Регулируемый зубчато-рычажный механизм

 

(72) Авторы нзобретення

О.Г. Горовой и P. В. Амбарцумянц

Одесский ордена Трудового Красного Знаменр политехнический институт (73) Заявнтеяь (54) РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЗУБЧАТО-РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ

Изобретение относится к машиностроению, а именно r. передачам для сообщения движения или преобразования его в одной плоскости или параллельно ей с помощью кривощипов, экщентриков или подобных элементов.

Известен регулируемый зубчато-рычажный механизм, содержащий основание, размещенные в нем приводной вал, с эксцентриком, базисный шарнирный четырехзвенник, входное звено которого жестко связано с приводным валом и, взаимодействующие между собой зубчатые колеса, установленные на шарнирах базового четырехзвенника. Èåõàнизм предназначен для регулирования выстоя выходного звена механизма. Изменение положения эксцентрика относительно стойки механизма позволяет изменить длину стойки шарнирного четырехзвенника. Такое регулирование дает, возможность изменить выходные характеристики зубчато-рычажного механизма, в частности, вели чину у гла выстоя (1).

Недостатком известного механизма является то, что он имеет узкие функциональные возможности, обусловленные. тем, что в нем регулируется значение только одного параметра механизма, что не позволяет, кроме того, получить высокую точность регулирования.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей регулируемого зубчато-рычажного механизма и улучшение точности его выходных характеристик путем изменения при регулировке длин двух звеньев базового шарнирного четырехзвенника.

Указанная цель достигается тем, что в известном регулируемом эубчаторычажном механизме, содержащем основание, размещенные в нем приводной вал с эксцентриком, базисный шарнирный четырехзвенник; входное звено которого жестко связано с приводным ва894277 формула изобретения пом, и взаимодействующие между собой зубчатые колеса, установленные на шарнирах базового четырехзвенника, входное звено выполнено в виде телескопического стержня с цанговым зажимом, колесо, установленное на входном звене связано с последним посредством дополнительного вала с осевым коническим отверстием, а механиз ; снабжен установленным в основании коническим фиксатором, взаимодействующим с коническим отверстием дополнительного вала и подпружиненным в направлении последнего.

На фиг. 1 изображен механизм, общий вид, на фиг. 2 - разрез А-А на фи r. 1.

Регулировочный зубчато-рычажный ме ханизм содержит основание 1,размещенные в нем приводной вал 2 с эксцентриком 3, базисный шарнирный четырехзвенник, состоящий из основания 1, выходного звена 4, шатуна 5 и коромысла 6, =оединенных между собой посредством арниров 7, 8 и 9, эксцентрик 3 усгановлен в основании 1 с возможностью

1оворота и последующей фиксации с помощью гайки 10. Вал 2 установлен в эксцентрике 3 с возможностью поворота.

Входное звено 4 шарнирного четырех30 звенника жестко связано с приводным валом 2. Иеханизм содержит взаимодействующие между собой зубчатые колеса

11, 12 и 13, установленные на шарнирах 7, 8 и 9 соответственно.

Входное звено 4 выполнено в виде телескопического стержня из двух входящих одна в другую труб 14 и 15 и соединяющего их цангового зажима 16, Колесо 11, установленное на. входном звене 4, связано с последним посред40 ством дополнительного вала 17. с осевым коническим отверстием 18, а механизм снабжен установленным в основании 1. кон ческим фиксатором 19, взаимодействующим с коническим отверстием 18 дополнительного вала 17 и подпружиненным с помощью пружин 20 в направлении вала 17, Иеханизм работает следующим образом.

SO

Крутящий момент от приводного вала 4 посредством шарнирного четырехзвенника 4-5-6-1 и зубчатых колес

11- l2 передается к выходному .зубчатому колесу 13. SS

Регулирование механизма производится следующим образом.

Иеханизм приводится в положение, при котором фиксатор 19 посредством пружины 20 входит в коническое отверстие

18 вала 17. При этом звенья 1, 5 и.6 образуют жесткую форму. Затем с помощью цангового зажима 16 разъединяют трубы 14 и 15. Отвинчивая гайку 10, эксцентрику 3 сообщается определенный поворот относительно основания 1.

При этом изменяются длины основания

1 и входного звена 4 (фиг. 1) шарнирного четырехзвенника. После совершения регулировки положение эксцентрика 3 и длина входного звена 4 фиксируются с помощью гайки 10 и цангоаого зажима 16.

Использование предлагаемого изобретения расширяет функциональные возможности и, кроме того, повышает точность аппроксимации наперед заданных функций.. Регулируемый зубчато-рычажный механизм, содержащий основание, размещенные в нем приводной вал с эксцентриком, базисный шарнирный четырехзвенник, аходное звено которого жестко связано с приводным валом, и взаимодействующие между собой зубчатые колеса, установленные на шарнирах базового четырехзвенника, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и улучшения точности выходных характеристик механизма, входное звено вы полнено в виде телескопического стержня с цанговым зажимом, колесо, установленное на входном звене, связано с последним посредством дополнительного вала с осевым койическим отверстием, а механизм снабжен установленным в основании коническим фиксатором, взаимодействующим с коническим отверстием дополнительного вала и подпружиненным в направлении последнегоо.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Нахапетян Е. Г. Динамические характеристики зубчато-рычажных, кулачково-зубчато"рычажных и кулачковопланетарных механизмов с остановкой.

Иеханика машин. 1973 вып. 42, с, 6366 (прототип).

894277

/ A

Р . 7

А-4 пайр/ уют

Составитель В. Штукарев

Техрер А. Ач Корректор М. Иароши

Редактор И. Тыкей

Заказ 11429/57 Тираж 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Регулируемый зубчато-рычажный механизм Регулируемый зубчато-рычажный механизм Регулируемый зубчато-рычажный механизм 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве привода конвейеров, а также других технологических машин, при эксплуатации которых возникает необходимость в чередовании различных режимов движения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам для разделения вращательного движения способом передачи движения с одного вала на два других

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания и поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания и поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания и поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах точного позиционирования подвижных объектов машин-автоматов и манипуляторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для воспроизведения сложных кривых и технологическом оборудовании для фасонной обработки деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах-автоматах для точного позиционирования и плавного регулирования переменной скорости движения с остановками подвижных объектов и в приводах машин, где требуется временный останов ведомого вращающегося вала при работающем приводном двигателе

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для точного позиционирования рабочих органов в машинах-автоматах и робототехнике
Наверх