Способ определения частотных уровней звукового давления в кабине транспортного средства

 

(и) 893665

Союз Советскик

Соцнапнстическнк

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополннтельное к авт. санд-ву(22) Заявлено 0 1.0430 (21) 2908146/27-11 (53)M. Кл..

В 62 О 33/06

G 01 Н 5/00 с прнсоеднненнем заявки М

Геаударотеаиный комитет

СССР ие делам изобретений н открьпий (23) ПриоритетОпубликовано 30.1 281. Бтоллетень яе 48

Дата опубликования опнсання 30.1281 (53) УЙК с 34.61..083:629.113

{088.8) (72) Автор изобретения

Е.И. Бондарев (21) Заявитель (Я) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТОТНЫХ УРОВНЕЙ

ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ

В КАБИНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспорт ,ному машиностроению и может быть использовано в других областях техники для определения эффективности звукоизоляционных и виброиэоляционных качеств кабин и других объектов.

Современные машины, например сельскохозяйственные, выполняют сложные технологические операции и поэтому то имеют большое количество источников шума. Общеизвестны отрицательные последствия этих источников шума на здоровье операторов, поэтому санитарные нормы регламентируют предельно

15 допустимые уровни звукового давления на рабочих местах, в частности в кабинах транспортных средств.

Шум на рабочем месте определяют, в основном, составляющие: структурная, передающаяся ое. источников шума через элементы конструкции машины; энергия потока звукового давления, проникающая в кабину от источников через. воздушное пространство, в дальнейшем воздушная составляющая.

Для снижения влияния структурной составляющей применяют различные типы виброиэоляторов. Для снижения воздушной составляющей кабины изнутри покрывают различными звукопоглощающими и звукоизоляционными материалами.

Наиболее близким к предлагаемому является способ определения частотных уровней звукового давления в кабине транспортного средства, при котором шумомером регистрируют частотные уровни звукового давления в кабине при реальном внешнем звуковом поле, создаваемом транспортным средством (1 ).

Таким образом измеряются суммарные уровни звукового давления, проникшие в кабину через воздушное пространство и через механические связи с остовом машины.

893665

Для определения оптимальных путей борьбы с шумом в кабине необходимо выявить долю каждой из этих составляющих.

Цель изобретения — раздельное определения вклада структурной и воздушной составляющих шума, прони" кающих в кабину, Поставленная цель достигается тем, что значения частотных уровней звукового давления в исследуемой кабине регистрируют поочередно при наложенных и снятых механических связях кабины с остовом транспортно.го средства, при этом структурную составляющую шума определяют по раз" ности значений частотных уровней звукового давления.

При измерении частотных уровней звукового давления со снятыми механическими связями кабины с остовом, транспортного средства кабину во время испытаний удерживают подвеской, изолированной от транспортного средства.

На фиг. 1 дана схема измерения частотных уровней звукового давления в кабине с наложенными на нее механическими связями с остовом транспорт" ного средства; на фиг. 2 — то же, изолированной от всех механических связей с остовом транспортного средства; на фиг. 3 -графики результатов измерений частотных уровней звукового давления в кабине, где L — реальное внешнее звуковое

Р поле, дБ; частотные уровни звукового давления в кабине с наложенными на нее механическими связями, дБ; частотные уровни звукового и давления в кабине, изолированной от механических связей, дБ.

На шасси транспортного средства 1 (фиг. 1) установлена исследуемая кабина 2 посредством механических связей 3 с остовом. В кабине установлен микрофон 4, соединенный с измерителем 5 шума и вибраций.

Произведен запуск двигателя транспортного средства на холостом режиме работы при номинальных оборотах коленчатого вала двигателя на Стоянке, чем создано внешнее реальное звуковое поле 1 Р (фиг. 3).

При помощи микрофона 4 и измерителя 5 шума и вибраций определены час1

$$

Формула изобретения

1. Способ определения частотных уровней звукового давления в кабине транспортного средства, при котором шумомером регистрируют частотные уровни звукового давления в кабине при реальном внешнем звуковом поле, создаваемом транспортным средством, отличающийся тем, что, с целью раздельного определения тотные уровни звукового давления в исследуемой кабине с наложенными на нее механическими связями с остовом транспортного средства, которые

$ на фиг. 3 изображены кривой 1„,„, Затем исследуемую кабину 2 (фиг;2) освобождают от всех механических связей с остовом транспортного средтва 1 и удерживают в первоначальном

10 положении подвеской 6, изолированной от транспортного средства. Вновь производят запуск двигателя тран порт1 ного средства на холостом режиме работы при номинальных оборотах колен

1$ чатого вала двигателя, чем создают внешнее реальное звуковое поле L> (фиг. 3) такое же, как в первом случае.

При помощи микрофона 4 и измери1о теля 5 шума и вибраций определяют частотные уровни звукового давления в кабине, которые на фиг. 3 изображены кривой 11,.Кривая L, (ôèã. 3) характеризует суммарные частотные

2S уровни звукового давления, проникшие в кабину через воздушное пространство и через механические связи с остовом машины, как это предусмотрено ГОСТ,16529-70. зо Доля частотных уровней звукового давления, проникших в каоину через воздушное пространство, расположена на фиг. 3 ниже кривой L . Доля частотных уровней звукового давления, 35 проникших в кабину через структурные механические связи с остовом транспортного средства, определяется как разность между линиями, и L>.

Использование предлагаемого способа позволяет выявить раздельно вклад структурной составляющей и воз. . душной составляющей частотных уровней звукового давления в кабийе, что позволяет определить оптимальные пути борьбы с шумом на рабочем месте оператора.

5 89366 вклада структурной и воздушной составляющих шума, проникающих в кабину, значения частотных уровней звукового давления в исследуемой кабине регистрируют поочередно при наложенных и снятых механических связях кабины с остовом транспортного средства, при этом структурную составляющую шума определяют по разности значений уровня звукового давления.

2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что при измерении

5 Ь частотных уровней звукового давления со снятыми механическими связями кабины с остовом транспортного средства, кабину во время испытаний удерживают подвеской, изолированной от транспортного средства.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Машины сельскохознйственные, самоходные. Иетоды определения вибра ционных и шумовых характеристик.

ГОСТ 16529-70 {прототип).

893665

Частота 7

Составитель А. Смольская

Редактор E. Лушникова Техред A. Ач

Корректор М.Демчик

Подписное филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул, Проектная,, 4

Заказ 11355/26 Тираж 702

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ll3035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Способ определения частотных уровней звукового давления в кабине транспортного средства Способ определения частотных уровней звукового давления в кабине транспортного средства Способ определения частотных уровней звукового давления в кабине транспортного средства Способ определения частотных уровней звукового давления в кабине транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к кузовам-фургонам транспортных средств, в частности к способам сборки панельных кузовов фургонного типа для грузовых автомобилей

Изобретение относится к способу изготовления передней части грузового автомобиля с кабиной водителя, согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, а также к передней части грузового автомобиля с кабиной водителя, согласно ограничительной части пункта 10 формулы изобретения

Изобретение относится к сельскохозяйственным тракторам, а именно к кабинам механизатора

Изобретение относится к бронированным сухопутным транспортным средствам для перевозки специальных грузов и ценностей в сопровождении вооруженной охраны

Погрузчик // 2037445

Изобретение относится к самосвальным кузовам грузовых автомобилей, в которых предусмотрен обогрев груза, перевозимого в кузове
Наверх