Устой моста

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (12817

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 30.05.80 (21) 2950259 29-33 с присоединением заявки ¹ —— (23) Приоритет— (5l) М 1Ул з

E 0l D l9/02

Гесударстееииык комитет

Опубликовано 5.03.82. Бюллетень Хо 10

Дата опубликования описания 25.03.82 (53 ) УД К 624. 16— — 624.21.09-16 (088.8 ) по делан изобретений и открытий

Б. А. Мищенко, Ю. В. Романцов, B. М. Рогожин/li- ô. М; Kàðþê

Государственный институт по проектнрованийз @сц)ожно-..", транспортных сооружений сГипрокоммундортранс» " . (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТОИ МОСТА

Изобретение относится к области транспортного строительства и может быть использовано в мостостроении.

Известны конструкции устоев, содержащие тело и фундамент (1).

Недостатками данных конструкций являются большие габариты, массивность и громоздкость фундамента и тела, что объясняется необходимостью восприятия устоем значительных моментных и горизонтальных нагрузок от давления грунта, линейных деформаций пролета и торможения транспорта и обусловливает значительную материалоемкость и стоимость конструкции.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предложенному является устой моста, включающий опертое на фундамент посредством шарнира тело, имеющее вертикальную стенку с жестко прикрепленной к ней одним концом горизонтальной плитой.. Горизонтальная плита прикреплена к верхней части стенки (2).

В данной конструкции наличие шарнира и горизонтальной плиты позволяет значительно уменьшить моментные нагрузки на фунламент.

Недостатком такого i стоя является обуcловленная расположением горизонтальной

5 llëèòû, засыпка и утрамбовка грунта пол которой крайне затрулнительны, что также ограничивает возможность уравновешивания им лавления грунта, а слеловательно, снижает эксплуатационную прочность устоя о и позволяет использовать его только в малых и срелних мостах.

Цель изобретения — упрощение монтажа и повышение эксплуатационной прочности устоя.

Поставленная пель достигается тем, что

15 в устое моста, включающем опертое на фунламент посрелством шарнира тело, имеющес вертикальную стенку с жестко прикрепленной к ней одним концом горизонтальной плитой, горизонтальная плита прикреп20 " лена к нижней части стенки и обращена другим концом в пролет, причем фунламент размещен пол обращенным в пролет концом горизонтальной плиты, а соотношение длины плиты к высоте стенки нахолится в прелелах от 1, 3,5 ло !i6.

912817

Формула изобретения

На фиг. 1 изображен устой моста, продольный разрез; на фиг. 2 — вид на устой со стороны пролета; на фиг. 3 — схема работы устоя.

Предложенный устой моста содержит смонтированный на свайном основании 1 фундамент, выполненный в виде блоков 2, установленных с интервалами друг от друга, тело, содержащее горизонтальную плиту 3, имеющую длину F, один конец которой шарнирно оперт на блоки 2 фундамента, а на другом жестко смонтирована вертикальная стенка 4, имеющая высоту Н, одна сторона которой опирается на грунт насыпи 5. а на оголовке установлен конец балки 6 пролетного строения. Соотношение длины плиты 1 к высоте стенки Н находится в пределах - - — до †. На поверхности плиты

l >

3,5 б может быть уложено покрытие 7 для использования пространства над плитой для тротуара.

При наличии горизонтальной плиты 3 от веса пролета, веса стенки и временных вертикальны. нагрузок за счет плеча ОА, равного длине плиты 1, относительно шарнира создается опрокидывающий момент, направленный в сторону насьщи, что обусловливает опирание стенки на грунт насыпи, уравновешивает его активное давление на устой, что в свою очередь позволяет уменьшить гаоариты устоя и повысить его эксплуатационную прочность.

Устой монтируют следующим образом.

Первоначально сооружают на свайном основании блоки 2 фундамента, на которых шарнирно устанавливают тело, содержащее горизонтальную плиту 3, жестко соединенную со стенкой 4. Положение тела фиксируют распорками, располагая их со стороны пролета, и осуществляют послойную засыпку грунта насыпи 5 с последующей его утрамбовкой. После чего устанавливают балку 6 пролетного строения.

При выборе соотношения длин плиты и высоты стенки принята во внимание разница плотности грунта, расположенного под плитой, и грунтовой засыпки насыпи 5.

