Указатель изменения направления движения транспортного средства

 

О П И С А Н И Е (11)931529

Союз Советск их

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт.. свид-ву.— (22) Заявлено 26.10.77 (21) 2537623/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приори.ет— (51) М.К .

В 60 Q 1/38

Г4ся@рстллллык клиитлт

СССР

Опубликовано 30.05.82. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 05.06.82 (53) УДК 629.113. .066.018 (088.8) пе мллн лзебретеннй и еткрмтий (72) Авторы изобретения г

В. С. Кольченко и Ю. В. Миронов

/ т

Волжское объединение по производству .легковьпг:автомобилей (71) Заявитель (54) УКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ

ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к сигнализации транспортных средств и может быть использовано, в частности, для автомобиля с прицепом и без прицепа.

Известен указатель направления движения транспортного средства, содержащий мультивибратор, выполненный на двух транзисторах, подключенный к нагрузке и одному из полюсов источника тока, другой полюс которого соединен через контактный переключатель с инвертором, выполненным на транзисторе (1J

Недостатком устройства является сильная зависимость частоты мигания сигнальных ламп от температуры окружающей среды. Эта зависимость, в основном, обус- 5 ловлена шунтирующим влиянием пороговых элементов на времязадающие цепи, причем шунтирующий транзистор значительную часть периода находится в активном режиме.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является указатель изменения направления движения транспортного срредства, содержащий диод, контрольную лампу и схему контроля исправности сигнальных ламп, соединенных с источником питания посредством переключателя направления движения и контактов исполнительного реле, причем точка соединения переключателя и контактов соединена с источником питания через резистор н конденсатор с времязадающим резистором, пороговый элемент, транзистор которого коллектором соединен с исполнительным реле через усилительный каскад, эмиттером — с выходом делителя напряжения, а базой — с плюсом источника питания через второй времязадающий резистор, и цепь управления пороговым элементом, соединенную с переключателем направления (2).

Недостатком устройства является низкая стабильность частоты в зависимости от температуры, так как сильная отрицательная обратная связь приводит к затягиванию процес сов включения и выключения транзистора порогового элемента. Шунтирующее влияние входного сопротивления порогового элемента, зависимого от температуры, отрицательно - сказывается на стабильности частоты.

Кроме того, из-за несимметричности процес931529

Причем вход порогового элемента 8 соединен с конденсатором 12 и времязадающим резистором 11 через диод 7, катодом соединенного с упомянутым конденсатором 12 и резистором 11, подключенным к источнику питания через транзисторный ключ 16, вход которого подключен к переключателю направления движения.

В исходном состоянии, когда контакты 4о переключателя 13 направления разомкнуты, транзисторный ключ 16 открыт и потенциал базы транзистора порогового элемента 8, определяемый делителем из времязадающих резисторов 10 — 11, примерно равный потенциалу эмиттера, определяемому делителем 14 — 15, и удерживает транзистор порогового элемента 8 в закрытом состоянии. Транзистор усилительного каскада также закрыт, обмотка исполнительного реле 5 обесточена и его контакты 4 ра- 50 зомкнуты. Конденсатор 12 заряжен до напряжения, определяемого делителем 10 — 11 с одной стороны и делителем, образованным резистором и входным сопротивлением транзисторного ключа 15, с другой, т. е. примерно равного половине напряжения источника питания.

При замыкании контактов переключателя направления на один из бортов тран3 сов заряда и разряда конденсатора наблюдается существенная нестабильность частоты при изменении величины питающего напряжения.

Цель изобретения — повышение стабильности частоты в широком диапазоне температур и напряжений.

Указанная цель достигается тем, что база транзистора порогового элемента соединена с конденсатором и первым времязадающим резистором через диод, анодом к базе.

Цепь управления пороговым элементом выполнена в виде транзисторного ключа, подключающего первый времязадающий резистор к минусу источника питания.

На фиг. 1 показана схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — напряжение на входе порогового элемента устройства; совмещенное с напряжением порога.

Указатель изменения направления движения транспортного средства включает в себя сигнальные лампы 1; узел 2 контроля исправности этих ламп, содержащий измерительный резистор 3, включенный параллельно контактам 4 исполнительного реле 5, и контрольную лампу 6; диод 7; пороговый элемент 8, соединенный выходом с исполнительным реле 5 через транзистор 9, а входом — с источником питания через времязадающие резисторы 10 и 11 и через конденсатор 12 — с переключателем 13 направления. Эмиттер транзистора порогового элемента 8 соединен с выходом делителя 14 — 15.

25 зисторный ключ 16 закрывается, конденсатор 12 через лампы 1 подключается к общему проводу источника питания на противоположной его обкладке, так как на входе порогового элемента 8 в первый момент времени устанавливается отрицательный потенциал, равный напряжению заряда конденсатора по произведенной коммутации. При этом транзистор порогового элемента 8 закрыт, транзистор 9 также закрыт, реле 5 обесточено и коммутирующие контакты 4 разомкнуты (фиг. 2).

