Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ „„931

Союз Советскик

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.08.80 (21) 2973049/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

В 62 D 33/06

Гесудлрстееннмй кемнтет

СССР (53) УДК 629.113 .011.5/7 (088.8) ло делам нэебретеннй н етнрмтий

Опубликовано 30.05.82. Бюллетень №20

Дата опубликования описания 30.05.82

М

А. Н. Оборотов, M. Н. Гурский, M. П. Дидух и Б. А. елушков

1 ;

1 J 4.

Ь .C:X

Минский дважды Ордена, Ленина и ордена Октябрьско Реворкм и автомобильный завод (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ЗАПОРНОЕ УСТРОЛСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ

ОТКИДЫВАЮЩЕЛСЯ КАБИНЫ НА РАМЕ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам, фиксирующим опрокидываемую кабину на раме автомобиля.

Известно запорное устройство для фиксации опрокидываемой кабины на раме автомобиля, содержащее смонтированный на кабине корпус, размещенный в нем подпружиненный захват, связанный с управляющей тягой и шарнирно закрепленный на оси, расположенной в корпусе, и упор, поворотно установленный в кронштейне рамы и контактирующий с рабочей поверхностью захвата, выполненной эксцентрично относительно оси крепления захвата (lj.

В этом устройстве эффективность выборки зазоров, возникающих между взаимодействующими деталями вследствие погрешностей изготовления, деформации или износа, повышается при увеличении эксцентриситета поверхности захвата относительно оси его крепления, а степень надежности фиксации кабины — при уменьшении эксцентриситета. Указанное противоречие заставляет выбирать среднее значение величины эксцентриситета, вследствие чего уменьшается степень эксплуатационной надежности устройства и требуется повышение степени точности изготовления взаимодействующих деталей.

Наиболее близким к предлагаемому является запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства, содержащее смонтированный на кабине корпус, размещенный в нем подпружиненный захват, связанный с управляющей тягой, поворотно установленную на расположенном в корпусе пальца втулку имеющую многогранную поверхность, сопряженную с ответной поверхностью захвата, выполненной эксцентрично относительно оси пальца, и упор, поворотно установленный в кронштейне рамы и контактирующий с указанной поверхностью захвата (2).

В указанном устройстве надежность фиксации кабины повышается при уменьшении эксцентриситета поверхности захвата относительно оси пальца, так как уменьшаются действующие на захват силы, способствующие самооткрыванию устройства. Однако при уменьшении указанного эксцентриситета вследствие увеличения усилия меж931565

25 за ду поверхностью захвата и упором увеличивается усилие открывания запорного устройства. При малых значениях эксцентриситета возможно заклинивание захвата и вследствие этого резкое увеличение усилия открывания устройства. Указанное противоречие заставляет выбирать средние значения эксцентриситета, вследствие чего уменьшается степень надежности фиксации кабины и увеличивается усилие открывания.

Цель изобретения — повышение надежности фиксации кабины путем уменьшения вероятности самооткрывания устройства и уменьшения усилия открывания.

Указанная цель достигается тем, что захват состоит из взаимодействующего с упором фиксирующего элемента, имеющего паз и установленного на выполненной на поверхности втулки цилиндрической поверхности, эксцентричной относительно оси пальца, и связанного с управляющей тягой подпружиненного поводка, установленного на многогранной поверхности втулки и входящего в паз фиксирующего элемента с зазором, при этом величина и направление эксцентриситетов многогранной и цилиндрической поверхностей втулки одинаковы, а втулка установлена со смещением оси ее цилиндрической поверхности от плоскости, проходящей через ось упора и ось пальца в сторону поворота поводка.

На фиг. 1 изображено запорное устройство, в положении «Закрыто»; на фиг. 2— то же, в положении «Открыто» (положение соответствует откинутой кабине); на фиг. 3— разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез

Б — Ь на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез,  — В на фиг. 4 (контурными линиями изображены элементы устройства в положении «Закрыто», а пунктирными линиями — в промежуточном положении) .

