Компенсатор

 

О Л Ы С А Н Ы Е < 892107

ЫЗОВРЕТЕН ЫЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сеюз Советских

Соцнапнстнческин

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.04.80(21) 2913162/29-08 (51) Щ. Кд.

F 164 51/02 с присоединением заявки М (23) Приоритет евеуйнрстевнпыВ комитет

СССР не делен нзебретеннй и етерытнй

Опубликовано 23.12.81 Бюллетень .% 47 г

Дата опубликования описания 25. 12.81 (53) УДК 621.643. .43 (088.8) (72) Автор изобретения т«;, 3"

\ tl (!

В. ll. Чумаков

БИВАЛ«; -,., {П ) заявитель (54) КОМПЕНСАТОР

Изобретение относится к трубопроводной технике и может быть использовано в качестве компенсатора температурных деформаций трубопроводов в различных отраслях промышленности.

I 3

Известен волнистый .осевой компенсатор для трубопроводов, содержащий патруб.ки, к которым прикреплен гибкий гофриро ванный элемент. 111.

Недостатком компенсатора является

1О ограниченная область его применения по давлению. Повышение давления вызывает необходимость увеличения несущей способности компенсатора, например, за счет утолщения стенок гофрированного элемен15 та. Однако это приводит к снижению ком-. пенсирующей способности компенсатора.

Известен также волнистый осевой компенсатор, включающий патрубок, кожух, гофрированный элемент, размещенный меж- в ,ду патрубком и кожухом и своими торцами прикрепленный к ним $2).

Йанный компенсатор имеет повышенную несущую способность по давлению за диет того, что давление среды действует на наружную поверхность гибкого элемента, однако имеет недостаточную коМпенсирую- щую сйособность ввиду ограничения продольной устойчивости гофрированного элемента, обусловленной наибольшим возможным числом волн.

Бель изобретения - расширение области применения компенсатора.

Бель достигается тем, что в компенсатор введены установленные соосно патрубку, по крайней мере, один дополнительный гибкий гофрированный. элемент и муфта с упорами, причем на кожухе и патрубке выполнены упоры, взаимодействующйе с упорами муфты, а торцы гибких гофрированных элементов закреплены на кожухе и муфте и на муфте и патрубке.

На чертеже показан компенсатор, изображенный над осевой линией в исходном положении, а под осевой линией в положении возможного смешения, продольный разрез.

3 8921

Компенсатор состоит из патрубка 1, размещенного в кожухе 2. Между патрубком и кожухом установлены гофрированные элементы 3 и 4, разделенные муфтой 5.

Патрубок и муфта снабжены защитными кольцами 6 и 7 для предотвращения по« падания осадков в зазор между патрубком и кожухом, Противоположные концы гофрированных элементов, а именно левый конец элемента 4 и правый конец элемен- 10 (та 3, соединены с муфтой 5 непосред-: ственно или прй помощи кольца /. другие два противоположные конца гофрированных элементов закреплены так: правый конец элемента 4 закреплен на патрубке 1 не- i5 посредственно или при помощи кольца 6, левый конец элемента 3 — к внутренней поверхности кожуха 2.

Муфта имеет два упора 8 на внешней ее поверхности и упор 9 на внутренней . щ поверхности. При взаимном перемещении муфты и патрубка упор 9 входит в контакт . с ограничительным упором 10, закрепленным на поверхности патрубка.

На внутренней поверхности кожуха закреплены два опорных кольца 11, полость между которыми заполняется битумом для предотвращения коррозии гофрированных элементов и смазки поверхностей контакта опорных колец 11 при скольжении их цо наружной поверхности патрубка, На внутренней поверхности кожуха также закреплен упор 12, взаимодействующий с упорами 8 муфты при перемещениях кожуха и муфты относительно друг друга.

На патрубке имеется упор 13, ограничивающий перемещение кожуха по патруб- ку при сжатии компенсатора. Роль упора

13 может выполнять также торец патрубка, входящий в контакт с трубой у основ вания кожуха при предельном сжатии компенсатора ..

B нейтральном положении компенсатора упоры 9 и 12 находятся на равном удалении от упоров 10 и 8, соответствуюЬ 45 щем 4, где д — компенсирующая способность компенсатора в мм.

