Устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес

 

Союз Советсиик

Социапнстмчесимк

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<о930006 (61) Дополнительное к авт. свид-ву рцЗаявлено20.11.80 (21) 3006286д 28 с присоединением заявки М (23) Прноритет(5!)М. Кл.

G 01 В 7/28

Фжуааратвеныа кемитвт

СССР лю делам иавбрвтенив и еткрытий

Опубликовано 23. 05. 82. Бюллетень М 19 (53) K 531.717.

:.2:621 833 (088.8) Дата опубликования описания 23.05.82 (72) Авторы изобретения

Б.П. Лысков, И.Д. Генкин и Б.Д. Афонский

Институт машиноведения им.акад. А.А.Благон (71) Заявитель (g4) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ

ПОГРЕШНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для контроля кинематической погрешности зубчатых колес.

Известно. устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес, содержащее ведущий и ведомый валы. Ведомый вал разделен на две части муфтой с упругой связью между дисками для измерения погрешности при рабочей скорости вращения (1).

Недостатком такого устройства является нестабильность показаний иэ-эа наличия трения в подшипни ках диска и большой массы зубчатых колес, что ведет к значительному снижению точности измерения, особенно при определении высокочастотных циклических составляющих кинематической погрешности зубчатых колес °

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес. содержащее ведущий и ведомый шпиндели для установки колес, образцовую кинематическую цепь, два преобразователя, один из которых связан с образцовой кинематической цепью, а другой предназнаен для взаимодействия с контролируемым зубчатым колесом, и блок обработки информации, входы которого связаны с выходами преобразователей.

В образцовой кинематической цепи применен сложный ленточно-рычажный механизм с настройкой на заданное передаточное отношение путем изменения соотношения плеч рычага, разме1$ ры которых отсчитывают по специальному микроскопу 121.

Недостатком устройства является сложность изготовления в связи с наличием большого количества высокоточных деталей.

Кроме того, погрешность от установки передаточного отношения и от нестабильности работы ленточно-ры30

3 93000 чажного механизма образцовой кинема тической цепи соизмерима с величиной контролируемого параметра и полностью йходит в результат контроля, что снижает точность измерения.

Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение точности измерения кинематической погрешности зубчатых колес., Укаэанная цель достигается тем, 10 что в устройстве, для контроля кинематической погрешности зубчатых ко лес, содержащем ведущий и ведомый шпиндели для установки колес, образцовую кинематическую цепь, два яре- 15 образователя, один из которых связан с образцовой кинематической цепью, а другой предназначен для взаимодействия с контролируемым зубчатым колесом, и блок обработки информацйи, входы которого связаны с выходами преобразователей, образцовая кинематическая цепь выполнена в виде дополнительных ведущего и ведомого шпинделей со сменными зубчатыми колесами, и двух идейтичных редукторов, связанных входами соответственно с дополнительными шпинделями, а выходами — с основными ведущим и ведомым шпинделями, а передаточное отношение редукторов выбирается из условия обеспечения превышения величины отношения погрешности взаимного поворота дополнительных шпинделей к заданной погреш35 ности измерения контролируемых зубчатых колес.

Кроме того, редукторы выполнены в виде волновых передач.

На чертеже изображена кинематическая схема устройства.

Устройство содержит основные ведущий 1 и ведомый 2 шпиндели, на которых установлены контролируемые зубчатые колеса 3 и 4. Дополнительные ведущий 5 и .ведомый 6 шпиндели, на коI горых установлены сменные зубчатые колеса 7 и 8, связанные с волновыми редукторами 9 и 10, имеющими равные передаточные от50 ношения в числовом значении

1=1000.

Передаточные отношения редукторов выбираются из условия обеспечения превышения величины отношения погрешности взаимного поворота дополнительных шпинделей к заданной погрешнрсти измерения контролируемых зубчатых колес.

6 ф

Погрешность сменной пары зубчатых колес 7 и 8 входит в результат измерения уменьшенной на величину передаточного отношения волнового редуктора 10.

Волновой ред ктор 10 связан с про межуточным шпи> делем 11.На основном ведомом 2 и пг,омежуточном 11 шпинделях располсжены преобразователи

12 и 13, магнитные барабаны (не по казаны ) которых содержат скрепляющее приспособление 14. Привод к дополнительному ведущему шпинделю осуществляется двигателем 15, имеющим реверс и переменное число оборотов.

Блок 16 обработки информации связан с выходами преобразователей 12 и 13 °

Устройство работает следующим образом.

