Способ оценки технического состояния роторной машины

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсиик

Социвлистичесиик

Республик (ii<9018? 6 (61 ) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 30,04.86 (21) 2918208/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет»

Опубликовано 30.01.82. Бюллетень № 4

Дата опубликования описания 05,02.82 (51)М. Кл. G 01 М 15/0

Тооударстаааый комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (53) УЙК 621.43.

OOl 5<088 8) Э. П, Мышинский, А, М, Ожинский, Н. А. Стоянова (72) Авторы (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

РОТОРНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к диагностике машин по виброакустнческим характеристиKBM

Известны способы оценки технического состояния роторной машины, закпючающие5 ся в том, что измеряют амплитуду и фазу составляющих вибраций ротора в, опорном его сечении, по меньшей мере, на двух различных нерезонансных скоросто тях вращения, обрабатывают результаты и сравнивают их с собственными частотами и формами колебаний, полученными для ротора, установленного на идеальные шарнирные опоры П1.

3$

При эксплуатации роторных машин такие факторы технического состояния, как неуравновешенность, несоосность, неисправность опорных подшипников, вызывают одинаковые по величине уровни вибрации на частоте вращения ротора и не влияют на уровни вибрации машины на других частотах спектра. Поэтому указанный способ не позволяет выделить эти факторы по отдельности, что и приводит к ограничению глубины диагностирования.

Цель изобретения — увеличение глубины диагностирования при оценке технического состояния роторных машин.

Указанная цель достигается тем, что измеряют амплитуду и фазу составляющей вибрации ротора в двух взаимно перпендикулярных направлениях, причем на каждой из частот вращения измерения проводят при трех различных системах пробных дисбалансов, и полученные результаты измерений используют для определения упругодемпферных характеристик опор и распределения неуравновешенностей по длине ротора.

Существо предложения состоит в следующем.

Расчет собственных частот и форм колебаний исследуемого ротора в, случае его установки на идеальные шарнирные опоры производят по исходным характеристикам ротора: его длине т., координатам опорных сечений Й и Sg, отсчитанным от одно oa сКорость вращения лл л лл лл

Ал --л1 1 Z12 ь -ne гл г.л гл лл 2-лл Zng -лг. ол дл рл ол 1> -1л э л2 -л1 аг ог О2 о2 nfl - <,2 Л.2 л.2 - 2.а ЯР Ра У.3. ЛЛ, лг i - Л2 :ЛЛ, -ЛЛ ° АЯ > - - --q2 4Л, Л ne - Ла ом о.и о.и ом -,лл и лм лм eи ум g.q а.н :41, nl, nk >, l2 лл 1 -l5 > -л2 > -1Я . )-л1 р 31 > ля, -<2

9=4,2; гп=,л ... N;

Р(= J Ф")(ь) g (s) йз., о

Я ",2 ...2, 1"= <,д; (й- —"

82 S l

8 — Sn

1Ф з3 90187 го из концов ротора, модулю упругости материала ротора Е, распределенной погонной плотности р (З ) и моменту инерции поперечного сечения 3 ($ ), с помощью известных методов расчета собст-, венных частот и форм колебаний, например, на ЭВМ.

В процессе обработки результатов измерений виброакустических сигналов преобразуют измеренные значения амцлитуд te и фаз вибрации для каждого пуска и комплексным амплитудам колебаний ротора в опорах по формулам

1 р = — (д„., " " л- Aii«f."УЭ)

- — (к/ " а (д -фх2 + j Qq+g Уф) . „=,(.„ -" "",, ").

После этого определяют комплексные

XQPBKTePHCTHKH 0IIOP K,t, К2, K2 KZ >

Nn ), N,, ), ) ...,.ж,.й ... рости вращения ротора путем решения системы линейных уравнений: (n) гв 4 ) =рщ Пялъ флп г.в Л.а 2 40

ryд и+ лh -л 1+ лд

1й 11 Фд -л 1 ллд лл е je.

КМФъъЕ14н, ЧВ(щ) я- m Злпъ 74щ а-МФ3 Еллъь

% д л л д лл= ллд -«а -ло

Kz d -лг 2 h nz гл д -лл 21 ля

«2„Π—,,а, „.О д Л д. -Лл1 г.Е где К, ;, ....., N ""- комплексные характеристики опор для угловой скорости вращения ротора о), П) = 4p)...) N

Ü7Лт =Я ъlvl Z,, rl - 1.1 г Ози

-l1J l3 yti

И

l" -- 1, .).;

6 ф где 7 и Zn„- комплексные амплитуды прямой и обратной процессии в первом опорном сечении;

/„ и Б лг - комплексные амплитуды прямой и обратной процес» сии во втором опорном сечении;

А (л, А л, л),„,ч) „- амплитуды и фазы вибра-. ции ротора в первом опорном сечении в направлениях Х и У перпендикулярных, оси ротора; г, (й, „„ г- амплитуды и фазы вибрации ротора во втором опорном сечении в направлениях Х и У: (, - мнимая единица, и в результате, вычислений получают указанные в таблице значения комплексных амплитуд для всех пусков при N различных скоростях вращения.

%-л (-фМ „)яг е fy(s) $>(s) .(, С.

j>K=-1,2; М = 4,2, 1я;

Rq,1-/p " (s g (s)Hs;

Я-<,2... 2й . ) ) 2.