Далее конденсатор 12 начинает перезаряжаться по цепи: времязадающий резистор 10 — диод? — сигнальные лампы 1, причем напряжение на нем стремится к напряжению источника питания (фиг. 2)

После того, как напряжение на входе порогового элемента 8 достигнет напряжения порога, определяемого делителем 14 — 15, транзистор порогового элемента 8 откроется, откроет транзистор 9 усилительного каскада и обмотка электромагнитного реле 5 подключится последним к источнику питания. Коммутирующие контакты 4 замкнутся, открывая транзисторный ключ 16, подключая конденсатор 12 к источнику питания. Напряжение на входе порогового элемента 8 станет выше напряжения источника питания на величину напряжения на конденсаторе 12 в момент включения коммутирующих контактов 4. Под действием этого напряжения диод 7 закрывается, транзистор 8 остается включенным под действием тока базы, протекающим через резистор 10, а конденсатор 12 начинает разряжаться по цепи: контакты 4 — времязадающий резистор 11 — транзисторный ключ 16, прричем напряжение на конденсаторе стремится к напряжению источника питания. Таким образом, диод 7, закрываясь, отключает входное сопротивление порогового элемента 8 от времязадающих цепей.

Как только напряжение на входе порогового элемента 8 достигнет напряжения порога, определяемого делителем 14 — 15, диод 7 открывается, а транзистор 8 закрывается, закрывая транзистор 9 усилительного каскада. Обмотка реле 5 обесточивается и контакты 4 размыкаются, закрывая транзисторный ключ 16 и подключая конденсатор 12 через сигнальные лампы 1 к общему проводу источника питания. Далее цикл работы устройства повторяется.

Из приведенного выше анализа работы предлагаемого устройства следует, что все недостатки известного полностью устраняются — диод 7, закрываясь, устраняет шунтирующее влияние порогового элемента 8 на времязадающие цепи, что в свою очередь, дает возможность выбирать резисторы 14 — 15 сколь угодно малыми, устраняя тем самым отрицательную обратную связь порогового элемента. Тем самым дос931529 тигается повышение температурной стабильности частоты. Кроме того, диод, 7 и ключевой транзистор 16, попеременно переключаясь, создают симметричные цепи разряда и заряда конденсатора 12, что, в свою очередь, повышает стабильность частоты работы устройства при изменении величины питающего напряжения.

Стабильность работы устройства в широком диапазоне температур и напряжений особенно важна при работе последних

lO на транспортных средствах.

Формула изобретения

l5

l. Указатель изменения направления движения транспортного средства, содержащий диод, контрольную лампу и схему контроля исправности сигнальных ламп, соединенных с источником питания посредством переключателя направления движения 2 и контактов исполнительного реле, причем гочка соединения переключателя и контактов соединена с источником питания через резистор и конденсатор с времязадающим резистором, пороговый элемент, транзистор которого коллектором соединен с исполнительным реле через усилительный каскад, эмиттером — с выходом делителя напряжения, а базой — с полюсом источника питания через второй времязадающий резистор, и цепь управления пороговым элементом, соединенную с переключателем направления, отличающийся тем, что, с целью повышения стабильности частоты в широком диапазоне температур и напряжений, база транзистора порогового элемента соединена с конденсатором и первым времязадающим резистором через диод, анодом к базе.

2. Указатель по 1, отличающийся тем, что цепь управления пороговым элементом выполнена в виде транзисторного ключа, подключающего первый времязадающий резистор к минусу источника питания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 483724, кл. Н Ol Н 83/20, 28.11.72.

2. Авторское свидетельство СССР № 436761, кл. В 60 Q 1l//3388, 03.08.73 (прототип).

931529 напр

Фиг.2

Редактор Ю. Ковач

Заказ 3564/21

Составитель П. Бирюков

Техред А. Бойкас Корректор H. Швыдкая

Тираж 715 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Указатель изменения направления движения транспортного средства Указатель изменения направления движения транспортного средства Указатель изменения направления движения транспортного средства Указатель изменения направления движения транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к внешней световой сигнализации об изменении направления движения

Изобретение относится к электрооборудованию транспортного средства и может быть использовано на транспортных средствах
Изобретение относится к области автомобилестроения

Изобретение относится к переключателям указателей поворота автомобиля Цель изобретения повышение надежности и удобства эксплуатации

Изобретение относится к переключателям указателей поворотов и света транспортного средства

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для прерывистого включения электрооборудования

Изобретение относится к электротехнике, в частности к генераторам электрической энергии вращающегося колеса транспортного средства в электрическую энергию для ее потребителей, установленных на этих колесах, в частности, источников световой энергии

Изобретение относится к электротехнике, в частности к генераторам электрической энергии для преобразования кинетической энергии вращающегося колеса транспортного средства в электрическую энергию для ее потребителей, установленных на этих колесах, в частности источников световой энергии, установленных на колесах транспортных средств
Наверх