Условия стабильности положения устоя будут соблюдены при отсутствии просадок грунта под плитой в точке А (фиг. 3), что в свою очередь будет обеспечено при отсутствии просадки в точке В и возможно, если момент сопротивления в точке В будет больше момента сопротивления в точке A. Указанные моменты зависят от соотношения плотности грунта насыпи и грунта, находящегося под плитой.

Плотность грунта основания при средних условиях больше плотности грунта насыпи приблизительно в 2 — 4 раза. Следовательно, исключение просадки грунта в точке А обеспечивается в том случае, если момент сопротивления в точке В больше момента сопротивления в точке А приблизительно (с запасом) в 3-4 раза, что возмо>кно при условии, если плечо ОВ больше плеча ОА в 3 — 4 раза.

При изменении соотношениядлины плиты 1 и высоты стенки Н в сторону увеличения длины плиты 3 момент в точке А увеличивается за счет увеличения плеча ОА, что естественно увеличивает напряженность в плите и влечет за собой увеличение ее габаритов, обусловливающих увеличение материалоемкости и стоимости.

Одним из основных факторов, учитываемых при выборе соотношения, является то, что при увеличении длины плиты угол между горизонталью и векторов Вв увеличивается, и сам вектор Вв все более отклоняется от нормали, при этом его проекция Вв уменьшается.

С учетом указанных выше факторов установлено, что наиболее рациональным, обеспечивающим оптимальное опирание стенки на насыпь и уравновешивание давления, является соотношение длины плиты и высоты стенки, не превышающее —. J,àííîå

1 соотношение можно уменьшать, но не менее чем до 1, так как дальнейшее его уменьшение, а следовательно уменьшение плеча ОА, приближает тело к вертикали и уменьшает момент, противодействуюший давлению грунта.

В предложенной конструкции при увеличении пролета и нагруженности моста габариты устоя возмо>кно не только не увеличить, а даже уменьшить за счет уменьшения длины плиты в допустимых пределах (от — до — ) при условии сохранения неизмен1 1

ЗЯ б ности расчетного давления на грунт со стороны устоя при увеливающихся вертикальных нагрузках при повышении нагруженности моста.

Применение предложенного устоя моста обеспечивает упрощение монтажа за счет исключения заделки в грунте насыпи горизонтальной плиты; повышение эксплуатационной прочности за счет наличия плиты, обусловливающей возникновение момента, направленного в сторону грунта и уравновешивающего его давление.

Указанные преимущества в целом позволяют снизить м атериалоем кость и c TQHмость конструкции и повысить эффективность ее монтажа.

Устой моста, включающий опертое на фундамент посредством шарнира тело, имеющее вертикальную стенку с жестко прикрепленной к ней одним концом горизонтальной плитой, отличающийся тем, что, с целью упрощения монтажа и повышения эксплуатационной прочности, горизонтальная

5 плита прикреплена к нижней части стенки и обращена другим концом в пролет, причем фундамент размещен под обращенным в пролет концом горизонтальной плиты, а соотношение длины плиты к высоте стенки находится в пределах от 1/3,5 до 1/6.

1281, Источи»ки информации, принятые во внимание при экспертизе ! 1," валс нко (;. 11. Опоры мостов. М., <.1 ранспопт», 1966 с. 113 - 126

2. Авторское свпдетсльство СС(:Р

¹ 414;351, кл, Е. 01 D 19/02, 1974.

912817

Составитель А.,Левитин

Редактор Л. Веселовская Техред А. Бойкас Корректор А. Ференц

Заказ 1333/48 Тираж 556 Поднисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП.-«Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устой моста Устой моста Устой моста Устой моста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мостостроению, в частности, к сборно-монолитным опорам моста

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано в конструкциях устоев, возводимых при высоких насыпях подходов к мосту

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве мостов и путепроводов на автомобильных дорогах

Изобретение относится к мостостроению, а именно к строительству мостов и путепроводов на автомобильных и железных дорогах, которые расположены на геомассивах, подверженных оползневым явлениям

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в мостостроении при строительстве путепроводов и мостов на автомобильных и железных дорогах

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве мостов, путепроводов и эстакад на автомобильных дорогах, в том числе в сложных инженерно-геологических условиях

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для сопряжения моста с насыпью при строительстве мостов и путепроводов на территориях, исключающих сооружение фундаментов глубокого заложения на сваях

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для сооружения опор моста, в том числе на геомассивах, подверженных оползневым явлениям

Изобретение относится к мостостроению

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве автодорожных или железнодорожных мостов в сложных инженерно-геологических условиях, например на оползневых геомассивах
Наверх