8 и Зй - координаты опорных сечений;

1 .Аа) - собственные частотьц с )(Ъ)» нормированные собственные формы колебаний ротора на идеальных шарнирных опорах;

cd,= t,2,..., 2и;

5,901876 6 ф" () — распределение вводимого проб . y (8) - распределение погонной плотносного дисбаланса, г = 1 2 ти вела, черта над буквой обозначает

О; (}= 1 комплексное сопряжение.

Ь 26n- =1 — известная для данного материала ротора константа, характеризующая . внутреннее трение в материале;

Ю, - угловая скорость вращения;

1р 2t ° ° ° р (е }(- @.(к " к " (} <}

Сщ = Яр (К(.р((Ц }» fj е"")) )(= 1 р ((((«л} «6(Þ (р«(«(«(,) а д " (((«к((Ч Ц )

Л.@(Ь Х-- - Ъ(К„ ((„("1} g(> N«(ml)

Сщ -- (йЕ (К(" С., 1 g<}g)

1(((An) «(m) (((1} x((«(() где е е Нн

Ь2 -(@

)е1,k, ОЧ =4,2, .,И

С1 = 1,2,.», 2.ц и вычисляют комплексное распределение неуравновешенностей по длине ротора по формуле

Способ оценки технического состояния роторной машины, заключающийся в том, p(s) =y(s) X ф (з) определяют коэффициенты p (q 1,2„...

2 (} ) разйожеиия распределенной неуравновешенности ротора по формам свободных колебаний путем решения систем ура внений

1 1 Л l Ь,1 11н 01

2 Л

g y0,1 g(<}y-O1

11

Д «О.1 1.1 (} 1

11 1 12 2+".+ с(-12(1(гн = @21 «+ @гг ZЛ (i} P.1 O} O.1

2 2=12 (" 2 АЛ т

21 1 22 2 - о(.2,2((лЛЕц 1 412 й12

О л 2 12 О2

К(2}-г 0..2 g(2}ge. (1 л

2 (ъ г 2 Л.2 р.2 л.2 (} 2 г1 1 22Р2 " 2,ь(г(л = (л.21 2 11 +HZ Я12

Кг 212 М2 г- (О о.г ca) аг

1 ((Л M P.M ЛМ (}.1н

С и 1 ot è,p21--" -((м 2((= м -"- 1 лг -и.

„<и} ам «(04: ан — л 1 -И

О(р(, л СЛКЯ " 1 н н 2К "не21 а-11 гя ЛЙ

К((} «л(g(M)yOЛЛ

2 12 Я -12 } (5) По полученным комплексным характеристикам опор определяют вещественные упругие и демпферные характеристики опор для каждой скорости вращения ротора по формулам (о.

g((m} +(м (еч) >(m$)

Ху = M(.* (g, -К (}+. р («е} — g }) (р д(,}

/(хх — оа} Я(кг-Кг +Я -h3 })

I .

2,1н\ (ее ° (Ь } Ьн} (,е1 х(д =-2 — „«л («1 К вЂ” "ъ - }г + }г )

t и ((к к e g,(" ) гае ((S) - нормированные ооеотнееные формы колебаний ротора на шарнирных onopex.,( а затем по полученным величинам упругоЗО демпферных характеристик опор и распределению неуравновешенностей судят о техническом состоянии роторной машины.

Таким образом, операции способа заключаются в том, что предвар ", ò(ío перед

35 измерением виброакустического сигнала

lIo исходным характеристикам исследуемого ротора рассчитывают собственные частоты и формы колебаний ротора, считая его установленным на идеальные шарнир4О ные опоры, измеряют амплитуду и фазу составляющей вибрации ротора на частоте вращения в двух взаимно перпендикулярных направлениях в опорных сечениях ротора при, по меньшей мере, двух различных нерезонансных скоростях враще45 ния на каждой скорости при одном пуске без пробных дисбалансов и при двух пусках с различными системами пробных дисбалансов, определяют упруго-демпферные характеристики опор и распределение неуравновешенностей по длине ротора, по ведунам упруго-демпферных характерис. тик опор и распределению неуравновешенностей по длине poropa судят о техническом состоянии роторной машины.

Ф ормул а изобр е тения

7 901876 8 что измеряют амплитуду и фазу составля- в двух взаимно перпендикулярных напрающих вибраций ротора в опорном его влениях, причем на каждой из частот врасечении, по меньшей мере, на двух раз- щения измерения проводят при трех различных нереэонансных скоростях вреще- личных системах пробных дисбалансов, и ния, обрабатывают результаты и сравнива g полученные результаты измерений исполь» ют их с расчетными собственными часто- зуют для определения упруго-демнферных тами и формами колебаний, полученными характеристик опор и распредепения недля ротора, установленного на идеальные уравновешенности по длине ротора. шарнирные опоры, о т л и ч а ю щ и й— Источники информации, с я тем, что, с целью увеличения глуби- <о принятые во внимание при экспертизе ны диагностирования, амплитуду и фазу 1. Авторское свидетельство СССР составляющей вибрации ротора измеряют _#_q 453603, кл. С 01 М 15/00, 1974.

Составитепь Н. Патрахальнев

Редактор Е. Папп Техред Т.Маточка Корректор H. Стец

Заказ 12368/32 Тираж 882 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ оценки технического состояния роторной машины Способ оценки технического состояния роторной машины Способ оценки технического состояния роторной машины Способ оценки технического состояния роторной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх