Способ прессового соединения ведущей и ведомой деталей

 

(7l ) Заявитель (54) СПОСОБ ПРЕССОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ

И ВЕДОМОЙ ДЕТАЛЕЙ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к сборке нереверсивных соединений деталей с натягом, например прессового соединения диски турбины-вал.

Известен способ прессового соедиS нения ведущей с ведомой деталей с выступами вдоль образующей, чередующимися с канавками, ширина которых больше ширины выступов, заключающийся в запрессовке деталей путем поворота одной относительно другой до совмещения выступов, pig . Однако известный способ не обеспечивает надежности соединения деталей, работающих в нереверсивном режиме, Целью изобретения является повышение надежности соединения деталей, работающих в нереверсивном режиме.

Укаэанная цель достигается за счет о того, что согласно способу прессового соединения ведомой и ведущей деталей с выступами вдоль образующей, чередующимися с канавками, ширина которых

2 больше ширины выступов, заключающемуся в запрессовке деталей путем поворота одной Относительно другой до совмещения выступов, ведущую деталь поворачивают по направлению передаваемого ею момента вращения при эксплуатации соединения, а ведомую — в противоположном направлении.

Кроме того, выступы при запрессовке могут совмещаться не полностью.

На фиг. 1 изображено прессовое соединение; на фиг. 2 — узел 1 соединения на фиг. 1.

Способ прессового соединения, например, вала турбины и ступицы диска, заключается в следующем.

Диаметр посадочной поверхности вала 1 в прессовом соединении, как известно, больше диаметра посадочной поверхности сопрягаемого с ним отверстия ступицы 2. На посадочных поверхностях соединяемых деталей выполнены с одинаковым для обеих деталей шагом продольные канавки 3, чередующиеся с

3 93524 образованными этими канавками выступами 4. Ширина канавок несколько превышает ширину выступов.

У торца вала 1 ступицу 2 ориентируют так, чтобы выступы 4 ее отверстия пришлись против канавок 3 вала 1.

При этом выступы 4 вала 1 соответственно совмещаются с канавками 3 отверстий ступицы 2. Затеи ступицу 2 перемещают вдоль вала 1 (или вал 1 1в вдвигают в отверстие ступицы 2 ) до их заданного взаимного расположения.

При осевом перемещении деталей их выступы перемещаются по канавкам (наподобие шлицевого соединения). Убедившись, что детали заняли требуемое положение, производят их запрессовку. .Для этого одну деталь поворачивают относительно другой (не исключается одновременный поворот обеих деталей в р противоположных направлениях ) °

При запрессовке выступы 4 одной деC тали надвигаются на аналогичные выступы другой детали.

Направление поворота запрессовываемой детали выбирают с учетом на правления момента вращения, который передает соединение при эксплуатации.

При этом возможны два варианта: когда ведущим элементом в соединении является ступица 2 и когда ведущий элемент - вал 1 °

Например, применительно к турбине, ведущим элементом соединения является ступица диска, с которой мозг мент, развиваемый на лопатках, передается на вал. 8ал в этом случае является ведомым элементом данного соединения.

В других применениях известного прессового соединения ведущим элемен. том может быть вал, а ступица - ведомым элементом.

Если ведущим элементом является ступица 2, то ее поворачивают при за" б5 прессовке относительно застопоренного вала 1 по направлению передаваемого ступицей при эксплуатации момента вращения, т.е. направлению вращения соединения при эксплуатации. Если момент вращения, передаваемый ступицей 2 валу l, направлен по часовой стрелке, то и ступицу 2 поворачивают также по часовой стрелке. Если в этом случае при сборке соединения стопорят ступицу 2, а поворачивают относитель-

9 4 но ее вал 1, то поворот осуществляют в направлении, противоположном направлению момента вращения, передаваемого ступицей валу, т.е. против часовой стрелки . Соответственно, если ведущим элементом соединения является вал 1 и момент по-прежнему направлен по часовой стрелке, то ступицу 2 поворачивают против часовой стрелки, когда вал 1 застопорен, и вал 1 поворачивают по часовой стрелке, когда ступица 2 застопорена.

Во всех случаях надежность соединения еще выше, если при сборке выступы совмещают неполностью - не на всю их ширину, а несколько недоворачивая, чтобы оставалась не смятой некоторая часть посадочной поверхности по ширине выступа, например, 0,1-0,2 ширины выступа.

Положительный эффект данного способа прессового соединения заключается в возможности равнопрочной запрессовки нескольких ступиц на один вал постоянного диаметра и вместе с тем повышается надежность прессовых соединений, работающих в нереверсивном режиме, например прессовых соединений дисков с валом турбины.

Формула изобретения

1. Способ прессового соединения ведущей и ведомой деталей с выступами вдоль образующей, чередующимися с канавками, ширина которых больше ширины выступов, заключающийся в запрессовке деталей путем поворота одной детали относительно другой до совмещения выступов, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности соединения деталей, работающих в нереверсивном режиме, ведущую деталь поворачивают по направлению передаваемого ею момента вращения при эксплуатации соединения, а ведомуюв противоположном направлении.

2. Способ соединения по и. 1, о тл и ч а ю шийся тем, что выступы при напрессовке совмещают не, полностью.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 665128, кл. 16 8 4/00, 1978.

93524

Фиг t я

Р Р

Подписное

Составитель А. Киселева

Редактор Н. Горват Техред Л.Пекарь Кор екто Е. Рошко

Зэказ 4115/17 Тираж 1153

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская-наб. а. 4/5

« -- « «« « - . « 8 -«

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ прессового соединения ведущей и ведомой деталей Способ прессового соединения ведущей и ведомой деталей Способ прессового соединения ведущей и ведомой деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сборочному производству, в частности к сборке газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к области механосборочных работ и предназначено для одновременной выпрессовки нескольких деталей

Изобретение относится к области ремонта и может быть использовано при демонтаже деталей, соединенных с натягом

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при поверке работоспособности и метрологической точности устройства, осуществляющего измерение усилия на инструменте при обработке давлением, в частности при формировании колесных пар подвижного состава, в зависимости от пройденного инструментом пути

Изобретение относится к механосборочному производству и может быть использовано при сборке деталей типа плоской шайбы с центральным и двумя радиально расположенными относительно центрального отверстиями

Изобретение относится к способам и устройствам для обработки металлов, а именно к способам для облегчения разборки механических узлов, которые крепятся резьбовыми соединениями или штифтуются

Изобретение относится к оборудованию для сборки и разборки узлов и может быть использовано, преимущественно, для монтажа и демонтажа шестерен коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания
Наверх