Двигатель 15 передает вращение на вход волнового редуктора 9 и одновременно через сменные зубчатые колеса 7 и 8 и дополнительный ведомый шпиндель Ь на вход волнового редуктора 10.

Передаточное отношение зубчатых колес 7 и 8 равно передаточному отношению контролируемых зубчатых колес 3 и 4. Это обеспечивает настройку образцовой кинематической цепи на передаточное отношение контролируеь мой зубча гой передачи.

С выходного звена редуктора 9, связанного с основным ведущим,шпинделем 1, вращение при помощи контролируемых колес 3 и 4 и основного ведомого шпинделя 2 передается на преобразователь 12, а с выходного звена редуктора 10 через >промежуточный шпиндель 11 на преобразователь

13. На магнитные барабаны преобразователей 12 и 13 подается сигнал одинаковой формы с тарированной частотой колебания.

В связи с неравномерностью вращения магнитных барабанов, обусловленной погрешностью зубчатых колес

3 и 4, записанный сигнал модулируется по закону этой же неравномерности вращения. Для считывания сигналов, барабаны преобразователей 1? и 13 спаривают скрепляющим приспособлением 14, отсоединяют магнитный барабан от кинематической связи с другими элементами цепи (например, снятием одного из контролируемых колес 3,4) и производят считывание записанной информации.

930006

Сигналы с магнитных барабанов преобразователей поступают на блок

16 обработки информации, который преобразует поступающие сигналы в кинематическую погрешность.

Таким образом, на блок 16 обработки информации поступают два сигнала: один - с преобразователя 12, зависящий от кинематической погрешности контролируемых колес 3 и 4 и волнового редуктора 9,другой - с преобра зователя 13, зависящий от кинематической погрешности промежуточных колес 7 и 8 и волнового редуктора 10.

Причем в связи с высокой кинематической точностью волновых редукторов их погрешностью можно пренебречь. кроме того, так как передаточное отношение волновых редукторов 9 и.

10 выбрано -большим 4 ъ, 1000), то погрешность сменной зубчатой пары 7 и 8 входит в результат контроля уменьшенной на величину передаточного отношения волнового редуктора, поэтому и этой погрешностью можно пренебречь.

Так как сигналы, поступающие с преобразователей 12 и 13, не содержат кинематической погрешности образцовой цепи волновых редукторов 9 и

10 и сменных зубчатых колес 7 и 8), то блок 16 обработки информации выдает сигнал, соответствующий кинематической погрешн8сти только контролируемых зубчатых колес 3 и 4.

Для контроля кинематической погрешности зубчатых колее с различными числами зубьев основной ведомый шпиндель 2 и шпиндели 11 и 6 могут раздвигаться относительно основного ведущего шпинделя 1 и дополнительного ведущего шпинделя 5 на необходимое межосевое расстояние.

Использование предложенного устройства позволит упростить конструкцию, повысить точность измерения кинематической погрешности, снизить расходы на изготовление и юстировку, а также производить запись и считывание информации на разных оборотах

5 двигателя.

Формула изобретения

Устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес, содержащее ведущий и ведомый шпиндели для установки колес, образцовую кинематическую .цепь, два преобразо-, вателя, один из которых связан с образцовой кинематической цепью, а другой предназначен для взаимодействия с контролируемым зубчатым колесом, и блок обработки информации, 20 входы которого связаны с выходами преобразователей, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения точности измерения, образцовая кинематичесЪ

25 кая цепь выполнена в виде дополнительных ведущего и ведомого шпинделей со сменными зубчатыми колесами и двух«идентичных редукторов, связанных входами соответственно с доЗо полнительными шпинделями, а выходами вЂ,с .основными ведущим и, ведомым шпинделями, а передаточное отношение редукторов выбирается из усло вия обеспечения превышения величины .

35 отношения погрешностей взаимного по ворота дополнительных шпинделей к заданной погрешности измерения конт,ролируемых зубчатых колес.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1; Авторское свидетельство СССР

4 97589, кл. 6 01 В 7/28, 1951.

2. Тайц Б.А. Точность и контроль зубчатых колес. М., Машгиз, 1972, с.225-226, рис.117 (прототип).

930006

Составитель Л.Кенит, I редактор T.ÊóãÐûàeâà Техред H. Надь КоРРектоР И Пожо

Ю

Заказ 3448/50 Тираж 614 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 3-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 1

Устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес Устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес Устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес Устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к методам контроля профиля литых лопаток и профиля стержней

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для регистрации деформации поверхности зданий и сооружений и т.п
Наверх