Запорное устройство содержит смонтированный на кабине 1 корпус 2, выполненный с зевом 3 и опирающийся на клиновые резиновые буферы 4 и 5, закрепленные на раме 6 автомобиля. В корпусе 2 размещен захват, состоящий из фиксирующего элемента 7 и поводка 8, установленных на втулке 9, поворотной на проходящем через стенки корпуса 2 пальце !О. Втулка 9 выполнена с цилиндрической 11 и многогранной 12 поверхностями, расположенными эксцентрично относительно оси пальца 10. Величина и направление эксцентриситетов цилиндрической 11 и многогранной 12 поверхностей выполнены при этом одинаковыми. На цилиндрической поверхности 11 втулки 9 поворотно установлен фиксирующий элемент 7, выполненный с пазом 13 и цилиндрической поверхностью 14 радиуса R, эксцентричной относительно оси пальца 10. Фиксирующий элемент 7 посредством эксцентричной поверхности 14 контактирует с упором 15, поворотно установленным в проушинах крон35

4 штейна 16, который через резиновые амортизаторы 17 и 18 болтами 19 и 20 закреплен на раме 6. На многогранной поверхности 12 втулки 9 установлен поводок 8, связанный с управляющей тягой 21, а также с пружинами

22 и 23, поджимающими его в открытом положении устройства к ограничителю 24. В закрытом положении устройства пружины

22 и 23 поджимают упор 15 эксцентричной поверхностью фиксирующего элемента 7 к стенкам зева 3. Поводок 8 входит в паз 13 фиксирующего элемента 7 с зазором А, обеспечивающим в пределах его значения поворот поводка 8 совместно с втулкой 9 относительно фиксирующего элемента 7. Втулка 9 установлена со смещением оси цилиндрической поверхности 11 от плоскости, соединяющей ось упора 15 и ось пальца 10, в сторону поворота поводка 8 при открывании устройства. Положение многогранной поверхности 12 втулки 9 относительно фиксирующего элемента 7 выбрано с учетом обеспечения контакта эксцентричной поверхности 14 фиксирующего элемента 7 с упором

15 в пределах заданного участка от В до

В+ Г.

Под действием силы пружин 22 и 13, передаваемой через поводок 8 на фиксирующий элемент 7, упор 15 зажат между стенками зева 3 и эксцентричной поверхностью

14 фиксирующего элемента 7, что обеспечивает фиксацию кабины на раме 6 автомобиля.

Для открывания устройства прилагают усилие к управляющей тяге 21, которая поворачивает поводок 8 совместно с втулкой 9 относительно пальца 10 и фиксирующего элемента 7. При повороте втулки 9 ее цилиндрическая поверхность 1 вследствие эксцентричного расположения относительно оси пальца 10 отделяется от упора 15. Установленный на цилиндрической поверхности 11 фиксирующий элемент 7 также отделяется от упора 15 (фиг. 5), что вызывает ослабление усилия взаимодействия между упором 15 и аксцентричной поверхностью

14 фиксирующего элемента 7. Последнее способствует уменьшению усилия, прикладываемого к управляющей тяге 21, а следовательно, облегчению открывания устройства. Поворот поводка 8 относительно фиксирующего элемента 7 происходит при выбирании зазора А между поводком 8 и стенкой паза 13. После выбирания зазора

А поводок 8 взаимодействует с фиксирующим элементом 7 и поворачивает его на пальце 10 до прекращения контакта с упором 15, обеспечивая последнему свободный выход из зева 3 при подъеме кабины 1.

После подъема кабины 1 нагрузка с управляющей тяги 21 снимается и поводок 8 под действием усилия пружин 22 и 23 поворачивается совместно с втулкой 9 на пальце

93!.565

10. После выбирания зазора А поводок 8 взаимодействует с фиксирующим элементом 7 и поворачивает его на пальце 10.

Поворот поводка 8, втулки 9 фиксирующего элемента 7 относительно пальца 10 происходит до соприкосновения поводка 8 с ограничителем 24.

При опускании кабины 1 на раму 6 упор

15 входит в зев 3, поворачивает на пальце фиксирующий элемент 7, поводок 8 и втулку 9, преодолевая усилие пружин 22 и 23, и упирается в,стенки зева 3. Под действием силы пружин 22 и 23 фиксирующий элемент

7 зажимает упор 15 между стенками зева

3 и эксцентричной поверхностью 14, осуществляя его фиксацию. Эксцентричная поверхность 14 фиксирующего элемента 7 обес- 15 печивает самоподжатие упора 15 к стенкам зева 3 и автоматическое выбирание зазоров, возникающих между взаимодействующими деталями вследствие погрешностей изготовления, износа или деформации. Контакт упора 15 с эксцентричной поверхно- о стью 14 фиксирующего элемента 7 должен быть выдержан при этом в границах заданного участка от В до В + Г. Для выполнения указанного требования в случае его нарушения изменяют расстояние между упором 15 и цилиндрической поверхностью 11 втулки 9, для чего изменяют расположение многогранной поверхности 12 втулки 9 относительно поводка 8.

