Способ контроля зубчатых колес

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. С©юЗ, СОветеких .СОциалметнческнх

Реслублик и 920363 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 25.07.80 (21) 2961003/25.28 (S l ) M Кл.

6 Ol В 7/28 с присоединением заявки М

Ваударотвеииый комитет

СССР ао йелак изобретений и открытий (2З) Приоритет— (53) УДК 531.717.

° 2:621.83 (088.8) Опубликовано. 15.04.82. Бюллетень %14

Дата опубликования описания 15.04.82 т т а

Б. Д. Афонский, М. Д. Генкин, В. В. Дитев, Б. Д. Конс нтиноава и Б. П. Лысков 1 (72) Авторы изобретения

Г

Г !

I т (71) Заявитель

Гооудартвенный нарвав -HccilalloaacallbcKMA имети ут ванниаов,денни им. акад. А. А. Благонравова (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к измерительной тех. нике и может быть использовано для контро-: ля параметров зубчатых колес.

Известен способ определения накопленной погрешности шага по зубчатому колесу, заключающийся в том, что угловые шаги, заключенные между одноименными профилями зубьев колеса, последовательно сравниваются с соответствующими участками единой шкалы отсчетного устройства 111.

Недостатксм данного способа является низкая точность, обусловленная нестабильностью результатов измерения.

Наиболее близким по технической сущно- сти к изобретению является способ контроля зубчатых колес, заключающийся в том, что

15 измерительное и контролируемое зубчатые колеса вводят в зацепление, осуществляют непрерывный обкат этих колес. прн нормальном межцентровом расстоянии между ними, определяют . заданную погрешность путем записи на диаграм; мной ленте самописца кривой погрешности сопряжения всех зубьев контролируемого колеса . с одноименным зубом сопрягаемого колеса B порядке последовательного возрастания или убь|вания нумерации зубьев контролируемого колеса, причем сопрягаемое колесо выбирают с числом зубьев, большим или меньшим на один числа зуй;рьев контролируемого колеса (21.

Однако известное техническое решение не позволяет определять накопленную погрешность шага зубчатого колеса.

Целью изобретения является определение накопленной погрешности шага зубчатого колеса.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу, заключающемуся во введении в зацепление измерительного и контролируемого зубчатых колес, осуществлении непрерывного обката этих колес при номинальном межцентровом расстоянии между ними и определении заданной погрешности, преобразуют угловые рассогласования зубчатой пары в электрические сигналы, которые регистрируют в моменты времени, соответствующие повороту контролируемого колеса на один очередной угловой шаг, сравнивают фазы преобразованных сигналов и по их разности оценивают накопленную погрешность шага зубчатого колеса.

3 92036

На фиг. 1 приведена блок-схема устройства, реализующего предлагаемый способ; на фиг.

2 — график дискретных значений изменений накопленной погрешности шага по зубчатому колесу. 5

Устройство содержит (см. фиг. 1) измерительное и контролируемое зубчатые колеса

Iи2,,которые соединены со входами соответственно преобразователей 3 и 4 углового рассогласования в электрические сигналы, а щ также последовательно соединенные умножитель 5, делитель 6, фазовый компаратор 7,,самописец 8. При этом второй вход фазового компаратора 7 подключен к выходу преобразователя 4, а выход преобразователя 3 соединен с входом умножителя 5.

Способ осуществляется следую цим образом.

Зубчатые колеса 1 и 2 вводят в зацепление и осуществляют непрерывный обкат этих колес, Контролируемому колесу 2 дают такое количество оборотов, чтобы все его зубья побывали в зацеплении с одноименным зубом измерительного. колеса 1. Например, если у контролируемого колеса 2 число зубьев равно 16 (zg -16); а у измерительного колеса 1 число зубьев равно 21 (хц = 21), то контролируемое колесо должно сделать 21 оборот, а измерительное — 16 оборотов, Угловые рассогласования зубчатой. пары, обусловленные кинематической погрешностью, преобразуются преобраМ зователями 3 и 4 в электрические сигналы, Сигнал с преобразователя 3 поступает на вход умножителя 5, коэффициент умножения которого соответствует числу зубьев измерительного колеса 1, а коэффициент реления делителя 6 — числу зубьев контролируемого колеса 2. Сигнал с делителя 6 поступает на первый вход фазового компаратора 7, на второй вход которого поступает сигнал с преобраэова. теля 4. Разностный сигнал с фазового компаратора 7 подается на регистрирующее устройство — самописец 8:

На диаграммной ленте линия lи-lK (см. фиг. 2) соответствует моменту времени, когда самописец зарегистрировал дискретное значение кинематической погрешности, обусловлен- 4 ное взаимодействием первого зуба измерительного колеса 1 (lи). с первым зубом контро3 4 лируемого колеса 2 (lк). На первом обороте контролируемого колеса 2 при остановленной диаграммной ленте самописца 8 участок I соответствует перемещению ленты самописца, а в продолжающемся обкате взаимодействуют другие зубья колес, результаты взаимодействия которых не регистрируются, и т.д. до тех пор, 1 пока, например, первый зуб измерительного колеса не побывает в зацеплении со всеми зубьями контролируемого колеса 2.

Наибольшая алгебраическая разность полученных дискретных значений кинематнческой погрешности есть накопленная погрешность шага по контролируемому колесу 2 (Fpp).

Преобразование угловых рассогласований зубчатой пары в электрические .сигналы, которые регистрируют в моменты времени, соответствующие повороту контролируемого колеса на один очередной угловой шаг, позволяет определять накопленную погрешность ша- га зубчатого колеса.

Формула изобретения

Способ контроля зубчатых колес, эаключаюI щиися в том, что измерительное и контролируе» мое зубчатые колеса вводят в зацепление, осуществляют непрерывный обкат этих колес при номинальном межцентровом расстоянии между ними и определяют заданную погрешность, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью определения накопленной. погрешности шага зубчатого колеса, преобразуют угловые рассогласования зубчатой пары в электрические сигналы, которые регистрируют в моменты времени, соответствующие повороту контролируемого колеса на один очередной угловой шаг, сравнивают фазы преобразованных сигналов и по их разности оценивают накопленную погрешность шага зубчатого колеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Тайц Б. А. Точность и контроль зубчатых колес. М., Машгиз, 1972, с. 244.

2. Авторское свидетельство СССР К 393570, кл. G 01 В 5/20, 1971 (прототип).

920363

Составитель Л. Кениг

Техред Т. Маточка

Корректор Л. Бокшан

Редактор О. Персиянцева

Заказ 23!3/38

Подписное

Тираж 6!4

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Месква, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная; 4

Способ контроля зубчатых колес Способ контроля зубчатых колес Способ контроля зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к методам контроля профиля литых лопаток и профиля стержней

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для регистрации деформации поверхности зданий и сооружений и т.п
Наверх