Электрическая машина с газовым охлаждением

 

Союз Соаетсинк

Соцналнстнчвсиик рес ублни

ОЛ ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1 1)930501 (б1) Дополнительное к авт. сеид-ву Р 873337 ь (22) Заявлено 27, 04. 79 (21) 2751854/24-07 с присоединеииен заявки М (23) Приоритет (51)М. Кл.

9кударетеанны11 квнятет

СССР ав делан яаебрвтекиВ и еткрыткя

Н 02 К 3/50

Н 02 К 3/48

Н 02 К 9/04

Опубликовано 23,05.82. Бюллетень М 19 (53) УД К621° . 313.

° 713(088.8) Дата опубликования описания 23.05.82

8. Ю. Аврух, Л. А. Дугинов, Ю. И. Азбукин, В. А. Шелепов и Э. И. Гуревич к .ь с

f, i.;

Центрапьное конструкторское бюро Гпааанергореронта (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЦМ

ОХЛАЖДЕНИЕМ!

Изобретение относится к электромашиностроению. По основному авт. св. 1р 873337 известна электрическая машина с газовым охлаждением, содержащая ротор и статор, имеющий еердечник с радиальными каналами и с пазами на внутренней поверхности, расположенную в пазах обмотку, закрепляющие упомянутую обмотку составные по длине пазовые клинья с выступами, имеющими радиальные ребра, расположенными в зазоре между статором и ротором вдоль оси машины, в которой для повышения эффективности охлаждения путем торможения вращающегося потока газа в зазоре, каждый из упомянутых выступов имеет коробчатую форму, с Побразным в плоскости продольной оси машины сечением и с днищем, обращенным к ророту и расположенными по отношению к нему с уклоном.

Ребра выступов. в упомянутой маши-. не расположены на удаленных от расточки статора торцовых поверхностях днищ, а выступы соседних пазов сопряжены по торцовым поверх. ностям с образованием сообщающейся с радиальными каналами сердечника полости между внутренней поверхностью днищ и расточкой статора(1).

Недостатками известной электрической машины являются: сопряжение выступов соседних пазов по торцовым поверхностям вызывает затруднение с изготовлением электрической машины из-за необходимости подгонки выступов по торцо1j вым поверхностям;

- жесткое ребро выступа не позволяет выполнить его на всю высоту воздушного зазора из-за невозможности заводки ротора, это обстоятельство снижает эффективность охлаждения ротора электрической машины;

-одинаковая высота ребер выступов соседних пазов не всегда позволяет

3 9305 эффективно..использовать динамический

I напор вращающегося ротора.

Цель изобретения - повышение эфФективности охлаждения электрической машины и упрощение ее изготовления и ремонта.

Поставленная цель достигается тем, что машина снабжона образующими группы клиньями беэ выступов, установленными в нескольких соседних пазах, à 1в клинья с выступами установлены s остальных пазах.

При этом выступы клиньев соседних

1 пазов расположены с образованием зазоров между собой, сообщающихся с ра- д5 диальными каналами.

Кроме того, ребро каждого выступа в группе выполнено увеличивающимся по высоте в направлении вращения ротора по отношению к ребру предыдущего выс" тупа. )

При этом ребра выступов могут быть выполнены из эластичного материала.

На фиг. 1 показана электрическая машина, поперечный разрез; на фиг. 2- клин с эластичным ребром, поперечный разрез.

Электрическая машина содержит статор 1, имеющий сердечник 2 с радиаль- е ными каналами 3 с пазами 4 на внутренней поверхности, обмотку 5, расположенную в пазах, которая закрепляется составными по длине клиньями

6 без выступов,. образующих группы, и клиньями 7 с выступами 8, выходя35 щими в зазор 9 между статором и ротором 10, также образующими группы.

Выступы 8 клиньев выполнены коробчатой формы и имеют П-образное в

46 плоскости продольной оси машины сечение с днищем I1, обращенным к ротору 10 и расположенным по отношению к нему с уклоном.

Выступы 8 соседних пазов выполнены с тангенциальным зазором 12 между собой. Радиальные ребра 13 и

l4 выполняются из эластичного материала и ребро 13 каждого выступа в, 59 группе выполнено увеличивающимся по высоте в направлении вращения рото01 4 ра по отношению к ребру 14 предыдущего выступа.

Выполнение выступов соседних пазов с зазором между собой позволяет облегчить изготовление и ремонт электрической машины, так как исключеется операция подгонки торцов соседних выступов.

При работе электрической машины вращающийся поток газа, ударяясь о6 .эластичные ребра выступов в воздушном зазоре,эффективно эжектирует поток газа„ поступающий со стороны спинки сердечника статора в сторону ротора, а различная высота выступов ребер обеспечивает равномерное распределение потоков газа в радиальных каналах по окружности расточки статора.

Формула изобретения

1. Электрическая машина с газовым охлаждением по авт. св. УЗ?3337, отличающаяся тем, что, с целью упрощения изготовления и монтажа, она снабжена образующими группы клиньями без выступов, установленными в нескольких соседних пазах, а клинья с выступами установлены в остальных пазах.

2. Электрическая машина по п.1, о т л и .ч а ю щ а я с я тем, что выступы клиньев соседних пазов расположены с образованием зазоров между собой, сообщающихся с радиальными каналами.

3. Электрическая машина по и. 1. отличающаяся тем, что ребро каждого выступа в группе выполнено увеличивающимся по высоте в направлении вращения ротора по отношению к ребру предыдущего выступа.

4. Электрическая машина по и. 1, отличающаяся тем, что ребра выступов выполнены из эластичного материала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

11 87333?, кли Н 02 К 9/04, Н 02 К 3/50, 1978.

930501

Составитель Л. Карцева

ТехредМ. Гергель КорректорА. Ференц

Редактор А.Шандор

Тираж 719 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д 4 /5

Заказ 3488/74

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электрическая машина с газовым охлаждением Электрическая машина с газовым охлаждением Электрическая машина с газовым охлаждением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей электрической машины, увеличить ее коэффициент полезного действия путем снижения потерь на вентиляцию

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры электрических машин, например тяговых электрических машин локомотивов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей способа охлаждения вращающейся электрической машины с воздушным охлаждением и открытым охлаждающим контуром, в которой отфильтрованный механическим путем атмосферный воздух попадает через установленные по обеим сторонам вала ротора вентиляторы посредством охлаждающих каналов в статор, ротор и воздушный зазор машины, а затем снова отдается в атмосферу

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов
Наверх