Электрическая машина

 

ОЛ ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<„>907707

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.06.80 (21) 2945818/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 23.02.82. Бюллетень № 7

Дата опубликования описания 23.02.82 (51) М.К .

Н 02 К 9/04

Госудорствеииык комитет (53) УДК 621.313. .713 (088.8) по делам изобретеиий и открытий, ° .! ) вторы изобретения

Н. Г. Теслюк и Г. Т. Удодов,« с

1 71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкции бесконтактных электрическики х машин с когтеобразным ротором.

Известна бесконтактная электрическая машина с когтеобразными полюсными системами, катушкой возбуждения, внутризамкнутым магнитопроводом и протяжной вентиляцией (1) .

Недостатками таких машин являются усложнение конструкции из-за наличия вентилятора и снижение надежности из-за увеличения массы вращающихся частей за счет вентилятора и наличия отверстий в подшипниковых щитах для подачи охлаждающего воздуха, вследствие возможности попадания через них внутрь машины посторонних предметов.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является бесконтактная электрическая машина закрытого типа с естественным охлаждением, содержащая сердечник ротора с радиальным сквозным каналом и с когтеобразными полюсами, концы которых закреплены на кольце, установленном на валу и имеющем каналы, и обмотку возбуждения, закрепленную на каркасе, имеющем охлаждаемую торцевую поверхность, сообщающуся с каналом сердечника и через аксиальные каналы с каналами кольца (2).

Недостатком известного устройства является плохое охлаждение одного из основных тепловыделяющих узлов — обмотки возбуждения.

Цель изобретения — повышение эксп1о луатационной надежности путем улучшения охлаждения обмотки возбуждения машины с естественным охлаждением.

Цель достигается тем, что на внутренней поверхности кольца расположены вентиляционные лопатки и пазы между ними, аксиальные каналы расположены между внутренней поверхностью каркаса и валом, торцевая поверхность каркаса выполнена с радиальными пазами, сообщающимися с каналом сердечника и через аксиальные о каналы с пазами кольца.

Причем для повышения эффективности охлаждения обмотки возбуждения глубина радиальных пазов на шайбе выполнена увеличивающейся от центра шайбы к ее пери907707 ферии, т. е. пазы выполнены под углом к оси вращения машины.

На Фиг. 1 представлена предлагаемая электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 — внутренняя поверхность кольца с лопатками и радиальными пазами.

Электрическая машина содержит ротор, образованный скрепленными между собой когтеобразными полюсами 1 и кольцом 2, магнитопроводящий вал 3, на котором закреплено кольцо 2, обмотку 4 возбуждения, намотанную на каркас 5, сердечник 6 обмотки 4 возбуждения и статор 7.

На кольце 2 расположены вентиляционные лопатки 8 и радиальные пазы 9. На сердечнике 6 выполнены отверстия 10, соединяющие полость 11 обмотки 4 возбуждения с полостью 12 статора 7. На торце каркаса 5 выполнены радиальные пазы 13, соединяющие полость 11 статора 7 с полостью 14, образованную наружной поверхностью вала 3 и внутренней поверхностью каркаса 5.

При работе машины вентиляционные лопатки 8 захватывают нагретый воздух, находящийся в полостях 11 и 14 и выбрасывают его в полость 12. Поскольку температура нагрева обмотки статора 7 ниже чем обмотки возбуждения и при хорошей теплопроводности корпуса машины, выполненного из алюминиевого сплава, температура в полости 12 ниже, чем в полостях 11 и 14, а температура воздуха, поступившего из полостей 11 и 14, снижается в полости 12.

Одновременно с выходом нагретого воздуха из полостей ll и 14 через отверстия 10 в полость 11 и через отверстия 10 в пазы 13 в полость 14 поступает более холодный воздух из полости 12, который охлаждает обмотку 4 возбуждения как по ее наружному диаметру, так и по внутреннему через каркас 5. На фиг. 1 стрелками показаны пути воздушных потоков в машине, При более интенсивном перемещении воздушных масс внутри машины достигается снижение температуры обмотки возбуждения.

Таким образом, генератор мощностью

0,5 кВт снижает температуру обмотки возбуждения при работе генератора в номинальном режиме в среднем на 15 С. Снижение температуры обмотки возбуждения повышает КПД генератора и срок службы изоляции обмотки возбуждения.

Кроме того, за счет выполнения пазов и отверстий системы охлаждения снижена масса генератора примерно на 2%.

Изобретение можно использовать в ка1о честве источника постоянного тока мощностью 0,5 кВт для передвижных бензоэлектрических агрегатов.

Формула изобретения

1. Электрическая машина закрытого исполнения, содержащая сердечник ротора с радиальным сквозным каналом и с когтеобразными полюсами, концы которых за20 креплены на кольце, установленном на валу и имеющем каналы, и обмотку возбуждения, закрепленную на каркасе с охлаждаемой торцовой поверхностью, сообщающейся с каналом сердечника и через аксиальные каналы с каналами кольца, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, на внутренней поверхности кольца расположены вентиляционные лопатки и пазы между ними, аксиальные каналы расположены между внутренней поверхносзо тью каркаса и валом, торцовая поверхность каркаса выполнена с радиальными пазами, сообщающимися с каналом сердечника и через аксиальные каналы — с пазами кольца.

2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, 3S что пазы кольца имеют переменную глубину, увеличивающуюся от центра к периферии.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 350098, кл. Н 02 К 1/06, 1971.

2. Патент ЧССР № 142198, кл. Н 02 К 19/16, 1968.

907707

7 1 11

2 9 3 фиг. 1

Составитель Л. Карцева

Техред А. Бойкас Корректор М. Пожо

Тираж 719 Подписное

Редактор Н. Джуган

Заказ 611/66

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей электрической машины, увеличить ее коэффициент полезного действия путем снижения потерь на вентиляцию

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры электрических машин, например тяговых электрических машин локомотивов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей способа охлаждения вращающейся электрической машины с воздушным охлаждением и открытым охлаждающим контуром, в которой отфильтрованный механическим путем атмосферный воздух попадает через установленные по обеим сторонам вала ротора вентиляторы посредством охлаждающих каналов в статор, ротор и воздушный зазор машины, а затем снова отдается в атмосферу

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов
Наверх