Способ сооружения туннеля

 

Союз Советски к

Социалистичвскик

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. санд-ау (22)Заявлено 11.03.80 (2t) 2892906/22 03 с присоединением заявка йв (23) Приоритет

Опубликовано 23.11.81. Бюллетень М 43 (51)M. Кл.

Е 21 0 9/00

Ркудврстваеьй квинтет

СССР вв двлви взабретаввй к вткрыткй

Е 21 013/00 (53) УДК 624.

° 19(088,8) Дата опубликования описания 25. 11.8 1

@еребоякрва

В Ъ

11 я ., ° ° (72) Авторы изобретения. Г. П. Копышев, С. В. Шутиков, A. С. Ефимов и и уи,(71) Заявитель

Таджикское специализированное управление орден щщ-,,,,, М ° ь

Всесоюзного объединения по специальным работам Тятцзеспадстрой (54) СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТУННЕЛЯ

1 2

Изобретение относится к строитель- перемещает кошку с грейфером по поворотству, в частности к сооружению транспорт. ной продольной балке и разгружает грейкых и гидротехнических туннелей больш - +y; в скиповую тележку, а затем кошка с го сечения и может быть использовано грейфзром возвращается в исходное полодля горизонтальных или наклонных тунне- жение и погрузка продоакается. Для уборлей. ки породы в боках выработки поворотная

При строительстве туннели большого продольная балка перемещается вправо и сечения. сооружаются сплошным забоем, влево от оси агрегата при помощи ходос разделением на уступы, с предварнтеи,- ваго винта, вращаемого пневмодвигатеной проходкой направляющей выработки, . лем f13 . а также комбинированными способами. Недостаток известного способа эаклю

Известен способ проходки туннежй чается в том, что для увеличения взорагрегатом, который устанавливается аплот- ванной породы необходимо провести целый ную «о лбу забоя, грейфер, отводится i цикл демонтажных работ, что требует докрайнее заднее положение, бурильные ма» полнительных трудозатрат и снижает проМ шины, подводятся ко лбу забоя, после ч . иэвоаттельность труда. го забой обуривают, а затем заряжают. Известен способ, заключающийся в проПосле взрыва навешиваются подвесные ходке нижней выработки в оборудовании стуценчатые подмостки, агрегат подается траншеи с наклонными боковыми поверхнос в призабойную зону и со ступенчатых тями для спуска самотеком горной массы . 20 подмостков производится оборка кровли. в нщкнкяо выработку (23 .

Далее подмостки снимают и убирают взор- Недостатком известного способа являванную породу. Грейфер набирает породу, ется погрузка взорванной породы лишь поднимается. После этого пневмолебедка отптой погрузочной машиной и транспсС ттв59

4 которого производится бадьей 15, поднимаемой лебедкой 16.

Экскаватор 17 ведет погрузку взорванной породы при.разработке боковых берм.

Опалубка 18 для возведения стен пере:ставляется с блока на блок перестановщиком 19. Трапы 20 монтируются на анкерах и служат для прохода к буровой раме.

Способ предусматривает первоочерецную разработку грибовидной части сечения 1.

Далее бетонйруется свод 2, производят разработку боковых берм штроссы и подведение стен 4 под пяты свода. При разработке грибовидной части свода наклонные поверхности 5 боковых берм штросс выполнены под углом, большим угла естест венного откоса взорванной породы. Грибовидная часть сечения 1 разрабатывается буровзрывным способом с применением буровой рамы 6, перемещающейся по рельсам-направляющим 7, смонтированных на наклонных боковых поверхностях 5.

Взорванная порода поступает в нижнюю выработку 8 и грузится погрузочной машиной 9 в автосамосвал 10, После взрывания забоя вся порода по на лонным поверхностям 5 боковых берм 3 под соответственным весом скатывается в нижнюю выработку и для буровой рамы 6 открывается возможность беэпрепятственного подхода к забою сразу же после взрывания и проветривания для обуривания нового цикла. При этом исключаются работы по спуску породы с верхних полок бс ковых берм.

Для обеспечения подхода обслуживающего персонала к буровой раме и опалубке 13 предусмотрены монтируемые на анкерах трапы 20. Для увеличения фронта обуривания грибовидной части сечения 1 и интенсификации погрузки отбитой породы в работе единовременно находятся две погрузочные машины 9. С целью улучшения транспортного обеспечения и венти» ляции предварительно проходят нижнюю выработку 8, оба конца которой были связаны с выходом на поверхность, чтобы облегчить двухсторонний подход рабочих машин и средств транспорта к забою грибовидной части сечения.

Из нижней выработки 8 буровыми станками 11 производят обуривание вееров скважин, после взрывания которых в своде нижней штольни образуется траншея 2 трапецевидного сечения, боковые стенкр: которой представляют собой наклонные поверхности 5 боковых берм 3.

Таким образом, большая часть грибовицного сечения отбивается более экономичй834 ровка ее толька в одном направлениинавстречу грузотоку бетонной смеси и ма- териалов, что не исключает воэможность простоев и, следовательно, снижает темпы строительства и производительность труда

Кроме того, вся значительная площадь сечения обуривается в лоб забоя большим количеством шпуров. Для ускорения обуривания на буровой раме необходима уста- 10 новка большого количества буровых машин, что утяжеляет буровую раму делает

Я ее менее надежной. Это также сказывается на темпах сооружения туннеля.

Цель изобретения — повышение темпов 15 сооружения туннеля и производительности труда.

Эта цель достигается тем, что на боковых наклонных поверхностях укрерляют направляющие для перемещения бу-, 2О ровой рамы и опалубки для бетонирования свода, разрабатывают грибовидную часть туннеля буровой рамой и бетонируют свод туннеля, после чего разрабатывают берм штроссы и бетонируют стены.

На фиг. 1 показано сечение туннеля с указанием очередности его сооружения; на фиг. 2 — 4 изображено продольное сечение туннеля; на фиг. 5 - 7 вид туннеля в плане; на фиг. 8 - сечение А-А на фнг. 2 (бурение скважин при разра«« ботке траншеи в своде штольни); на фиг. 9 - сечение Б-Б на фиг, 2 (погрузка породы при разработке грибовидного сечения); на фиг. 10 - сечение В-В на фиг. 2 (обуривание присводной части тон35 неля буровой рамой); на фиг. 11 - сечение Г-Г HB фиг. 3 (бетонирование свода); на фиг. 12 - сечение Д-Д на фиг. 7 (бетонирование стен, погрузка породы

40 при разработке берм штроссы); на фиг. 13применение предлагаемого способа в наклонном туннеле.

Сооружаемый туннель включает грибовидную часть сечения 1, свод 2, бо ковые берм 3 штроссы, стены под пяты

45 свода 4. Боковые берм штроссы имеют наклонные поверхности 5. Буровая рама

6 установлена на рельсах-направляющих

7. Подход рабочих машин и средств транспорта осуществляется через нижнюю выработку 8. Погрузочная машина 9 грузит взорванную породу в автосамосвал 10.

Обуривание вееров скважин производят буровыми стенками 11. После взрыва скважин в своде нижней выработки обра- .55 эуется траншея 12 трапецевидного сечения. Для бетонирования свода используется опалубка 13, бетононасос 14, загрузка 883459 ными скважинными зарядами, оставшаяся присводная часть грибовидного сечения дорабатывается до размеров свода туннеля ме жошпуровым способом.

После этого буровая рама 6 и опалубка

13 для бетонирования свода перемещается . но репсам-направляющим 7, а бетононасос

14 монтируется под опалубкой 13 на высоте, достаточной для прохода под ним рабочих машин и средств транспорта. За- IO груэка бетононасоса осуществляется экскаватором L7, возведение стен 4 провошггся опалубкой 18 переставляемой с блска на блок перестановшиком 18.

Применение предлагаемого способа осуществляется посредством проходки наклонного (под углом 35 ) водосброса (фиг. L3). Буровая рама перемещается канатом лебеаси по рельсам-направшпошим 7, смонтированным на наклонных 2î поверхностях 5 боковых берм 3.

При взрывания забоя вся отбитая порода под собственным весом по наклонным поверхностям 5 поступает в пройденную предварително нижнкяо вщзаботку 25

8 и далее по ее подошве перемещается вниз в камеру погрузки. Буровая рама

6 сразу же после взрывания и проветривания опускается к забою для осуществления нового цикла. 30

Применение пре длагаемого способа позволяет повысить темпы сооружения туннелей и производительность труда за счет повышения коэффициента использования шнуров и скважин, совмещения производства работ по сооружению туннелей, применения более совершенных схем организации работы транспорта и систем про ветривания.

Формула изобре тения

Способ сооружения туннеля, включающий проходку нижней выработки и образование траншеи с наклонными боковыми поверхностями для спуска самотеком гор ной массы в нижнюю выработку, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью по-. вышения темпов строительства, на боковых наклонных поверхностях укрепляют направлякшие для перемещения буровой рамы и опалубки для бетсжирования свода, разрабатывают грибовидную часть туннеля буровой рамой и бетснируют свод туннеля, после чего разрабатывают бермштроссы; и бетонируют стены.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 296850, къ E 21 С 27/30, 1969, 2. Авторское свидетельство СССР

И. 72024, кл..Е 21 0 9/00, 1946, 883 450

Составитель В. Пономарева

Редактор А. Шандор Техред Т.Маточка Корректор Г. Решетник

Заказ 10158/52 Тираж 630 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ сооружения туннеля Способ сооружения туннеля Способ сооружения туннеля Способ сооружения туннеля Способ сооружения туннеля Способ сооружения туннеля Способ сооружения туннеля Способ сооружения туннеля Способ сооружения туннеля Способ сооружения туннеля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при монтаже механизированных крепий типа МК-1МКМ, 2МКЭ, МК75 в горно-геологических условиях, ограниченных техническими характеристиками комплектов
Наверх