61 г

Тираж 863 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР о делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-. 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент,, г. Укгород, ул. Проектная, 4

Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, работающим с твердой смазкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения сухого трения, предназначенным для работы на твердой смазке

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к устройствам подшипников, содержащим систему смазки, и может быть использовано в приборостроении

Изобретение относится к машиностроению, а именно к узлам с подшипниками качения с консистентной смазкой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях опор

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к способу и устройству для удаления регулируемо подаваемого к подшипнику скольжения смазочного средства
Наверх