При открывании и закрывании устройства упор 15, взаимодействуя фиксирующим элементом 7, обкатывается по его боковой поверхности и вращается в проушинах кронштейна 16. При качании кабины 1 во время движения автомобиля упор 15 неподвижен относительно корпуса 2 и вращается з5 относительно проушин кронштейна 16. Таким образом, износу подвергаются только проушины кронштейна 16 и взаимодействующие с ним края упора 15. Для повышения долговечности устройства проушины крон- 4 штейна 16 и края упора 15 выполнены повышенной твердости. Долговечность устройства повышается также путем обеспечения прилегания эксцентричной поверхности 14 фиксирующего элемента 7 к упору 15. Последнее достигается изменением наклона упо- 4S ра 15 относительно эксцентричной поверх. ности 14 путем различной степени сжатия резиновых амортизаторов 17 и 18 болтами 19 и 20. Обеспечение прилегания эксцентричной поверхности 14 к упору 15 исключает перекосы между ними, что позволяет уменьшить усилие, необходимое для открывания устройства. Клиновые резиновые буферы

4 и 5, установленные на раме 6, ограничивают величину смещения кабины 1 под действием инерционных сил, возникающих ss

6 при движении автомобиля, относительно рамы 6, что способствует уменьшению перекосов между эксцентричной поверхностью

14 и упором 15 и, следовательно, уменьшению усилия, необходимого для открывания устройства.

Предлагаемое техническое решение позволяет значительно уменьшить усилие, необходимое для открывания устройства за счет предварительного уменьшения сил между взаимодействующими деталями. Уменьшение усилия открывания устройства позволяет уменьшить величину эксцентриситета поверхности поджима, что повышает надежность фиксации кабины путем уменьшения вероятности самооткрывания устройства.

Формула изобретения

Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства, содержащее смонтированный на кабине корпус, размещенный в нем подпружиненный захват, связанный с управляющей тягой, поворотно установленную на расположенном в корпусе пальца втулку, имеющую многогранную поверхность, сопряж енную с ответной поверхностью захвата, выполненной эксцентрично относительно оси пальца, и упор, поворотно установленный в кронштейне рамы и контактирующий с указанной поверхностью захвата, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности фиксации кабины путем уменьшения вероятности самооткрывания устройства и уменьшения усилия открывания, захват состоит из взаимодействующего с упором фиксирующего элемента, имеющего паз и установленного на выполненной на поверхности втулки цилиндрической поверхности, эксцентричной относительно оси пальца, и связанного с управляющей тягой подпружиненного поводка, установленно на многогранной поверхности втулки и входящего в паз фиксирующего элемента с зазором, при этом величина и направление эксцентриситетов многогранной и цилиндрической поверхностей втулки одинаковы, а втулка установлена со смещением оси ее цилиндрической поверхности от плоскости, проходящей через ось упора и ось пальца, в сторону поворота поводка.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 608690, кл. В 62 D 33/06, 1975..

2. Авторское свидетельство СССР № 783099, кл. В 62 D 33/06, 1979 (прототип) .

Pua. g

Ре едактор ц т4

Заказ 3640 убелко

/23

Со оставитель С Ш expeg А g Шевронов

ВНИИПИ "Раж 680 оррек

Госуда с РекTop р щ.

1 по делам Р"венного к Подписное омак жгоРод, ул П д. 4/5 ул роектная, 4

Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно для кабин и может быть использовано в кабинах тракторов и сельскохозяйственных машин для повышения герметичности, тепло- и звукоизоляции

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к компоновке экстерьера и интерьера кабины автомобиля главным образом для магистральных грузовых и пассажирских перевозок, и обеспечивает снижение аэродинамического сопротивления и повышение комфортабельности и пассивной безопасности его кабины при сохранении ее минимальной длины

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к конструкциям тягачей

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам для установки кабины на раме транспортного средства

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано, в частности, как карьерный автосамосвал повышенной грузоподъемности

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к кабинам гусеничных тракторов

Изобретение относится к тяговым транспортным средствам, в частности, к тракторам

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве кабин на самоходных сельскохозяйственных машинах, электровозах, тепловозах, речных судах и других объектах промышленности

Изобретение относится к оборудованию карьерного автомобильного транспорта, а именно к автомобилям-самосвалам, и может быть использовано для транспортирования сильно увлажненной и налипающей на днище кузова автосамосвала горной массы
Наверх