Упор 12 отстоит от упоров 8 и 10 на расстоянии — . Ha таком же расстоянии

Ь

4 относительно упора 12 находится упор. 1Ъ

Компенсатор может содержать h гофрированных элементов, разделенных (n1) муфтами.

Компенсатор работает следующим образом. 55

Давление рабочей среды в компенсаторе передается на внешние поверхности ,гофрированных элементов 3 и 4 и внут- 1

07 4 реннюю поверхность муфты 5. Таким об разом, муфта 5 с элементом 3 оказыва» ется разгруженной относительно кожуха 2! и патрубка l. лемент 3 прижимается к внешней поверхности муфты 5 также, как и элемент 4 к поверхности патрубка 1.

При удлинении компенсатора элементы

3 и 4 работают на сжатие, а при сжатии компенса тора — на удлинение.

Так, при взаимном перемещении патрубка 1 и кожуха 2 друг относительно друга при сжатии компенсатора за счет упругости гофрированных элементов 4 или 3 усилие сжатия компенсатора будет частично передаваться на муфту 5, вызывая ее перемещение и сторону торца патрубка 1 по на» правляющим, которыми служат кольца 11, 7» 6ю и упор 9. Пвижение муфты 5 относительно патрубка 1 будет происходить до тех пор, лоха упор 9 не войдет в кон такт с упором 10 патрубка 1, что составляет величину перемещения, равную х4

Перемещение кожуха 2 относительно муфЬ ты 5 осуществляется на расстояние до упора кольца 11 в упор 8. Суммарное перемещение кожуха 2 относительно патрубка 1 определяется величиной — 4 — = ь д»

Ь 4 4

B этом предельном случае расстоянйе от упора 13 до упора 12 равно ве. личине компенсирующей способности

Компенсатор позволяет расширить область его применения как по давлению рабочей среды, так и по условиям температурных удлинений трубопровода эа счет того, что каждый из его гофрированных элементов рассчитан на перемещение раз меньшее общего перемещения компенсатора, в связи с чем может быть выполнен с меньшей величиной волны или с большей толщиной стенки элемента, что обеспечивает его большую несущую способность.

Фор мула изобретения

Компенсатор, выполненный в виде взаимно перемещающихся в осевом направлении кожуха и патрубка, между которыми установлен охватывающий патрубок гибкий гофрированный элемент, о т л и— ч а ющийс я тем, что, с цельюрасширения области применения, в него введены установленные соосно патрубку, по крайней мере, один дополнительный гофрированный элемент и муфта с упорами, причем на кожухе и патрубке выполнены упоры, взаимодействующие с упорами муф892107 ты, а торны гибких гофрированных элементов. закреплены на кожухе и муфте и на муфте и патрубке, Источники информапии, пр инитые во внимание при экспертизе

1. фролов В, H. Волнистые компецсаторы для теплообменных аппаратов и тру бопроводов. И., 1966, с. 28, рис. 8.

2. Авторское свидетельство СССР № 291069, кл. F 16 L 51/02. 1968 (прототип) .

Составитель В. Пинчук

Редактор С. Патрушева Техред И. Гайпч Корректор A ференд

Заказ 1 1 19 1/55 Тираж 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ПГ1П "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Компенсатор Компенсатор Компенсатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для подвижного соединения трубопровода выхлопной системы автомобиля с двигателем, а также при сооружении трубопроводов

Изобретение относится к трубопроводной технике, а именно к устройствам для соединения высоконапорных магистральных трубопроводов преимущественно большого диаметра (более 150 мм) газовой и нефтеперерабатывающей промышленности, и предназначено для осевой компенсации тепловых расширений, а также рабочих и монтажных смещений

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для компенсации температурных удлинений теплопроводов

Изобретение относится к специальному стыку, являющемуся компенсатором теплового расширения и предназначенному для использования на горячих трубопроводах

Изобретение относится к областям: атомного теплотехнического, химического машиностроения, космической техники и может быть использовано в трубопроводах для транспортировки жидкой и газовой среды под давлением

Изобретение относится к устройствам для компенсации перемещений трубопроводов и может быть использовано в гидропневмосистемах для транспортировки жидкостей и газов

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении трубопроводов

Изобретение относится к строительству и используется в газопроводах высокого давления
Наверх